Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:06, реферат
Краткое описание
Как наука логика берет начало из античной Европы. Сперва это была логика формальная, но со временем она перерастала в более сложные виды. На первых порах логика разрабатывалась исходя из запросов ораторского искусства и практики судопроизводства. Взаимосвязь логики с данными сферами человеческой деятельности можно проследить в Древней Индии, Древнем Риме и Древней Греции благодаря широкому развитию судебных и политических дискуссий.
Содержание
1. Введение 2. История развития логики в Росси 2.1 Логика в России в XVIII-XIX веках 2.2 Современная логика 3. Заключение
Как наука логика
берет начало из античной Европы. Сперва
это была логика формальная, но со временем
она перерастала в более сложные виды.
На первых порах логика
разрабатывалась исходя из запросов ораторского
искусства и практики судопроизводства.
Взаимосвязь логики с данными сферами
человеческой деятельности можно проследить
в Древней Индии, Древнем Риме и Древней
Греции благодаря широкому развитию судебных
и политических дискуссий.
Для изучения такой
науки, как логика, нужно знать историю,
как она развивалась. В разных странах
это развитие происходило по-разному,
и Россия не исключение.
2.История развития
логики в России
2.1Логика в России
в 18-19 веках
В России логика
получила развитие в начале 18 века. Первые
лекции по этой дисциплине читались в
1701 г. на латинском языке в Киевской духовной
академии, что создавало некоторые трудности,
связанные с неимением русской редакции
логических представлений известных зарубежных
ученых.
Первым данной проблемой занялся
Антиоха Дмитриевича Кантемира, русский
писатель (1708-1744), который также принес
в русскую науку такие логические термины,
как "понятие" и "наблюдение".
Тем не менее самое
большое свое развитие в России логика
получила благодаря Михаилу Васильевичу
Ломоносову (1711-1765), объяснившему формальную
логику в связи с риторикой. В 1743 г. М. В.
Ломоносовым было написано сочинение
"Краткое руководство к риторике на
пользу любителей сладкоречия". Далее
это сочинение было намного расширено
– увеличено в три паза в объеме и опубликовано
под названием «Краткое руководство к
красноречию» в 1748 г. Книга первая, содержащая
риторику, показывает общие правила обоего
красноречия, т. е. поэзии и оратории (в
1748 г. вышло первое издание, второе издание
было выпущено в 1759 г. Московским университетом
и в 1765 г. вышло последнее).Так как целью
красноречия, по Ломоносову, является
убедить в истинности того, о чем говорится,
он посчитал необходимым изложить в этом
произведении и основы логики. Термина
«понятие» у него нет – вместо него применяется
термин «простая идея». Развивая материалистическое
учение о понятии, Ломоносов говорит, что
суть идеи заключается в представлении
вещей или действия в собственном уме.
Ломоносов делит
идеи на сложные и простые. Сложные идеи,
по Ломоносову, - это соединение двух или
нескольких представлений. К идеям сложным
ученый относит суждения, умозаключения
и доказательства. Затем он подразделяет
идеи на вид и род, указывая, что род определяет
общность единичных вещей, которые являются
видами этого рода. Так, например, река
есть род, а видами этого рода являются
Нева, Днепр, Волга, Амур и т. д. Ломоносов
отличает отношение рода к его видам от
отношения целого к его частям. Иными словами,
целое есть соединение его частей (например,
город включает улицы, дома, башни и т.
д., которые являются его частями).
При рассмотрении категории вещей и их
свойств, Ломоносов делит свойства вещей
на «жизненные» и материальные. К материальным
свойствам он относит те, которые присущи
и неодушевленным, и одушевленным телам:
это фигура, величина, твердость, тяжесть,
упругость, движение, цвет, запах, вкус,
звон, холод, теплота и т. д. Ломоносов не
разграничивает первичные и вторичные
качества объектов, и, поэтому, в вопросе
о свойствах тел материалистическую линию
он проводит более последовательно, чем
Галилей, Локк и представители метафизического
механистического материализма. Ломоносов
признает и так называемые вторичные качества,
которые объективно присущи самим вещам.
Последовательно
материалистически ученый рассматривает
все психическое в качестве свойства высокоорганизованной
материи. Ломоносов причисляет к "жизненным"
свойствам (свойствам тел живой природы)
и "душевные дарования" (волю, память,
сообразительность), и страсти (печаль
и радость, любовь и ненависть, стыд и честь,
отвращение и желание и т. д.), и свойства
человеческой личности (ее пороки и добродетели).
