Значение отношений между понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Возьмем в качестве примера равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

работа3.docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

1. Значение отношений  между понятиями. 

 

Какое значение имеет знание отношений между понятиями? Без  преувеличения, огромное и разнообразное – для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами.

Возьмем в качестве примера  равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления.

Особое значение имеет  употребление различных понятий  об одном и том же событии или  лице в политике. Политическая ситуация зачастую меняется очень быстро, и  вслед за этим меняются оценки одного и того же. Вспомним из истории эпизод с Наполеоном, когда он самовольно отбыл с Эльбы на материк и  за короткий срок вновь покорил Францию. Вот как быстро менялись понятия  о нем по мере его приближения  к Парижу. Первые сообщения гласили: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Хуан»; «Людоед идет к  Грасу»; «Узурпатор вошел в Гренобль». Далее: «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло». И последнее: «Его императорское величество ожидается завтра в своем верном Париже». Это всё примеры равнозначных понятий, но какую интенсивную эволюцию претерпело их содержание: от непримиримо враждебного к нейтральному и затем к верноподданническому.

Недавняя и современная  политическая практика еще более  богата подобной сменой оценок событий  и лиц. Вспомним хотя бы массовое переименование городов и других населенных пунктов, улиц, театров, библиотек и проч. после победы большевиков в октябре 1917 г. Вспомним нынешние многочисленные переименования всего и вся, на которые  приходится тратить огромные средства. Но за этим стоит радикальная смена  политики.

Определенное значение имеет  оперирование равнозначными понятиями  в юридической практике. Прежде всего речь идет о своеобразном стилистическом значении. Например, на суде вместо того чтобы нудно и однообразно повторять то и дело «Петров», «он», можно и нужно использовать богатый арсенал равнозначных понятий: «пострадавший», «потерпевший», «жертва нападения», «жертва насилия» или «жертва произвола», «подзащитный» и др., хотя речь все время идёт об одном и том же человеке.

В юридической практике по отношению к равнозначным понятиям нередко допускаются две крайности. Одна из них - это употребление неравнозначных (различных) понятий в качестве равнозначных: например, «плебисцит» и «референдум» (лишь в некоторых странах, например во Франции, они используются как синонимы, а вообще плебисцит – это опрос населения с целью решить судьбу той или иной территории, хотя в юридическом плане его процедура и не отличается от референдума). Или «закон» и «право», хотя это не одно и то же.

Другая крайность –  использование равнозначных понятий  в качестве различных. Например, говорят: «суверенность» и «независимость», хотя суверенитет – это и есть полная независимость государства  во внутренних и внешних делах. Или «легитимность» и «законность» (например, заголовок одной из газетных статей был сформулирован так: «Легитимен или законен?»), хотя легитимность и есть законность. Нельзя разводить сами понятия, в действительности равнозначные. Можно говорить: легитимен (законен) в одном отношении, нелигитимен (незаконен) в другом.

Много значит знание отношений  между родовыми и видовыми понятиями. Вот что писал по этому поводу П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в известной  книге «Искусство речи на суде»: «Когда мы смешиваем несколько родовых  или несколько видовых названий, наши слова выражают не ту мысль, которую  надо сказать, а другую; мы говорим  больше или меньше, чем хотели сказать, и этим даем противнику лишний козырь в руки. В виде общего правила  можно сказать, что видовой термин лучше родового. Г. Кемпбель в книге «Philosophy of Rhetoric» («Философия риторики») приводит следующий пример из третьей книги Моисея: «"Они (египтяне) как свинец, погрузились в великие воды" (Исход, XV, 10), скажите: "они, как металл, опустились в великие воды", – и вы дивитесь разнице в выразительности этих слов».

И далее автор приводит ряд собственных интересных примеров неправильного употребления родовых  или видовых понятий. «Прислушиваясь к судебным речам, – говорит он, – можно прийти к заключению, что ораторы хорошо знакомы с этим элементарным правилом, но пользуются им как раз в обратном смысле. Они всегда предпочитают сказать «душевное волнение...» вместо «радость», «злоба», «гнев» или «нарушение телесной неприкосновенности» вместо «рана»; там, где всякий другой сказал бы «громилы», оратор говорит: «лица, разрушающие преграды и запоры, коими граждане стремятся охранить свое имущество» и т. д.».

Среди других – и такой  пример. Судится женщина. Вместо тогo чтобы назвать ее по имени или сказать: «крестьянка», «баба», «старуха», «девушка», защитник называет ее «человек» и сообразно с этим произносит всю речь не о женщине, а о мужчине. «Обратная ошибка, то есть употребление названия вида вместо названия рода или собственного имени вместо видового, может иметь двоякое последствие: она привлекает внимание слушателей к признаку, который невыгоден для оратора, или, напротив, оставляет незамеченным то, что ему нужно подчеркнуть. Защитнику всегда выгоднее сказать: «подсудимый», «Иванов», «пострадавшая», чем «грабитель», «поджигатель», «убитая»; обвинитель уменьшает выразительность своей речи, когда, говоря о разоренном человеке, называет его Петровым или потерпевшим. В обвинительной речи о враче, совершившем преступную операцию, товарищ прокурора назвал умершую девушку и ее отца, возбудившего дело, по фамилии. Это была излишняя нерасчетливая точность; если бы он говорил: «девушка», «отец», эти слова каждый раз напоминали бы присяжным о погибшей молодой жизни и о горе старика, похоронившего любимую дочь».

