Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному; нам приходиться выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями. Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях, каких - либо явлений или событий природы, общества и мышления. Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, обращенном к научной молодежи, И. П. Павлов предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хоть бы и самыми смелыми догадками и гипотезами
1.Гипотеза как форма развития знаний.
Общая, частная и единичная гипотезы. Гипотеза и теория…………………....3
2.Построение гипотезы и этапы ее развития. …………………………………..7
3.Способы опровержения гипотезы.
Роль гипотезы в познании социальных и экономических процессов………..10
4. Список литературы……………………………………………………………13
1.Гипотеза как форма развития знаний.
Общая, частная и единичная гипотезы. Гипотеза и теория…………………....3
2.Построение гипотезы и этапы ее развития. …………………………………..7
3.Способы опровержения гипотезы.
Роль гипотезы в познании
социальных и экономических процессов………..
4.
Список литературы……………………………………………………
Гипотеза как форма развития знаний
В
науке, обыденном мышлении мы идем от
незнания к знанию, от неполного
знания к более полному; нам приходиться
выдвигать и затем обосновывать
различные предположения для
объяснения явлений и их связи
с другими явлениями. Мы выдвигаем
гипотезы, которые могут перейти
при их подтверждении в научные
теории или в отдельные истинные
суждения, или, наоборот, будут опровергнуты
и окажутся ложными суждениями.
Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника гипотеза неподвижности Земли. Новая гелиоцентрическая система была изложена Николаем Коперником (1473 - 1543) в основном сочинении - в книге
«О вращениях небесных сфер».Гипотеза является формой развития и естественных, и общественных, и технических наук; с точки зрения логической структуры, она не сводится к какой - то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, - а включает в свой состав все эти формы.
По
объекту исследования различаю 2 гипотезы:
общие и частные.
Общей гипотезой называют обоснованное
предположение о закономерных связях
и об эмпирических регулярностях. Примерами
общих гипотез могут служить: развитая
в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом
строении вещества; современные конкурирующие
гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академика
В.Г. Фесенкова о происхождении небесных
тел; гипотезы об органическом и неорганическом
происхождении нефти и другие.
Общие гипотезы выполняют роль строительных
лесов в развитии научных знаний. Будучи
доказанными, они становятся научными
теориями и являются ценным вкладом в
развитие научных знаний.
Частная гипотеза — это обоснованное
предположение о происхождении и свойствах
единичных фактов, конкретных событий
и явлений. Если единичное обстоятельство
послужило причиной возникновения других
4)актов и если оно недоступно непосредственному
восприятию, то познание его принимает
форму гипотезы о существовании или о
свойствах этого обстоятельства.
Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании,
так и в общественно-исторических науках.
Археолог, например, выдвигает гипотезу
о времени происхождения и принадлежности
обнаруженных при раскопках предметов.
Историк строит гипотезу о взаимосвязи
между конкретными историческими событиями
или действиями отдельных лиц.
Частными гипотезами являются и предположения,
которые выдвигаются в судебно-следственной
практике, ибо здесь приходится умозаключать
о единичных событиях, поступках отдельных
людей, отдельных фактах, причинно связанных
с преступным деянием.
Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы. Рабочая гипотеза - это выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально отобрать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора. Работа академика И. П. Павлова ярко характеризует способ и цели построения рабочей гипотезы. Один из его учеников и сотрудников академик П. К. Анохин вспоминает стиль работы И. П. Павлова: «Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам…». Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двояка. Не исключается, что из рабочей гипотезы она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами. Говоря о гипотезе, следует четко отличать ее от обычного, рядового предположения, потому что всякая гипотеза, конечно же, есть предположение, но не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза — частично обоснованное предположение о причинах, движущих силах, сущности (коренных свойствах, закономерностях развития) того или иного предмета (явления, процесса), которое временно принимается за истинное. Иными словами, гипотеза — эти то частично обоснована наличным знанием предположение, вероятность которого требует дальнейшего обоснования, проверки, подтверждения. Предположение и догадка могут в определенной степени носить субъективный характер, опираться на интуитивное чутье, индивидуальное провидение; гипотеза же -- в большей степени предположение обоснованное, использующее накопленное научное знание о той или иной предметной области и ее закономерностях, оно экстраполирует это знание, предполагает влияние известного на неизвестное, и наоборот. В этом, на наш взгляд, и заключается научность гипотезы. Рассмотрение гипотезы только как предположения сводит ее лишь к модальному суждению типа "возможно, что...". Гипотеза же более сложное, чем просто предположение, образование. Структурно гипотеза состоит из следующих элементов: — базис, т.е. исходное, накопленное наукой знание, данные, полученные из наблюдения, экспериментально или другими способами, выступающее основанием для предположения; — затруднение, несогласованность знания и некоторых полученных наукой фактов, осознаваемое, но не объясняемое базисом (наличным знанием), т.е. проблемная ситуация;
— предположение, выдвинутое (сформулированное) для объяснения этого факта, для разрешения затруднения;
— следствия, полученные из
этого предположения и
— заключение об истинности или ложности предположения.
