Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:21, контрольная работа
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Мышление - верх блаженства и радость
жизни,
доблестнейшее занятие
Аристотель
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном». Название это, возникшее после смерти Аристотеля, указывает, что логика, как ее понимал Аристотель, есть учение об орудии научного исследования и в этом смысле есть как бы введение в философию, в частности и в особенности - в философию науки. Так как, согласно Аристотелю, логические связи – отражение связей бытия, то «Органон» в известном смысле - не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии.
В философии
стоицизма, выступившего несколькими
десятилетиями позже
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Исследование основных логических принципов развивает и совершенствует не только собственно логические, но и другие мысленные навыки. Логика учит обобщать, сосредотачиваться и создавать абстракции, раскрывать замысел и композицию, связывать части и выявлять главное, отделяя от второстепенного. Современное познание в эпоху массовой культуры катастрофически страдает от мусора.2
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Цель данной работы, как можно подробнее рассмотреть виды определения понятий.
Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с
помощью анализа признаков
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Определение — это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить имя — значит, указать, какие признаки входят в его содержание.
Ясность определений не является абсолютной и неизменной. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.
Определение всегда существует в контексте. Оно однозначно выделяет и отграничивает множество рассматриваемых вещей, но делает это только в отношении известного их окружения. Чтобы отграничить, надо знать не только то, что останется в пределах границы, но и то, что окажется вне ее.
Наши обычные загадки представляют собой, в сущности, своеобразные определения. Формулировка загадки — это половина определения, его определяющая часть. Отгадка — вторая его половина, определяемая часть.
«Утром — на четырех ногах, днем — на двух, вечером — на трех. Что это?» Понятно, это — человек в разные периоды своей жизни. Загадку можно переформулировать так, что она станет одним из возможных его определений.
Контекстуальный характер определений хорошо заметен на некоторых вопросах, подобных загадкам. Сформулированные для конкретного круга людей, они могут казаться странными или даже непонятными за его пределами. Древний китайский буддист Дэн Инь-фэн однажды задал такую загадку. Он сказал, что люди умирают сидя и лежа, некоторые умирают даже стоя. А кто умер вниз головой? Ему ответили, что такого не знают. Тогда Дэн встал на голову и ... умер. Сейчас такого рода «загадка» кажется абсурдом. Но в то давнее время, когда жил Дэн, в атмосфере полемики с существующими обычаями и ритуалом, его «загадка» и предложенная им «разгадка» показались вполне естественными. Во всяком случае, его сестра, присутствовавшая при этом, заметила только: «Живой ты, Дэн, пренебрегал обычаями и правилами и вот теперь, будучи мертвым, опять нарушаешь общественный порядок!»3
Посредством определений уточняется смысл языковых выражений, вводятся новые понятия и другие термины. Древнегреческий термин, соответствующий русскому слову «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб». Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» — «граница», «конец чего-либо». Русское слово «определение» — от слов «делить», «устанавливать границу».
Определение понятия играет важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности. выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретической но и практическое значение. Если, например, в уголовном праве не будет четких определений таких понятий как «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность» и т.п., то это может привести к ошибочному толкованию понятий, а следовательно неправильному пониманию отраженных в них явлений, в итоге к ошибкам суда и следствия.4
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым. Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, называется определяющим.5
Итак, содержание понятия составляет совокупность существенных признаков предмета, обозначаемого данным понятием. Поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия, значит, указать его существенные признаки. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.
Определение решает две задачи. Во-первых, оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных. Скажем, определение термометра позволяет однозначно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить их по присущим только им признакам от всех иных приборов. Во-вторых, определение раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те их основные признаки, без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки. С этим связаны основные трудности определения конкретных имен. Дать хорошее определение — значит, раскрыть сущность определяемого объекта, но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме; того, за сущностью первого уровня всегда скрывается более глубокая сущность второго уровня, за той — сущность третьего уровня и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняет, почему определения, казалось бы, одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний ведёт к изменению представлений о сущности вещей, а значит, их определений. Необходимо учитывать также относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой. Например, в геометрии для доказательства разных теорем могут использоваться разные, не совпадающие между собой определения понятия «линия». И вряд ли можно сказать, что одно из них раскрывает более глубокую сущность этого понятия, чем все остальные.
Определение может быть более глубоким и менее глубоким, и его глубина зависит от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше, глубже мы знаем предмет, тем больше вероятность того, что нам удастся найти хорошее его определение.
Определения делятся на номинальные и реальные.
Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин, (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новый раздел хирургии, разрабатывающий методы диагностики и оперативного лечения болезней и повреждений нервной системы называется нейрохирургией».
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: «Правосудие — это деятельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел».
Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.
Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Реальное определение также преобразуется в номинальное. Номинальное определение нейрохирургии, становится реальным в таком виде: «Нейрохирургия - новый раздел хирургии, разрабатывающий методы диагностики и оперативного лечения болезней и повреждений нервной системы».
Лет 200—300 тому
назад в большом ходу были разного
рода сборники правил хорошего тона. Вот
как в одной из таких книг —
«Свойства порядочного
Как отнестись к этому
определению? Можно ли сказать, что
оно описывает «порядочных
Колебания такого рода обычны,
когда мы анализируем определения.
В большинстве своем
Возьмем обычный толковый словарь. Его задача — дать достаточно полную картину стихийно сложившегося употребления слов, описать те значения, которые придаются им в обычном языке. Но составители словарей ставят перед собою и другую цель — нормализовать и упорядочить обычное употребление слов, привести его в определенную систему. Словарь не только описывает, как реально используются слова. Он указывает также, как они должны правильно употребляться. Описание здесь соединяется с требованием.
Различие между
описанием и требованием