Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 10:39, контрольная работа
На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Чтобы понять их принципиальный смысл, вспомним историю с буридановым ослом. Как гласит легенда, он сдох с голоду, ибо так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена. Перед человеком нередко тоже встает дилемма, но уже иная: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора — одного из двух — по принципу «или — или», tertium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.
Введение 3
1. Логическая сущность закона и его требования 6
2. Значение закона исключенного третьего для правильного мышления юристов (экономистов) 9
3. Задачи: 10
Заключение 11
Список литературы 13
Московский гуманитарно-
Тверской филиал
Контрольная работа
по "ЛОГИКЕ "
на тему
«Закон исключенного третьего»
Выполнила:
Студентка группы 151П ТФ МГЭИ
Хандамирян Ани Арамаисовна
Проверил:
Иванов Николай Иванович
Тверь
2013 год
Оглавление
Введение |
3 |
1. Логическая сущность закона и его требования |
6 |
2. Значение закона исключенного третьего для правильного мышления юристов (экономистов) |
9 |
3. Задачи: |
10 |
Заключение |
11 |
Список литературы |
13 |
Введение
С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего.
Закон противоречия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия ничего не говорит.
На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно, и к закону тождества). Его действием также обусловлена так или иначе определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью, имеет свою сферу действия и свое предназначение в мышлении.
Объективный источник и существо закона исключенного третьего. Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и явлений действительного мира, сохраняющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает, что нечто существует или не существует, входит в какой-то класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и т. д.
Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, раздвоен на «наличие — отсутствие», мышление, если оно верно отражает его. не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.
Открытый Аристотелем, этот закон гласит: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»'.И в другом месте: «О чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание. »
Обосновывая неизбежность действия этого закона и невозможность его отрицания, Аристотель приводил ряд (семь!) доводов в его пользу. В более позднее время он получил название закона исключенного третьего, хотя формулировки ему давались самые различные. Наиболее обшей из них является следующая: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. Формула этого закона: «А или не-А».
Чтобы понять действие закона, приведем две пары несовместимых высказываний:
1) «Байкал глубокий» — «Байкал мелкий»;
2) «Байкал глубокий» — «Байкал неглубокий».
Обратим внимание, что
в первой паре предикатами выступают
противоположные понятия («глубокий» — «мелкий»), а во
второй — противоречащие понятия
(«глубокий» — «неглубокий»). Между ними,
как мы помним, имеется не только сходство,
но и различие. Противоположные отрицают
друг друга, но не исчерпывают объема родового
понятия. Спрашивается: могут ли два высказывания
с противоположными предикатами быть
одновременно истинными?
Нет. Об этом говорит закон противоречия.
Но могут ли они быть одновременно ложными?
Да, потому что не исчерпывают всех возможных
вариантов. Может статься, что «Байкал
средней глубины». Закон исключенного
третьего здесь не действует.
Что же касается противоречащих понятий («глубокий» — «неглубокий»), то они не только отрицают друг друга, но и исчерпывают объем родового понятия. Возникают те же вопросы. Могут ли оба суждения с подобными предикатами быть одновременно истинными? Нет. Это опять-таки следует из закона противоречия. А могут ли они быть одновременно ложными? Вот тут-то и «зарыта собака». В отличие от первой пары они не могут быть и одновременно ложными. Ведь третьего здесь попросту нет, так как озеро либо глубокое, либо неглубокое. Одно из них непременно истинно. Эта закономерность, свойственная подобным суждениям, и нашла свое отражение в законе исключенного третьего.
Теперь нетрудно понять, какова сфера действия этого закона. Она тоже весьма широка. В общей форме можно сказать так: не всюду там, где действует закон противоречия, действует и закон исключенного третьего. Но всюду, где он проявляет свою силу, проявляется и закон противоречия.
Как и закон противоречия, закон исключенного третьего — результат обобщения практики применения суждений. Но если в законе противоречия выражаются их отношения по истинности, то в законе исключенного третьего — по ложности. Он действует в отношениях между противоречащими (контрадикторными) суждениями (А — О, Е — I).Но он не действует во взаимоотношениях между противоположными (контрарными) суждениями (А — Е). хотя закон противоречия действует и здесь: они не могут быть вместе истинными. но могут быть одновремен но ложными. Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных суждениях (например. в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не только истинными, но и ложными).
Закон исключенного третьего проявляется также в умозаключениях и доказательстве. Например, он лежит в основе непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение противоречащих (контрадикторных) суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы невозможно косвенное доказательство. Устанавливая ложность какого-либо тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, поскольку оба они не могут быть вместе ложными.
Требования закона исключенного третьего и их нарушения. На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Чтобы понять их принципиальный смысл, вспомним историю с буридановым ослом. Как гласит легенда, он сдох с голоду, ибо так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена. Перед человеком нередко тоже встает дилемма, но уже иная: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора — одного из двух — по принципу «или — или», tertium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.
Тема 21. Закон исключенного третьего
1. Логическая сущность закона и его требования
Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.
На основе этой общей дефиниции определим категорию "закон мышления".
Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:
содержательному (отражение связей реальных вещей);
формальному (отражение связей форм мысли).
Первое направление
Требования логического закона
В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.
Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивные, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы - результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности.
Различают следующие виды формально-логических законов.
Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.
Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:
действуют во всяком мышлении;
лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;
используются в процессе умозаключений и доказательств;
отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.
Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.
Необходимо иметь в
виду, что выделение четырех
Логический закон – это логическая форма, которая гарантирует истинность высказывания при любом содержании. К основным законам формальной логики относятся:
- закон тождества;
- закон непротиворечия, или противоречия;
- закон исключенного третьего;
- закон достаточного основания.
В логических законах выражены устойчивые и существенные черты внутренней структуры мыслительного процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Законы логики воспринимаются как истина, не требующая доказательства.
Закон тождества – это логический закон, который гласит, что любая мысль, изложенная в ходе рассуждения, должна быть тождественна самой себе, то есть не меняться на его протяжении.
Закон непротиворечия, или противоречия, - это логический закон, который формулируется так: противоречащие мысли не могут быть истинны одновременно; по крайней мере, одно из них необходимо ложно.
Закон исключенного третьего – это закон формальной логики, гласящий, что противоречащие мысли не могут быть одновременно не только истинными, но и ложными, то есть если одно из суждений ложно, то другое истинно , и наоборот.
Закон достаточного основания – это логический закон, в котором говорится, что истинным положение может считаться лишь при том условии, что для него можно сформулировать достаточное основание.