Нередки, пишет автор, и  случаи смешения родового понятия с  видовым. Обвинители негодуют на возмутительное и нехорошее поведение подсудимых. Не всякий дурной поступок бывает возмутительным, но возмутительное поведение хорошим быть не может.

Знание родо-видовых отношений между понятиями имеет значение для правильного написания соответствующих слов. Если в одно сложное слово объединяются слова, выражающие род и вид, то оно пишется слитно: «сельскохозяйственное производство», «западноевропейские государства», «незаконнорожденный» и т. д.

Но если взять в качестве сравнения соподчиненныепонятия, то тут ситуация иная. Равноправность соподчинённых понятий в смысле степени обобщения требует написания их через дефис: «юго-запад Москвы», «газетно-журнальное дело», даже «красно-коричневые» (при всем желании сблизить или отождествить тои другое сами слова приходится в силу законов логики разделять дефисом).

Эту логическую разницу между  подчиненнымии соподчиненными понятиями в свое время тонко уловили словаки и потребовали писать название всей страны не слитно «Чехословакия» (как родо-видовое, подчиненное одно другому), а «Чexo-Словакия» (т. е. как соподчиненные, равноправные понятия). Впрочем, это не спасло федерацию от распада.

Знание особенностей соподчиненных  понятий дает возможность правильно  связывать их в речи. Например, если сказать: «Будущие юристы изучают римское  гражданское право и логику»  – это правильно. А если мы скажем: «Будущие юристы изучают римское  гражданское право и учебник  логики В. Кириллова и А. Старченко» – это будет неправильно. По крайней  мере, следовало бы сказать: «...а  по логике – учебник такой-то».

Нередко можно встретить  такое сочетание понятий: «Институт  объявляет набор на факультеты: технологический, механический (и т.д.) и вечернее отделение». Это неправильно. Вначале следовало  сказать: «...на дневное и вечернее отделение», а затем уже называть факультеты.

Наконец, несколько слов о противоречащих и противоположных  понятиях. Различение их отношений, как  будет показано ниже, важно для  понимания сфер действия формально-логических законов – противоречия и исключенного третьего.

Знание их различий важно  и для доказательства. Как, например, правильнее, осторожнее опровергнуть высказывание «Петров щедрый» – с помощью противоположного понятия «скупой» или противоречащего «нещедрый»?

Очевидно, что предпочтительнее противоречащее понятие. Если ложно  утверждение «Петров щедрый», то ведь точно так же может быть ложным утверждение «Петров скупой», так  как он может оказаться экономным, рачительным, бережливым. Для того чтобы  опровергнуть, что Петров щедрый, правильнее (да и легче) доказать, что он нещедрый, чем что он скупой.

Сказанного достаточно, чтобы  уяснить себе, какое многообразное  познавательное и практическое значение имеет изучение и знание отношений  между понятиями, овладение приемами их анализа в тех или иных интеллектуально-речевых  фрагментах. 

 

2. Обобщение и  ограничение понятий. 

 

Из множества других логических операций с содержанием и объемом  понятий, рассматриваемых современной  логикой, выделим две, весьма распространенные и важные, тесно связанные между  собой. Это обобщение и ограничение  понятий. В них непосредственно  проявляется действие закона обратного  отношения между содержанием  и объемом понятия.

Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим обьемом, но с большим содержанием к понятию с большим обьемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции РФ», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовывать понятия «министерство», «орган государственного управления». Каждое последующее понятие, является родом по отношению к  предыдушему.

Из приведенного примера  видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения  нужно уменьшить содержание исходного  понятия, т. е. исключить видовые (или  индивидуальные) признаки.

Обобщение понятия не может  быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом – категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятия – значит перейти от понятия с большим обьемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим обьемом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например, ограничивая понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).

Таким образом, изменяя объем  исходного понятия, мы изменяем и  его содержание, осуществляя тем  самым переход к новому понятию  – с большим объемом.

Значение логических операций обобщения и ограничения состоит  в том, что они служат средством  закрепления полученных знаний, как  общих, так и частных, и одним  из способов достижения определенности нашего мышления. Например, в судебной практике важно не только определить, является ли то или иное деяние преступлением  вообще, но и установить его характер и степень общественной опасности, решить, относится ли оно к тяжким, менее тяжким или особо тяжким, и, наконец, дать его точную квалификацию: кража, грабёж и т.д. Это последовательная цепь ограничений. Наоборот, ложные ограничения – плеоназмы способны исказить мысль, вызвать кривотолки. Если я скажу: «памятный сувенир», то слушающие меня могут подумать, что есть еще непамятные сувениры. Все это особенно важно учитывать в юридической практике. Нельзя, например, говорить: «законное право». Иначе придется признать, что есть «незаконное право».  

 

 

 

3. Определение  понятий. 

 

Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия, значит, указать его существенные признаки.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией.

В науке и педагогическом процессе широко применяется логическая операция, называемая определением, или  дефиницией. Посредством определений  уточняется смысл языковых выражений, вводятся новые понятия и другие термины.

Древнегреческий термин, соответствующий  русскому слову «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб». Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» – «граница», «конец чего-либо». Русское слово «определение» – от слов «делить», «устанавливать границу».

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия,– определяющим (дефиниенс).

Виды определений

Различают номинальные и  реальные определения. Номинальным (от латинского слова nomen – имя) называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой»; «Термин «валюта» употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определенного государства, 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве»; «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus– судебный) означает относящийся к правоведению, правовой».

Информация о работе Значение отношений между понятиями