Этапы жизни и творчества Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

целью данного реферата является изучение этапов жизни и творчества великого русского писателя Сергея Есенина. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить биографию Сергея Есенина.
2. Понять, как жизнь Есенина повлияла на его творчество.
3. Выявить основные мотивы лирики Есенина.
4. Показать философичность произведений Сергея Александровича Есенина.
5. Проанализировать поэму «Анна Снегина».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Этапы жизни Сергея Александровича Есенина
1.1. Детство, деревня, учение…………………………………………….. 3 – 7
1.2. Москва………………………………………………………………. 8 – 12
1.3. Петроград …………………………………………………………… 13 – 15
1.4. Европа и Америка………………………………………………….......... 16
1.5. Тверская любовь Сергея Есенина……………………………………… 17
1.6. Последние годы жизни………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Творчество Сергея Александровича Есенина.
2.1. Основные мотивы лирики……………………………………….. 19 – 20
2.2. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии
С. Есенина.………………………………………………………... 21 – 22
2.3. Философичность есенинских произведений…………………… 23 – 25
2.4. Поэма «Анна Снегина»…………………………………………… 26 – 28
Заключение……………………………………………………………......... 29
Список используемой литературы……………………………………….. 30
Приложение …………………………………………………………… 31 – 35

Вложенные файлы: 1 файл

С.Е. Реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

             В книжной лавке за Аничковым мостом удалось выяснить, что проживал этот человек верстах четырех отсюда – на Офицерской улице, за Мариинским театром. И Есенин, дойдя до Садовой, сел в трамвай и, разглядывая незнакомый город с площадки вагона, направился туда.

В доме № 57 по Офицерской улице, на четвертом  этаже жил  Александр Блок. Приезжий поднялся к нему по черной лестнице. Прислуга, отворив дверь, сказала, что хозяина дома нет. Тогда Сергей вошел в кухню и на листке бумаги набросал: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С.Есенин». 

               Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые...". Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы. В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага".

Неслучайно несколько  лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...".

               И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...

                 Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал:

 

 О Русь, взмахни  крылами,

Поставь иную крепь!

С иными временами 

Встает иная степь... (1917).

 

 Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни.

 

Знаменитыми стали строки из поэмы «Преображение»:

 

Облаки лают,

Ревет златозубая высь...

Пою и взываю:

Господи, отелись!

 

           В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".

 

           Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика. В 1919г. Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени. Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как осень, шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды закрывает одна лишь смерть...

          Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященном своему другу, писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920г. он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".

            В то же время Есенин работает над поэмами «Пугачев» и «Номах». Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость.

 

 

1.4.  Европа и Америка.

              Летом 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Есенин познакомился с ней в один из осенних дней 1921года. Его захватило необычайное искусство танцовщицы, ее темперамент, обаяние ее личности. Сильное чувство к поэту возникло и у Дункан. Но оставаться в Москве артистка не могла: по заключенным ею контрактам она должна была в мае 1922 года выехать на гастроли в Западную Европу и США. Есенин с Дункан сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США.

              В этой поездке Есенин преследовал и творчески – пропогандистские цели. Своим друзьям он говорил: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла «Москва кабацкая»:

 

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

 Под гармоники желтую  грусть...

 

          4 февраля 1923 года на рейсовом пароходе «Джордж Вашингтон» Есенин и Дункан выехали из Америки в Европу. Через неделю они прибыли во французский порт Шербур. Еще полгода прожили во Франции и Германии и 3 августа вернулись в Москву. Возвращение на Родину было праздником для поэта:

 

Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

 

          Встречавшаяся в эти дни с поэтом артистка А. Л. Малашевская пишет: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок». По возвращению на Родину Есенин окончательно порывает с имажинистами. Встречаясь с товарищами, он говорит: « Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

 

 

 

1.5.  Тверская  любовь Сергея Есенина.

           Когда Есенин приезжал в Тверь, то он останавливался в доме Кузьмина, что стоял напротив магазина «Шантильи». По словам Кузьминой Марии Ивановны, племянницы хозяина дома,  ее дядя был в хороших отношениях с Сергеем Есениным. Со слов Кузьмина, великий поэт приезжал в Тверь, читал стихи в доме бывшего дворянского собрания (теперь Дом офицеров) и останавливался в его особняке. У  Марии Ивановны сохранилось письмо Есенина, где он пишет: « Дорогой Пашка! Скоро проездом в Питер загляну к Вам в Тверь. Читать и встречаться ни с кем не буду. О моем приезде обязательно сообщи Кате. Твой Сергей. 16 июня 1924 года». По словам Марии Ивановны, Катя – это Екатерина Павловна Мочалова, тверская любовь поэта.  Екатерина Павловна Мочалова раньше проживала у некой тети Нины, бывшей балерины императорского театра, на улице Энгельса, в доме, что напротив бывшего детсада имени Льва Толстого. Художник Владимир Варламов вспомнил, что о Есенине рассказывал его отец: «Когда поэт приезжал в Тверь, то гулял по набережной Волги с какой – то красивой женщиной». На данный момент Екатерины Павловны Мочаловой уже нет в живых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.  Последние годы жизни.

            Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве.

            По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.   

            Величие и закономерность революционных преобразований в России Есенин особенно глубоко осознал по возвращении из заграничной поездки. "Зрение моё переломилось, особенно после Америки, - пишет он, - мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше". "С этого момента, - заявляет Есенин, - я разлюбил нищую Россию. С того дня я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство". 
  В 1924-25 годах поэт создаёт шедевры, среди которых поэма "Анна Снегина". В ней изображена широкая картина крестьянской жизни, нарисованы яркие образы борцов за новое. В этот же период Есенин пишет: "Русь уходящая", "Русь советская", "Песнь о великом походе", "Баллада о двадцати шести". Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Возвращение на Родину», «Письмо матери» (Ты жива еще, моя старушка?..), «Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...» и, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым  языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших  грезит коноплянник 

С широким месяцем  над голубым прудом...

           В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергей Есенин совершил по одной из версий самоубийство, а по другой – его убили.

 

ГЛАВА 2. Творчество Сергея Александровича Есенина.

 

2.1.   Основные мотивы лирики.

 

             В поэзии Серебряного века Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стола одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание. Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы. Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

 

Я – пастух; мои палаты – 

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым  – скаты

С гарком гулких дупелей.

 

          В первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница» его лирика еще легка и безмятежна, в нее редко вторгается «проза» народного быта. «Мирок», «белая бахрома» и «сонная тишина» говорят о душевном покое поэта.

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

            Россия еще утопает в мягкой тиши. В раннем творчестве любовь к Родине у Есенина воплотилась именно в чувствах к тихому патриархальному быту деревеньки с ее хороводами у костров, весенней пахотой, крестьянской жизнью.

           Поэт напоминает очарованного странника, пораженного красотой окружающего мира. В юности он еще не видит будущих разочарований, поэтому нет еще горечи о прошедшей любви. Есенин повествует о ней , как о чем- то милом и теплом. Она прошла, но так и должно быть. А воспоминания о ней полны нежности.

 

 

 

Не бродить, не мять в  кустах багряных

Лебеды и не икать  следа

Со снопом волос твоих  овсяных

Отоснилась ты мне  навсегда.

Информация о работе Этапы жизни и творчества Сергея Есенина