В качестве же специальной категории он
выделяет "имена". О категориях "действие
и сострадание" Ломоносов говорит, что
они формируют неразрывное единств - когда
первое тело воздействует на второе, производит
в нем какое-нибудь изменение, то одно
тело производит действие, а другое испытывает
страдание. Категории пространства и времени
истолковываются М В. Ломоносовым материалистически
в качестве объективно существующих.
В обособленную группу
Ломоносов отводит вещи, которые одновременно
существовать не могут: такие, как, например,
день в ночь, богатство и бедность, зной
и стужа.
Для обозначения
понятия "суждение", у Ломоносова
употребляется термин "рассуждение".
Суждение он определяет сложной идеей,
так как в нем объединяется большее число
представлений. Эти рассуждения, выраженные
в словесной или письменной форме, называются
предложениями.
В суждении мыслим что-нибудь
о чем-либо, и поэтому, по Ломоносову, каждое
суждение состоит из 3 частей: из подлежащего
(то, о чем мыслим), сказуемого (то, что мыслим
о подлежащем) и связки, которая соединяет
сказуемое с подлежащим. В речи связка
зачастую пропускается, но каждому предложению
возможно дать чисто логическую форму,
хотя такое предложение может принять
искусственный вид, который не свойственен
тому или иному языку. Например, если предложению
"огонь горит" придать только логическую
форму, то получится фраза: "Огонь есть
горящий" (выражение, которое русскому
языку не свойственно).
Предложения-суждения
Ломоносов подразделяет на утвердительные
и отрицательные, на особенные (единичные)
и общие. Касаемо частных суждений, играющих
роль в логике Аристотеля, Ломоносов не
дает им права существования в логике,
отрицая их логическую познавательную
значимость.
Своеобразие классификации
суждений, предлагаемой Ломоносовым, состоит
в том, что она имеет два вида суждений:
единичные и общие, в то время как ранее
деление суждений принималось либо на
частные и общие (по распределенности
или нераспределенности термина подлежащего),
либо на единичные, частные и общие (по
объему подлежащих). Это нововведение,
которое ввел Ломоносов, оказывает значительное
влияние на его учение об умозаключениях,
обусловливая реформу учения о категорическом
силлогизме.
Чем же была вызвана
данная реформа традиционной логики, сам
М. В. Ломоносов не говорит. Следует полагать,
что ему была ясна несообразность включения
единичных суждений в ряд общих, что было
принято в логике со времен Аристотеля.
С другой стороны, исключение из логики
частных суждений с подлежащим "некоторые",
имеющим смысл "некоторые, а может быть,
и все" было обусловлено истолкованием
логического смысла данных суждений как
общих вероятных суждений, т. е. таких,
в которых дается эмпирическое обобщение
того, что все случаи, наблюдаемые нами
в опыте, подходят под данное общее положение,
так как в нашем опыте не встречалось противоречащего
случая (в другом частное суждение не смогло
бы иметь значения "а может быть, и все").
Вследствие именно таких соображений
все суждения делят на общие и единичные.
Здесь играет роль также утвержденная
М. В. Ломоносовым связь практики с научной
теорией.
Наука вводит законы
природы, которые формулируются в общих
суждениях, а практика всегда имеет дело
с конкретными единичными случаями, для
которых требуется делать выводы исходя
из принятых наукой общих положений (законов
природы, научных гипотез, математических
формул).
Ломоносов дает так
определяет особенное и общее суждения:
особенное – это то, в котором сказуемое
приписывается подлежащему как виду, а
общее – это то, в котором сказуемое приписывается
подлежащему как роду.
Общее понятие есть
всегда в определенном смысле род, а единичное
есть всегда лишь вид. Именно в данном
смысле, что видно из приводимых примеров
и определения, следует понимать разграничение
суждений на особенные и общие, устанавливаемое
Ломоносовым.
Ломоносов говорит об умозаключении,
что его назначение состоит в том, чтобы
служить сочинению доводов. По Ломоносову,
доказательства суть сложные идеи, которые
удостоверяют актуальность справедливости
изложенного положения.
