Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:38, реферат
Краткое описание
В каждом современном курсе логики неизменно присутствует глава, посвященная логике Древней Греции, или, в частности, логики Аристотеля. Однако логика Древней Индии зачастую не входит в обязательную программу, либо же ей уделено незаслуженно мало внимания – обычно лишь краткая справка. Целью нашего реферата является обзор становления и развития индийской логики, ее предпосылок и основных достижений. Для этого мы ставим следующие задачи: • Рассмотреть три периода развития логики в Индии • Охарактеризовать особенности и достижения каждого из них • На основе проделанной работы сделать выводы о роли логики Древней Индии в развитии логической науки
Содержание
Введение 3 Первый период 3 Второй период 9 Третий период 12 Выводы 14 Список использованной литературы 15
Дальнейшее развитие инд. логики
происходило в обстановке острой филос.
дискуссии между буддистами и сторонниками
ньяя, в ходе которой и те, и другие внесли
существ. вклад в теорию умозаключений.
Прежде всего было сформулировано трехчленное
правило (траирупья),
состоящее, по существу, в том, что, если
наличие некоторого признака M (хету) установлено
у субъекта и у предметов, обладающих признаком
Ρ (однородных с субъектом), и если признак
M отсутствует у предметов, не обладающих
признаком Ρ (неоднородных с субъектом),
то признак Ρ (доказываемое свойство – садхья) присутствует
у субъекта. Это правило, которое обнаруживается
фактически уже у буддиста Васубандху (4–5
вв. н.э.), неявно вводит в инд. силлогизм
отношение всеобщей связи между его терминами.
Большую роль в развитии логики
сыграл буддист Дигнага (5–6 вв.),
который разделил силлогизмы на 2 вида:
на умозаключения "для себя", состоящие
каждое из трех членов, именно: из основания,
примера и тезиса (взятых именно в этом
порядке), и на умозаключения "для других",
которые совпадают с пятичленным силлогизмом.
Дигнага развил далее трехчленное правило (траирупья) и
представил его в виде круговой таблицы,
т.н. "колеса причинных признаков" (хету-чакра).
Эта таблица основана на том, что хету
может присутствовать во всех однородных
(с субъектом) предметах, только в некоторых
из них или ни в одном из них. В каждом из
этих трех случаев хету может присутствовать
во всех неоднородных (с субъектом) предметах,
в части их или ни в одном из них. Всего,
таким образом, возможно девять случаев
(или модусов), из которых правильный вывод
дают только те, в которых хету присутствует
во всех однородных предметах или в их
части и отсутствует во всех неоднородных
предметах. "Колесо причинных признаков"
было дополнено Уддьотакарой
(7 в.) из школы ньяя, который рассматривал
случаи, когда не существует однородных
предметов, или неоднородных предметов,
или и тех и других вместе. Кроме того,
он рассматривал также случаи составных
хету и др. обстоятельства, и в итоге у
него получилось 176 верных и неверных модусов.
В "колесе причинных признаков" видна
тенденция к трактовке логики с точки
зрения отношений между классами, ибо
однородные и неоднородные предметы мыслятся
как классы, а у буддиста Дхармакирти
(7 в.) даже субъект мыслится как класс;
но эта тенденция не получила в Индийской
логике. достаточного развития. У Уддьотакары
мы находим уже трехчленный силлогизм
вида: "Где есть дым, там есть огонь;
на горе есть дым; значит, на горе есть
огонь", в котором мысль о всеобщей связи
выражена уже в виде отдельной посылки.
Вообще же в Индийской логике. превращение
примера в общую посылку достигалось введением
в трехчленное правило слова eva, что мы
видим, напр., у Дхармакирти; это слово
указывает, по-видимому, на неразрывную
связь субъекта и однородных (с ним) предметов
(всех или части) с хету и на отсутствие
хету во всех неоднородных предметах.
Дхармакирти осуществил также разделение
умозаключений на: 1) умозаключения, в которых
из наличия видового признака делается
заключение о наличии родового признака,
напр. "Это есть дерево, т.к. это есть
пальма"; 2) умозаключения, в которых
наличие следствия выводится из наличия
основания, напр. "На этой горе есть
огонь, т.к. на ней есть дым"; 3) т.н. отрицательные
умозаключения, в которых из факта невосприятия
предмета делается вывод о его несуществовании,
напр. "Здесь есть все условия для восприятия
дыма, но мы его не воспринимаем, следовательно,
здесь нет дыма". Дхармакирти особенно
подробно разработал теорию отрицат. умозаключений
и выводов из отрицательных посылок. Он
приводит 11 видов таких умозаключений.
Такое внимание к отрицательным умозаключениям
объясняется тем, что, согласно буддийскому
учению, слово означает не то, что предмет
есть нечто, а то, что предмет не есть нечто;
так, суждение "Это – горшок" означает,
напр., что это не есть платок. Этот взгляд
буддистов был развит в учении об отрицании (апоха) в новой
ньяе.
