Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:24, реферат
Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной деятельности. Диалог организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью.
Основанием для диалога являются проблема и различие в способах ее разрешения. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где также происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.
Ведение ……………………………………………………………………………..3
1. Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи) ………4
1.1 Спор, дискуссия, полемика ……………………………………………….4
1.2 Речевое поведение спорящих ……………………………………………..5
1.3 Доказывание и убеждение ………………………………………………...7
2. Полемические приемы и приемы убеждения …………………………………8
2.1 Приемы убеждения в споре ……………………………………………….9
2.2 Виды вопросов …………………………………………………………….9
2.3 Виды ответов ……………………………………………………………..10
3. Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора ……………………10
3.1 Нечестные приемы ведения полемики ………………………………….10
3.2 Позволительные и непозволительные уловки при ведении спора …..11
Заключение ……………………………………………………………………….13
Список использованных источников ……………………………………………14
Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит перед собой спорящий.
Чтобы добиться
своей цели, участник спора должен
хорошо знать того, к кому обращены
его доводы, и приводить аргументы
с учетом индивидуальных особенностей
оппонента. Подбирая те или иные доводы,
участник спора должен позаботиться
о том, чтобы они воздействовали
не только на разум слушателей, но и
на их чувства. Психологи доказали,
что на процесс убеждения сильное
влияние оказывает
Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил: 1) аргументы должны быть истинными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, даже если сам тезис и истинен); 2) они должны быть достаточными для данного тезиса; 3) их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
2. Полемические приемы и приемы убеждения
При обсуждении и решении тех или иных проблем в деловом общении возникает необходимость защиты своих интересов в острой полемике. Знание законов полемического мастерства позволяет не только отстаивать свою точку зрения, но и убеждать оппонентов в ее целесообразности.
Что такое спор?
В современной научной
Например, дискуссией (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Слово «диспут» (от лат. disputar – рассуждать, disputatio – прение) означает публичный спор на научную и общественную тему.
Другой характер носит полемика (от древнегреч. Polemikos – воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей, речей.
Успех полемики
во многом зависит от умения ее участников
правильно оперировать
Существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить.
Одни, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу. Другие, наоборот, вступив в спор, чувствуют себя как на войне, применяют непозволительные приемы и уловки.
2.1 Приемы убеждения в споре
Подбирая те или иные доводы, нужно заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства – долга, ответственности, товарищества и т. д., ибо такая речь лучше запоминается.
1. Применение
юмора, иронии и сарказма. Эти
средства усиливают
2. Часто встречается
такой прием, как «доведение
до нелепости», «сведение к абсурду».
Суть такого приема – показать
ложность тезиса или аргумента,
3. Прием «возвратного
удара», или так называемый «прием
бумеранга». Сущность его заключается
в том, что тезис или аргумент
обращается против тех, кто
их высказал, при этом сила
удара во много раз
4. Разновидностью
приема «возвратного удара»
5. Иногда вместо
обсуждения вопроса по
6. Разновидностью
приема «довод к человеку»
является прием «апелляция к
публике». Цель данного приема
– повлиять на чувства
7. Полемический
прием «атака вопросами». Немецкий
философ И. Кант писал: «
2.2 Виды вопросов
Вопросы считаются корректными (правильно поставленными), если их предпосылками являются истинные суждения.
Вопросы считаются некорректными (неправильно поставленными), если в их основе лежат ложные или неопределенные суждения.
По характеру вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными (враждебными, провокационными).
В ходе обсуждения проблем нередко ставятся острые вопросы, т. е. вопросы актуальные, жизненно важные, принципиальные.
2.3 Виды ответов
В споре всегда ценятся остроумные ответы. Различают правильные и неправильные ответы. Если в ответе содержатся суждения истинные и логически связанные с вопросом, то он считается правильным. К неправильным, ошибочным относятся ответы, неверно отражающие действительность.
Кроме этого, выделяются ответы позитивные (содержащие стремление разобраться в поставленных вопросах) и негативные (выражающие отказ отвечать на поставленный вопрос).
Независимо от вида и характера вопросов полемисту следует строго придерживаться принципа – отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть и когда знаешь правильный ответ.
Четыре правила
для успешного ведения
1. Вникните в суть высказывания;
2. Создайте благоприятную атмосферу;
3. Не унижайте, не задевайте самолюбия;
4. Возвысьте оппонента.
Шесть рекомендаций желающему победить:
1. Избегайте «запутывающих» эмоций.
2. Будьте проще.
3. Добивайтесь своего.
4. Не позволяйте уводить вас в сторону.
5. Не бойтесь ошибок.
