Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 17:17, контрольная работа
Мысль о предмете выражается в слове, которое обозначает предмет, и в то же время материализует мысль. Мысль о каком-либо предмете отражает бесконечное множество, присущих ему свойств, общих и одновременно отличительных, а именно существенных. Простые мысли, выраженные отдельными словами или словосочетаниями, в логике называются понятиями. Например, «дом», «человек», «студент заочного отделения». Сложные мысли образуются из нескольких простых, связанных между собой определенным образом. К сложным мыслям относятся: суждение, умозаключение, доказательство и опровержение.
Приступая к раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что цель данной работы является: рассмотрения теоретических основ понятия как простейшую форму мысли, видов понятий и отношения между ними.
Введение………………………………………………………………….…3
Отношения между понятиями. Виды совместимости и
несовместимости…………………………………………………………...4
Сложное суждение. Импликация, эквиваленция, отрицание. Таблицы
истинности………………………………………………………...………..7
Умозаключение по аналогии. Виды аналогий…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………14
Например в истории физики, когда при выяснении механизма распространения звука его уподобили движению жидкости. На основе этого уподобления возникла волновая теория звука. Объектами уподобления в этом случае были жидкость и звук, а переносимым признаком — волновой способ их распространения.
Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несущественности различий. Именно такие сходства служат основой кля уподобления двух материальных или идеальных объектов.
Логический переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.
Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии. Каждому типу присущи свои правила их применения. Иногда, для лучшего понимания сути аналогий используют другие их названия: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.
Прямая аналогия - прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях знаний. Особое внимание при использовании прямых аналогий уделяется биологической сфере знаний. У природы запас идей практически неисчерпаем. Многие идеи были перенесены из природных объектов на технические: мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок.
Субъективная
аналогия, эмпатия - прием вхождения
в чужую "шкуру", вживания в
образ совершенствуемого
Символическая аналогия - характеризуется тем, что при формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, которые наилучшим и одновременно лаконичным образом отражают сущность совершенствуемого объекта. С помощью символической аналогии можно наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы.
Нахождение символической аналогии может облегчить прием, который называется "название книги". Для его использования необходимо:
1. Из
формулировки проблемы
2. Затем
- в двух словах дать образное
определение сути ключевого
Примеры: "Каменный цветок", "Живой труп", "Оптимистическая трагедия", "Горе от ума" и т.п.
Фантастическая аналогия - прием, в котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. При этом задаются вопросы: а) Как данную задачу решили бы те или иные сказочные персонажи? б) Нельзя ли возможности этих персонажей реализовать известными техническими средствами?
Заключение
По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету.
Мышление
человека подчиняется
Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и другие, с помощью которых формируются высказывания и теории.
Наиболее
общими чертами правильного
Список используемой литературы
1. Иванов Е.А. «Логика». Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996, 309 с.
2. «Логика», Библиографический справочник/ авт. Сост. Антонов О.А.,
Милославов А.С., СПб: Наука, 2001, 488 с.
3. Логика. Экзаменационные ответы для студентов вузов: В. А. Светлов —
Москва, Питер, 2008 г.- 160 с.
4. Логика: В. Ф. Асмус — Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 392 с.
5. Современная логика: А. А. Ивин — Санкт-Петербург, Век 2, 2009 г.- 384 с.
Информация о работе Отношения между понятиями. Виды совместимости и несовместимости