Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:22, контрольная работа
Краткое описание
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Содержание
Введение Предмет и значение логики в системе научного знания. Основные этапы развития логики Логика и формирование культуры мышления Заключение Список литературы
В процессе познания методы
формальной логики дополняются методами
диалектической логики и наоборот. В развитие
диалектической логики внесли определенный
вклад Платон и Аристотель, отдельные
идеи высказывались средневековыми философами
и философами Нового времени. Классические
формы придали ей Кант, Фихте, Шеллинг,
Гегель. Диалектическая логика Гегеля
является систематическим учением, хотя
она и разработана с позиций объективного
идеализма. Диалектическую логику на материалистической
основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. И. Ленин.
Диалектическая логика изучает
законы развития человеческого мышления.
К ним относятся объективность и всесторонность
рассмотрения предмета, принцип историзма,
раздвоение единого на противоположные
стороны и так далее. Диалектическая логика
служит методом познания диалектики объективного
мира.
Логика формальная и логика
диалектическая изучают один и тот же
объект – человеческое мышление, но при
этом каждая из них имеет свой предмет
исследования. Диалектическая логика
не заменяет и не может заменить логику
формальную. Это две науки о мышлении,
они развиваются в тесном взаимодействии,
которое отчетливо проявляется в практике
научно-теоретического мышления, использующего
в процессе познания как формально-логический
аппарат, так и средства, разработанные
диалектической логикой.
Логика занимается не только
связями высказываний в правильных выводах,
но и многими иными проблемами: смыслом
и значением выражений языка, различными
отношениями между терминами, операциями
определения и логического деления понятий,
вероятностными и статистическими рассуждениями,
парадоксами и логическими ошибками и
так далее. Но главные темы логических
исследований – анализ правильности рассуждения,
формулировка законов и принципов, соблюдение
которых является необходимым условием
получения истинных заключений в процессе
вывода.
В правильном рассуждении заключения
вытекает из посылок с логической необходимостью,
общая схема такого рассуждения выражает
логический закон. Рассуждать логически
правильно – значит рассуждать в соответствии
с законами логики.
Логика и формирование культуры
мышления
Человек, обладая сознанием,
отражает действительность и получает
знания о природе, обществе самом себе.
Полученные знания не имеют самостоятельной
ценности для человека; они необходимы
ему для осуществления своей жизнедеятельности
путем управления своими действиями на
основе знания. Знание только тогда ценно,
когда оно позволяет человеку правильно
ориентироваться в мире, осуществляя свою
жизнедеятельность в нем. Поэтому цель
познания заключается в получении не любых
знаний, а истинных, использование которых
приводит к верным результатам. Под истиной
в данном случае понимается адекватное
(верное) отражение в сознании человека
явлений и процессов природы, общества
и мышления.
Есть знания, истинность которых
очевидна. Такие, например, суждения, как:
"Я ощущаю, что на улице холодно, или
"Я слышу какой-то звук", отражают
факты, которые человек познает в процессе
непосредственного физического взаимодействия
с объектом познания при помощи органов
чувств. Такого рода факты принято называть
очевидными, потому что они не нуждаются
в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых
непосредственных знаний относятся прежде
всего те знания, которые являются результатом
чувственного познания, а также внутреннего
опыта ("Это воспоминание для меня неприятно").
Путем чувственного отражения, которое
основано на психических процессах, человек
может познать отдельные предметы и их
свойства.
К психическим процессам относят:
ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных
свойств предметов или явлений объективного
мира, непосредственно Бездействующих
на органы чувств. Например, отражение
свойств теплого, холодного, черного, белого,
горького, сладкого и т.д.
Восприятие представляет собой
целостное отражение внешнего мира, непосредственно
воздействующего на органы чувств. Например,
образ самолета, моря, леса, луга и т.д.
Представление - это чувственный
образ предмета (вещи), в данный момент
не воспринимаемого человеком, но воспринятого
ранее в той или иной мере. Примерами воспроизводящего
представления являются образы своего
дома, образы родных и близких людей, которых
мы сейчас не видим, образы тех мест, где
человек когда-то отдыхал и т.д. Представление
может быть не только воспроизводящим,
но и творческим, в том числе фантастическим.
Следует подчеркнуть, что творческое представление
у человека может возникнуть и благодаря
словесному описанию.
Кроме непосредственных знаний,
есть знания, истинность которых видна
опосредствованно, т.е. через посредство
других знаний. Все те факты, которые совершаются
в нашем отсутствии (например, прошедшие
или будущие явления) могут быть познаны
только опосредствовано. К примеру, по
многочисленным памятникам русским воинам
и остаткам военных сооружений и укреплений
на Бородинском поле можно представить,
какое здесь было грандиозное сражение.