6. Ориентируйтесь на взаимную победу.
прием убеждение спор дискуссия полемика
3. Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора
3.1 Нечестные приемы ведения полемики
К ним прибегают для того, чтобы сбить противника с толку.
1. Прием, называемый
«ошибкой многих вопросов».
2. Уклонение от поставленных вопросов. Иногда полемисты просто пропускают ответ, как говорится, мимо ушей, как бы не замечая его.
3. Часто в споре оппоненты иронизируют над вопросами, поставленными другой стороной: «И вы считаете свой вопрос серьезным?»
4. Нередко дается
негативная оценка самому
5. Наиболее распространенным
в споре считается прием «
6. Испытывая трудности
в обсуждении проблемы, полемисты
прибегают к приему «ответ
в кредит»: ссылаясь на
3.2 Позволительные и непозволительные уловки при ведении спора
Во время дискуссии спорщики нередко попадают в затруднительные положения и пытаются найти какой-то выход из них.
1. Часто стараются
незаметно для оппонента «
2. Когда полемист не желает признать свои ошибки открыто, он прибегает к речевым оборотам, позволяющим смягчить и исправить ситуацию: «Я не то хотел сказать»; «Эти слова неточно выразили мою мысль»; «Позвольте мне уточнить свою позицию» и т. д.
К непозволительным
уловкам прибегают
Как правило, эти уловки содержат элементы хитрости и прямого обмана. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту.
К подобным уловкам относятся следующие:
«Ставка на ложный стыд». Например, приведя недосказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его фразами: «Вам, конечно, известно, что наука давно установила…»; «Неужели вы до сих пор не знаете?»
«Подмазывание аргумента». Слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом противнику. В таких случаях говорят следующее: «Вы, как человек умный, не станете отрицать…» и т. д.
Использование в спорах в качестве аргументов ссылки на свой возраст, образование, положение. Довольно часто мы сталкиваемся с таким рассуждением: «Вот доживете до моих лет, тогда и судите» и т. д.
Ставка на то, чтобы увести разговор в сторону.
Ставка на то, чтобы перевести разговор на противоречие между словом и делом.
Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда.
В публичном споре
большое влияние оказывает
Насмешки, стремление оборвать речь противника, выражение недоверия к его словам, резкая негативная оценка его высказываний, обидная реплика, оскорбление и обструкция – все это негативные уловки, рассчитанные на внушение и психологическое воздействие на участников спора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вызвать желание завязать спор, втянуть в активный обмен мнениями всех присутствующих – основная задача руководителя дискуссии, диспута, полемики. Он должен быть достаточно искусным и гибким, стремясь, например, вызвать дискуссию по учебной программе, он не должен проходить и мимо злободневных вопросов действительности, так или иначе относящихся к теме. Приглашение теоретически объяснить те или иные сложные проблемы повседневной жизни, т.е. соединить теорию с практикой легче всего вызывают спор, например, на семинарском занятии.
Спор на занятии, диспуте может возникнуть и стихийно по поводу ошибочной реплики, вопроса одного из слушателей и неправильного или противоречивого ответа на него другого и т.д. В этом случае руководитель должен умело поддержать возникшую дискуссию и направить ее в нужное русло. Необходимо, чтобы обсуждение, спор всегда были сосредоточенными, т.е. велись вокруг выдвинутого тезиса, не уклонялись далеко от главной проблемы, чтобы к концу обсуждения его участники не спросили: «А с чего же мы, собственно, начали?». Важно, чтобы спорящие терпеливо выслушивали до конца мнение своих оппонентов, даже если они заблуждаются, а затем тактично разъяснили их ошибку. Обстановка дискуссии должна быть такова, чтобы каждый мог честно, без боязни высказать свое суждение. Деловой спор никогда не должен переходить в перебранку, в обмен колкостями. Насмешки, обидное иронизирование, грубость в цивилизованном споре недопустимы, а этика и культура спора – обязательны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. – М.: Логос, 2009г.
2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. – М.: Высшее образование, 2006г.
3. Голуб И.Б.
Стилистика современного
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Международные отношения, 2006г.
5. Кузин Ф.А.
Делайте бизнес красиво.
6. Мурашов А.А. Риторика. Теория и практика. – М.: МПСИ, 2006г.
7. Под ред. Бернадской Л.Д. Грамотный человек. – М.: Наука, 2009г.
8. Под ред. Махницкая Е.В. Русский язык и культура речи. – М.: МарТ, 2008г.
9. Почикаева Н.М. Искусство речи. – М.: МарТ, 2008г.
10. Хазагеров Г.Г, Лобанов И.Б. Риторика. – СПб, Питер, 2008г.