В гипотезе легко выделяются
два этапа: выдвижение предположения
и проверка его. Гипотезы создаются
для объяснения еще не совсем понятных
фактов, явлений, событий и выступают
всеобщей формой развития научного знания.
Гипотеза появляется как неизбежная
ступень, как результат накопления
научного знания (материала). Любая
наука рано или поздно приходит в
своем развитии к необходимости
формирования гипотезы. Ф. Энгельс не
зря отмечал, что: "формой развития
естествознания, поскольку оно мыслит,
является гипотеза. Наблюдение открывает
какой-нибудь новый факт, делающий невозможным
прежний способ объяснения фактов,
относящихся к той же самой
группе. С этого момента возникает
потребность в новых способах
объяснения, опирающегося сперва только
на ограниченное количество фактов и
наблюдений. Дальнейший опытный материал
приводит к очищению этих гипотез, устраняет
одни из них, исправляет другие." (Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 555).
И так, вплоть до открытия закона. В
научной практике гипотеза выступает
как предпосылка, предшественница
теории.Сообразно научным
Построение гипотезы
и этапы ее развития.
Гипотезы строятся тогда, когда возникла
потребность объяснить ряд новых фактов,
которые не укладываются в рамки известных
ранее научных теорий или других их объяснений.
Вначале производится анализ каждого
отдельного факта, а затем анализ их совокупности.
Чтобы подтвердить выдвигаемую гипотезу,
проводят дополнительные научные эксперименты
или эксперименты в ходе следственной
практики.
Следующей задачей является синтез фактов
и формулировка гипотезы. Гипотеза не
должна противоречить ранее открытым
и подтвержденным практикой теориям. Могут
быть выдвинуты конкурирующие гипотезы,
по-разному объясняющие одно и то же явление,
конкурирующими являются гипотезы об
органическом или неорганическом происхождении
нефти и др. При построении гипотезы надо
учитывать и требование, чтобы гипотеза
объясняла наибольшее количество фактов,
а так же была бы по возможности простой
по форме их обоснования.
В процессе построения и подтверждения
гипотеза проходит несколько этапов. Эти
этапы можно показать на примере построения
одной из гипотез о Тунгусском метеорите.
1-й этап. Выделение группы фактов, которые
не укладываются в прежние теории или
гипотезы и должны быть объяснены новой
гипотезой.
В случае падения Тунгусского метеорита
это были следующие факты: "Тайга в долине
Подкаменной Тунгусски стояла в солнечном
сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный
шар. Свидетели рассказывают об огненном
столбе, который взметнулся с земли. Края
огненного столба светились голубым светом
и достигали нижних слоев стратосферы.
Взрыв сопровождался землетрясением,
которое охватило всю Центральную Сибирь.
Сейсмические волны были отмечены многими
геофизическими станциями мира. Обращает
на себя внимание отсутствие в районе
катастрофы какого-либо кратера и остатков
метеоритной материи."
2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез),
т.е. предположений, которые объясняют
данные факты.
Существует много гипотез относительно
падения Тунгусского метеорита. Одна гипотеза
предполагает, что в атмосферу попал целый
рой блуждающих метеоритов, которые упали
в виде огненного дождя. Другая гипотеза
утверждает, что это было ядро кометы,
состоявшее из льда и застывших газов.
Проходы через плотные слои атмосферы
земли, оно нагрелось, газ, образовавшийся
при ударе о Землю космического льда, взметнулся
вверх огненным фонтаном и стал причиной
огромного пожара в тайге.
Еще одна гипотеза: Землю по прямой пронизало
космическое тело, так называемая черная
дыра (сгусток материи, стянутый гравитацией
в ничтожный объем и имеющий практически
бесконечно высокую плотность). Хотя "черная
дыра" имеет огромный вес, составляющий
заметную часть земной массы, ее поперечник
едва ли больше, чем диаметр одного атома,
поэтому, как утверждают авторы этой гипотезы,
Земля могла пережить это столкновение.
Однако данная теория маловероятна.
3-й этап. Выведение из данной гипотезы
всех вытекающих из нее следствий.
Из гипотезы о "черной дыре" вытекают
такие следствия: не бу-дет гигантского
кратера, на пути этого космического тела
в воздушной оболочке Земли, возникли
мощные слои плазмы, за плазмой шел ударный
фронт воздуха, голубые края огненного
столба возникли в результате преобразования
невидимых рентгеновских лучей в видимый
свет.
4-й этап. Сопоставление выведенных из
гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями,
результатами экспериментов, с научными
законами.
Наблюдения в районе падения показали,
что кратера действительно не было, грохот
ударной волны воздуха донесся вплоть
до Монголии, люди наблюдали голубые края
огненного столба.
5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное
знание или в научную теорию, если подтверждаются
все выведенные из гипотезы следствия
и не возникает противоречия с ранее известными
законами науки.
