Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:11, контрольная работа

Краткое описание

Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).

Содержание

1. Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по логике.docx

— 51.84 Кб (Скачать файл)

 

3.1  Логика содержания. Формальная логика

 

Это логика объемов, она сосредоточивает  свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсиональном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, кото¬рая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении.        

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные  в понятии, противоречат физической  возможности. Это либо вещи  вроде вечного двигателя, либо  порождения фантазии (кентавры, русалки  и т. п.).

- когда речь идет о  само противоречивых понятий.  И те, и другие понятия, говорят,  имеют свое содержание, но объемы  их пусты. Эти понятия называют  еще ложными.

 Онтологическая модальность  понятий.

Существует понятие модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

Логическое существование  — это существование вообще, в  самом ши-роком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это  то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это  то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия  существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.

           Сделаем вывод — абсолютно  пустых объемов нет. Пустота  объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

4.   Виды понятий

 

Понятия принято делить на следующие виды:

a)   Понятия единичные  и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество  элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская  Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим(например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся  к неопределенному числу элемен¬тов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед¬шего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

b)   Понятия собирательные  и не собирательные.

 Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится  к каждому элементу класса, то такое  употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.

 

c)   Понятия конкретные  и абстрактные.

В зависимости оттого, что  они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

 Понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

 Абстрактные понятия  образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного  признака предмета; эти признаки  мыслятся как самостоятельные  объекты мысли.

Не следует смешивать  конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

d)  Понятия положительные  и отрицательные.

           В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и  порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -  отрицательными.

e)   Понятия безотносительные  и соотносительные.

 В зависимости от  того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в  отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство.

 Соотносительные понятия  содержат признаки, указывающие  на отношение одного понятия  к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию   дети) или  начальник (подчиненный).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Отношения  между понятиями

 

Рассматривая отношения  между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые  и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

 Они относятся к  разным, весьма отдаленным друг  от друга областям действительности  и не имеют признаков, на  основании которых их можно  было бы сравнивать друг с  другом.

Сравнимые понятия делятся  на совместимые и несовместимые.

 

5.1  Совместимые  понятия

 

Понятия, объемы которых  полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями  принято изображать с помощью  круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а  каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют  наглядно представить отношение  между различными понятиями, лучше  понять и усвоить эти отношения.

 

 Существуют три вида  отношений совместимости:

a)   равнозначные

 В отношении равнозначности  находятся понятия, в которых  мыслится один и тот же предмет.  Объемы этих понятий полностью  совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся,  например, понятия  “геометрическая  фигура с тремя равными углами”   и  “геометрическая фигура  с тремя равными сторонами  “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                    

Так, отношение между двумя  равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и В.

       b)   пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения  (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся преподавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения  находятся понятия юрист (А) и  преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на

    с)   подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и  городской  суд  (В). Объем первого понятия  шире объема второго понятия, кроме  городских существуют и другие виды судов — краевые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия  суд .

Понятие, имеющее больший  объем и включающее объем другого  понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчиненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие  «городской суд» будет видом по отношению  к понятию «суд».

 Понятие может быть  одновременно видом (по отношению  к более общему понятию) и  родом (по отношению к понятию  менее общему). Например: понятие  «лишение свободы на определенный  срок» (В) — это род по  отношению к понятию «лишение  свободы на пять лет» (С) и  в то же время вид по отношению  к понятию «уголовное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными  друг другу понятиями.

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом, а единичное (подчиненное) является  индивидом. В таком отношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

                

Отношения «род» — «вид»  — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями  — в обобщении, ограничении, определении  и делении.

 

5.2  Несовместимые  понятия

 

Понятия, объемы которых  не совпадают ни полностью, ни час¬тично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений  несовместимости:

    a)  соподчинение 

 В отношении соподчинения  находятся два или больше неперекрещивающихся  понятий, подчиненных общему для  них понятию. Например: «областной  суд» (В), «городской суд» (С), «суд»  (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.

     b)  противоположность

 В отношении противоположности  находятся понятия, одно из  которых содержит некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия государство: существуют и другие межгосударственные отношения.

      c)   противоречие

 В отношении противоречия  находятся понятия, одно из  которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки  исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия:  четный и нечетный, успевающий и неуспевающий.

Из схемы видно, что  положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объем понятия «государство»: любое государство является дружественным или недружественным.

Информация о работе Понятие как форма мышления