Ломоносов также
отмечает, что, помимо категорического
силлогизма, существуют "ограниченные"
силлогизмы, ограниченные условием или
разделением, для которых Ломоносов утверждает
термины "условный" и "раздельный",
в то время как силлогизм категорический
называет "положительным".
Говоря о сокращенных силлогизмах,
М. В. Ломоносов отмечает, что они применимы
также к разделительным и условным силлогизмам.
Переходя к индукции,
ученый определяет ее как общее рассуждение
о каждом виде, не включая ни единого. Данное
определение стоит в основе как полной,
так и неполной индукции, различаясь только
тем, что для полной индукции обеспечивается
абсолютная достоверность того, что есть
какие-либо исключения, так как все виды
или все отдельные случаи проверены, в
то время как для неполной индукции неимение
исключений только предполагается на
основании того, что с подобными исключениями
до этих пор в нашем опыте мы не сталкивались.
Формулировки аксиом индукции и силлогизма,
данные Ломоносовым, говорят о том, что
индукция и дедукция друг друга детерминируют,
и эта идея о внутренней связи и взаимозависимости
индукции и дедукции служит значимым диалектическим
моментом в Ломоносовской теории умозаключений.
Ломоносов, подразумевая данную взаимосвязь,
называет индукцию силлогизмом "обратным",
а категорический силлогизм "прямым".
Что касается индукции, её он определяет
как противоположную сторону категорического
силлогизма.
Впоследствии Ломоносов
выводит и аксиому для другого вида умозаключений,
а точнее для выводов от частей к целому
– индукции. Однако обратный вывод от
целого к частям в логике не допускается.
У вывода от частей к целому есть такое
же широкое применение в науках, как и
у вывода от общего к частному и наоборот.
Так, Ломоносов показывает, что индукция
и дедукция суть не единственные справедливые
типы умозаключений.
М. В. Ломоносов определяет
неразрывную связь мышления и языка (в
том числе, слово и понятие, предложение
и суждение), но не приравнивает их. Наоборот,
он осуждает номинализм, ставящий знак
равенства между словом и понятием, и,
с другой стороны, порицает реализм понятий,
который признает действительный экзистенциализм
понятий самих по себе и приписывает им
примат по отношению к вещам материального
мира Ломоносов рассуждает о двух логических
функциях слов: выражение логических терминов
и обозначение связи между мыслями.
Говоря о значении
логики, Ломоносов отмечает, что для познания
и правильного поведения требуется природный
рассудок, подкрепленный логикой. В частности,
говоря о когнитивной функции умозаключений,
он утверждает, что через них познаются
скрытые от нашего прямого восприятия
процессы природы, а также открываются
причины различных явлений.
Нестандартные логические
теории М. В. Ломоносова нашли были продолжены
в XIX в. у А. С. Лубкиным и во второй половине
XIX в. М. И. Карийским.
Значимый вклад в
развитие логики в России сделал современник
М. В. Ломоносова знаменитый математик
Эйлер.
Леонард Эйлер (1707-1783)
является классическим представителем
математического естествознания. Свою
магистерскую речь он посвятил сопоставлению
положений картезианской и ньютонинской
физики. Между дифференциальным методом
Лейбница и Ньютоновским методом флюксий
Эйлер выбрал Лейбница, исходя из принципиального
рассмотрения понятия бесконечности.
Эйлер настаивал
не том, что движение необходимо принимать
только в качестве процесса перемены места,
которое есть часть бесконечного пространства,
где заключаются все тела. Однако из-за
того, что мы не можем составить четкого
понятия об этом бесконечном неизмеримом
пространстве, то, как правило, мы рассуждаем
о дискретном пространстве и о границах
тел в нем и по этим данным определяем
состояние движения и покоя тел. Так, например,
мы говорим, что тело, сохраняющее относительно
этих границ свое положение, пребывает
в состоянии покоя и, наоборот, движется
то тело, которое меняет свое местоположение
относительно них.
При данном определении
движения и покоя тел мы пользуются чисто
математические понятия. Мы можем использовать
это для личных идей, не учитывая, есть
ли на самом деле в самой действительности
подобное бесконечное пространство или
нет. Мы лишь принимаем, что тому, кто хочет
размышлять о безусловном движении, следует
представлять себе такое пространство
и по нему делать вывод о движении или
состоянии тела. В таком случае надо себе
представить безграничное пустое пространство,
где находятся тела.