К 8 в. в Индийской логике. разработка
логических средств выражения всеобщей
связи между хету и садхья, а также между
пакша (субъектом) и хету идет в двух направлениях.
Философ школы джайнизма Патрасвамин
(7 в.) считал, что в качестве хету подходит
лишь такой признак, который удовлетворяет
условию "несуществования другого",
т.е. который не существует, если не существует
доказываемый признак (садхья); основанием
вывода являются не примеры, а именно принцип
"несуществования другого". Однако
эта точка зрения в дальнейшем развитии
Индийской логики. не получила признания.
Общепризнанной стала др. теория, связанная
с понятием вьяпти. Вьяпти
есть отношение, в какой-то мере соответствующее
импликации в современной логике; но в
отличие от импликации (являющейся отношением
между высказываниями), вьяпти – это отношение
либо между классами, либо между классом
и его элементом, либо, как у большинства
логиков системы ньяя, – просто отношение
между свойствами. Эта последняя трактовка
вьяпти стала преобладающей, ибо отражала
основную тенденцию развития Индийской
логики.
Старая ньяя была резюмирована
в сочинениях "Nyāyāsvaninibandha" (976), принадлежащем
философу Вачаспати Мишра.
Третий период
В третий период Индийской логики.
дальнейшее развитие в основном происходит
в работах логиков школы новой ньяи (навья-ньяя),
основателем которой является Гангеша Упадхьяя
(12 в., по др. данным, 14 в.). Одной из основных
проблем, разрабатывавшихся этой школой,
была проблема бескванторной формулировки
общих суждений, возникшая в связи с трудностями
их обоснования, особенно в случае, когда
они содержат квантор по времени.
Для решения этой проблемы в
новой ньяе была развита теория абстракций,
основанная на том, что, по мнению логиков
этой школы, вместе с восприятием отд.
предметов мы воспринимаем и общие свойства,
которые им принадлежат.
Логики новой ньяи использовали
абстракции нескольких ступеней. От предмета
(например, огня) абстрагировалось свойство,
определяющее этот предмет (свойство огненности),
а затем в результате следующего шага
абстракции это свойство рассматривалось
в качестве особого предмета (огненность
как отд. сущность), могущего иметь некоторые
свойства или находиться в определенных
отношениях к другим предметам (напр.,
в отношении постоянного отсутствия, см.
ниже); процесс абстрагирования применялся
не только к свойствам, но и к отношениям
(напр., к отношению противоположности).
Важную роль в логике новой ньяи играли
понятия, связанные с отрицанием. Ряд таких
понятий можно найти уже у Гангеши. Позднейшие
логики различали 2 типа таких понятий:
1) т.н. взаимное (обоюдное) отсутствие;
напр., "Огонь есть место отсутствия
воды", имеющее смысл отрицания тождества:
"Огонь отличен от воды" (т.е. не тождествен
воде) и 2) т.н. отсутствие отношения, смысл
которого состоял в отрицании некоторого
отношения, не являющегося отношением
тождества, напр., "Пруд есть место отсутствия
огня" (отрицается отношение соприкосновения
пруда с огнем). Отсутствие отношения подразделялось
на ряд видов, из которых особую роль играло
т.н. постоянное отсутствие, существенно
использовавшееся в разработанном логиками
новой ньяи способе представления суждений,
содержащих кванторные слова. В основе
этого способа, который, в отличие от объемного,
или экстенсионального, подхода к суждениям,
можно назвать интенсиональным, лежало
понятие о г р а н и ч е н и
я. Смысл этого понятия состоит в следующем:
если предмет, определенный свойством
А, обладает вместе с тем свойством В, то
абстракция свойства В ограничивается
абстракцией свойства А; напр., суждение
"На горе есть огонь" понималось так:
"Гора определена огненностью, ограниченной
горностью". Для выражения общих и частных
суждений в бескванторной форме использовались
абстракции противоположности и постоянного
отсутствия, связывавшиеся друг с другом
тем, что постоянное отсутствие предмета
А всегда таково, что его противоположность
ограничена свойством, определяющим А.
Поэтому, напр., "постоянное отсутствие
огня" выражалось так: "постоянное
отсутствие, противоположность которого
ограничена огненностью". Общие суждения,
напр. "Везде, где есть дым, есть огонь",
в логике новой ньяи выражались следующим
образом: сначала суждение заменялось
эквивалентным ему отрицательным суждением:
"Никакой случай дыма не встречается
в месте, которое не есть место огня",
которое преобразовывалось в вид: "Постоянное
отсутствие дыма в месте постоянного отсутствия
огня"; наконец, это суждение по образцу,
приведенному выше, преобразовывалось
в суждение: "Постоянное отсутствие,
противоположность которого ограничена
дымностью, в месте постоянного отсутствия,
противоположность которого ограничена
огненностью". Заметим, что такие выражения,
звучащие по-русски крайне неуклюже, в
санскрите составляют одно слово (иногда
достаточно длинное). С такими словами
философы новой ньяи оперировали до некоторой
степени подобно тому, как современная
логика оперирует с высказываниями.