Ни одна из перечисленных и других более
поздних гипотез пока не подтверждена.
Важным условием построения плодотворной
гипотезы как в процессе реализации конкретной
научно-исследовательской программы,
так и в судебно-следственной практике
является соблюдение принципа объективности
исследования.
В психологическом плане объективность
означает отсутствие предвзятости, когда
исследователь руководствуется интересами
установления истины, а не своими субъективными
склонностями, предпочтениями и желаниями.
В логико-методологическом плане объективность
означает всесторонность исследования.
Во-первых, при выдвижении гипотезы или
версии должен учитываться весь исходный
эмпирический материал. Она должна дать
рациональное объяснение всем собранным
фактам, не допуская никаких исключений.
Если версия строится с учетом лишь части
фактов, главным образом согласующихся
с выдвинутым предположением, и противоречит
другим, то она не может считаться надежной.
Будучи односторонней, а значит, и необъективной,
такая гипотеза обычно уводит следствие
в сторону от истины.
Во-вторых, всесторонность требует построения
всех возможных в конкретных условиях
версий. Это требование диктуется применением
широкоизвестного в науке метода "множественных
гипотез". Поскольку первичный материал
в любом эмпирическом исследовании, как
правило, бывает неполным, он тем самым
дает представлении лишь об отдельных
звеньях, отдельных зависимостях между
явлениями. Чтобы выявить всю цепь взаимосвязей,
необходимо предположить все возможные
объяснения, т.е. построить ряд версий,
по-разному объясняющих неизвестные обстоятельства.
Гипотеза считается состоятельной, если
удовлетворяет следующим логико-методологическим
требованиям.
1. Гипотеза должна быть непротиворечивой,
т.е. предположение не должно противоречить
исходному эмпирическому базису.
2. Она должна быть принципиально проверяемой.
Принципиальная непроверяемость гипотезы
обрекает ее на вечную проблематичность
и делает невозможным превращение ее в
достоверное знание.
3. Гипотеза считается состоятельной, если
она эмпирически и теоретически обоснованна.
Вероятность гипотезы зависит от степени
ее обоснованности и определяется с помощью
количественных либо приблизительных
оценочных стандартов.
4. Эвристическая функция гипотезы определяется
ее информативностью.
Опровержение
гипотезы
Если связь между гипотезой и вытекающими
из нее следствиями не вызывает сомнений
и если, далее, проверка какого-то из следствий
обнаруживает свою ложность, то из этого
с необходимостью выводится ложность
гипотезы.
Как уже говорилось, логический механизм
подобного опровержения гипотезы основан
на использовании отрицающего модуса
условно-категорического умозаключения
Отношение между логическим основанием
и следствием таково, что ложность второго
несовместима с истинностью первого. Из
посылок «Если у больного сахарный диабет,
то в его крови должен содержаться сахар»
и «В крови этого больного не содержится
сахара» следует заключение, опровергающее
предположение врача «У этого больного
сахарный диабет». Согласно космологической
теории Канта (XVIII в.), Солнечная система
возникла из некогда существовавшей вращающейся
массы вещества, от которой отделились
сгустки материи, ставшие планетами и
их спутниками. Из гипотезы следовало,
что все планеты и их спутники вращаются
в одном направлении; обнаруженное впоследствии
обратное вращение некоторых спутников
несовместимо с основной идеей гипотезы
и, значит, достаточно для ее опровержения.
На первый взгляд опровержение гипотезы
является показателем неудачи, неправильного
направления исследования, ошибочных
методов и т.д. Так ли это? Уже говорилось,
что гипотеза в идеале содержит идею самоотрицания:
она должна либо превратиться в достоверное
знание (утратить гипотетичность), либо,
оказавшись несостоятельной, уступить
место иным гипотезам. Если гипотеза доказана
(превратилась в достоверное знание), ее
продуктивность неоспорима. Но обладает
ли каким-нибудь познавательным значением
опровержение гипотезы (установление
ее ложности)? Казалось бы, нет: ведь усилия,
затраченные на ее разработку, не привели
к открытию истины. Однако такое представление
о процессе познания не соответствует
его сложности. Развитие знания не есть
прямая линия, связывающая одну абсолютную
истину с другой; оно неотделимо от ошибок,
от разного рода заблуждений. С этой точки
зрения опровержение гипотезы также обладает
определенным познавательным значением,
оно позволяет преодолеть заблуждение
и тем самым способствует поиску истины.
Сказанное подтверждается теми примерами,
которые приведены выше: отвергнув ложное
предположение, литературовед выдвинул
новую гипотезу, оказавшуюся плодотворной;
убедившись в ошибочности предварительного
диагноза, врач продолжает искать настоящую
болезнь и т. д. История науки знает множество
гипотез, опровержение которых освободило
умы от ложных представлений и тем самым
послужило развитию знания (такова, например,
господствовавшая в XVII—XVIII вв. гипотеза
о существовании «невесомых веществ»
— теплорода, флогистона, магнетических
флюид).