Если бы мы 5-7 сентября 1812 г. были бы на
этом месте, то мы непосредственно восприняли
бы это сражение. Таким образом, опосредствованное
знание доказывается, делается убедительным,
очевидным при помощи знаний непосредственных,
а это осуществляется на уровне абстрактного
мышления. Чувственное отражение является
основой абстрактного мышления, которое
позволяет познавать законы мира, сущность
предметов. Абстрактное мышление отражает
мир и его процессы глубже и полнее, чем
чувственное познание. Но, чтобы этого
добиться, надо правильно мыслить. Поэтому
логику иногда называют наукой о правильном
мышлении. Таким образом, объектом логики
как науки выступает абстрактное мышление.
Но мышление - это сложный, многосторонний
процесс, высшая форма познания мира, свойственная
только человеку. Основными формами абстрактного
мышления являются понятия, суждения и
умозаключения.
Понятие - форма мышления, в
которой отражаются существенные признаки
одноэлементного класса или класса однородных
предметов. Понятия в языке выражаются
словами (например, "дерево", "самолет")
или группой слов, т.е. словосочетаниями,
например, "студент гуманитарного института",
"создатель художественных картин",
"река Дон", "космический корабль"
и др.
Суждение представляет собой
форму мышления, в которой что-либо утверждается
или отрицается о предметах, их свойствах
или отношениях. Суждение выражается в
форме повествовательного предложения.
Суждения бывают простыми и сложными.
Пример простого суждения: "Колорадский
жук опустошает картофельное поле".
Пример сложного суждения: "Наступила
осень, и лебеди улетают". Оно состоит
из двух простых суждений.
Умозаключение - это такая форма
мышления, посредством которой из одного
или нескольких суждений, называемых посылками,
по определенным правилам получается
заключение. Виды умозаключений и изучает
логика. Приведем пример.
Все металлы - вещества
Железо - металл
Железо - вещество
Первые два суждения, которые
находятся над чертой, называются посылками,
а третье суждение называется заключением.
Необходимо отметить, что в
процессе познания человек стремится
к достижению истинного знания. Развиваясь
на основе общественно-трудовой деятельности,
внутренняя структура мыслительного процесса
формировалась в соответствии с закономерностями
природы и свойствами человеческого мозга.
Логическая форма обусловлена наиболее
общими, чаще всего встречающимися свойствами,
непосредственными связями и отношениями
реального мира. Поэтому она вполне закономерно
выражает устойчивые черты любого правильного
мышления.
Логическая форма представляет
собой исторически установившийся способ
связи между составными элементами человеческой
мысли. При этом в каждом мыслительном
акте можно выделить как предмет мысли,
так и то, что мыслится о предмете: его
свойствах, состоянии, действиях, а также
отношениях с другими предметами. Мысль
о предмете вступает в логические связи
с другими мыслями в доказательном рассуждении,
умозаключении и т.д. Связь элементов правильной
мысли носит устойчивый характер, который
обусловлен исторически сложившейся внутренней
структурой мыслительного процесса. Свои
формальные операции и законы логика не
излагает произвольно, а лишь отражает
и формулирует в них объективно закономерные
отношения между структурными элементами
мысли. Такие отношения в конечном счете
определяются наиболее общими свойствами
объективного мира.
Необходимо подчеркнуть, что
логику в мышлении интересует отнюдь не
все. Ряд важных проблем, в том числе сущность
мышления, его генезис и отношение к материальному
миру, а также его познавательные возможности
изучает философия. Физиология, в свою
очередь, интересуется тем, как зависит
мышление от состояния мозга, материального
субстрата мысли. Психология изучает условия
нормального функционирования и развития
мышления, влияние на него социально-психологической
среды, чувств. Генетика старается раскрыть
тайны наследования детьми от родителей
способностей к какой-либо деятельности.
Ученые-кибернетики изучают технические
возможности моделирования человеческого
мышления. Свою специфическую сторону
мышления изучает логика.
Заключение
Мышление человека подчиняется
логическим законам и протекает в логических
формах независимо от науки логики. Многие
люди мыслят логично, не зная ее правил.
Разумеется, можно правильно мыслить,
не изучив логику, однако нельзя и недооценивать
практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить
человека сознательно применять законы
и формы мышления и на основе этого логичнее
мыслить, правильно сознавать окружающий
мир. Знание логики повышает культуру
мышления, вырабатывает навык мыслить
“грамотно”, развивает критическое отношение
к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент,
освобождающий от личных, ненужных запоминаний,
помогающий найти в массе информации то
ценное, что нужно человеку. Она нужна
“любому специалисту, будь он математик,
медик, биолог”. (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это значит
мыслить точно и последовательно, не допускать
противоречий в своих рассуждениях, уметь
вскрывать логические ошибки. Эти качества
мышления имеют большое значение в любой
области научной и практической деятельности.