Новая ньяя уделяла большое
внимание изучению отношений, особенно
отношения всеобщего сопутствования –
вьяпти, в рассмотрении которого она продолжала
работы логиков старой ньяи и джайнистов.
Гангеша приводит ряд определений вьяпти,
которые до некоторой степени соответствуют
определению отношения материальной импликации,
но не между высказываниями, а между свойствами.
Отношением вьяпти занимался также Рагхунатха (ок.
1475 – ок. 1550). Матхуранатха
(ок. 1600 – ок. 1675) рассматривает отношение
парьяпти, примерно соответствующее отношению,
существующему, напр., между числом 2 и
классом, состоящим из двух предметов.
Отношение парьяпти предвосхищает идею,
положенную Фреге в основу определения
(натурального) числа. Матхуранатха формулирует
также закон двойного отрицания, по которому
отсутствие постоянного отсутствия предмета,
по существу, идентично с самим предметом.
Кроме философов новой ньяи, работы в области
логики проводились также в школах веданта
(напр., Джайятиртха и Вьяшатиртха) и джайнизма.
Индийская логика начала приходить
в упадок с начала 18 века, по мере колонизации
Индии англичанами, которые систематически
подавляли всякое развитие философии
и логики в том числе.
Выводы
Итак, отметим самые
значимые особенности и достижения индийской
логики.
Оригинальным является ее учение о пятичленном
силлогизме. В теории пятичленного
силлогизма заслуживает внимания требование
подкреплять общее положение понятными
конкретными примерами. В этой теории
заключается верная мысль о том, что дедукция
неразрывно связана с индукцией и всякое
общее положение основывается на отдельных
фактах, которые мы наблюдаем. Это диалектическое
положение о единстве дедукции и индукции
выражено в индийской логике в наивной,
примитивной форме.
Особенностью индийской логики
является то, что в ней суждение не признается
самостоятельным актом мысли, а рассматривается
как член умозаключения.
Правильно, на наш взгляд, учение
индийской логики о том, что восприятие не есть
нечто непосредственно данное, а заключает
в себе акт «суждения-умозаключения».
Поясним это примером. Я вижу лошадь и
говорю: «Это — лошадь». На первый взгляд
мы здесь имеем непосредственное самоочевидное
знание. Но если посмотреть глубже, тогда
дело представляется в другом свете. Известно,
что после открытия Америки европейцы
впервые привезли туда свиней и, когда
туземцы их увидели, они говорили: «Какие
смешные лошади у европейцев».
Наши восприятия опосредствованы
нашим прежним опытом. Мы воспринимаем
что-нибудь как такой-то предмет именно
потому, что в нашем прежнем опыте были
такие предметы.
Приведем другой известный
пример.
Один путешественник попал
в негритянскую деревушку в Центральной
Африке, где негры жили в примитивных условиях,
не имея представления ни о газетах, ни
о книгах, ни о чтении. Пока путешественнику
меняли лошадей, он вынул из кармана газету
и начал читать, а в это время вокруг него
собралось негритянское население и внимательно
следило за ним. Когда подали лошадей и
он садился в коляску, к нему подошли негры
и просили продать газету, предлагая за
нее большие деньги. Удивленный путешественник
опросил, зачем им газета. Они ответили,
что он полчаса смотрел на эти черные точки
и, очевидно, лечил свои глаза и они тоже
желают иметь это лечебное средство. Поскольку
им не было известно чтение, они восприняли
его как лечение глаз. Дело в том, что наше
восприятие опосредствовано нашим житейским
опытом, а последний, в свою очередь, —
историческим опытом, усвоенным нами.
Отметим еще проводимое в индийской
логике различение речи
«в себе» и речи «для других». Речь
«в себе» характеризуется более сокращенным
способом мышления, чем речь «для других».
Европейская психология лишь в XX в. приступила
к изучению речи «в себе» и ее отличия
от речи «для других».
Что касается вопроса об отношении
древнеиндийской и древнегреческой логики,
то приходится признать и ту и другую самобытными.
С греческой философией и логикой Индия
познакомилась лишь в результате похода
Александра Македонского. Исследователи
индийской логики констатируют знакомство
с логикой Аристотеля у одного из представителей
школы ньяя Ако-анады.
И хотя
ряд важных вопросов логики вообще выпал
из поля зрения индийских мыслителей (напр.,
логической антиномии), однако в ряде проблем
они дошли до довольно высоких степеней
логической строгости.
Список использованной
литературы
Щербатской Ф. И., «Теория познания
и логика по учению позднейших буддистов»,
ч. 1-2, СПБ, 1903– 1909;
В. Васильев «Буддизм, его догматы,
история и литература». Ч. I. СПб. 1857. С. 67
— 68.
Философская Энциклопедия.
В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под
редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую
логику Навья-Ньяя / Отв. ред. В. А. Смирнов.
— М.: ГРВЛ "Наука"
I.M.BOCHENSKI – “A History of formal logic” – University of Notre Dame press, Paris, 1961