Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Логика – одна из самых древних наук берет свое начало в Древней Греции, как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.). Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика понятия……………………………………………..4-5
1.1. Логические приемы образования ………………………………………...5-6
1.2. Понятие и слово …………………………………………………………...6-7
2. Объем и содержание понятий …………………………………………........7-8
3. Отношение между понятиями ……………………………………………...8-9
3.1. Совместимые понятия …………………………………………………...9-11
3.2. Несовместимые понятия………………………………………………...11-12
4. Определить отношения между понятиями ……………………………...12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Контольная логика.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине 

Логика

на  тему

Понятие как форма мышления


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика понятия……………………………………………..4-5

1.1. Логические приемы образования ………………………………………...5-6

1.2. Понятие и слово …………………………………………………………...6-7

2. Объем и содержание понятий …………………………………………........7-8

3. Отношение между понятиями ……………………………………………...8-9

3.1. Совместимые понятия …………………………………………………...9-11

3.2. Несовместимые понятия………………………………………………...11-12

4. Определить отношения между понятиями ……………………………...12-13

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Логика –  одна из самых древних наук берет  свое начало в Древней Греции, как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад,  в 4 в. до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ  Аристотель (348-322 гг. до н. э.).

      Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук,  изучающих мышление  человека,  например  психологии,  логика,  изучает  мышление   как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы  и  операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

      Логика,  изучающая  познающее  мышление  и  применяемая  как  средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в  настоящее  время представляет собой сложную  систему  знаний,  включающую  две  относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

      Мышление  человека  подчиняется   логическим  законам  и  протекает   в

логических  формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично,  не  зная её  правил,  подобно  тому,  как  они  правильно  говорят,  не  зная  правил грамматики.

      Что касается логики, то её задача заключается в том,  что бы  научить

человека сознательно  применять законы и формы мышления  и  на  основе  этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

      Знание логики повышает культуру  мышления, вырабатывает  навык  мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

           Основными  формами  мышления   являются   понятие,   суждение   и

умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как  можно  подробнее  рассмотреть одну из форм мышления – понятие (содержание  и  объём,  отношение между понятиями).

 

1. Общая характеристика понятия

      Понятие – это форма мышления, отражающая предметы  в  их  существенных признаках.

      Признаком предмета называется  то, в чем предметы сходны друг с  другом или чем они друг от друга отличаются.

      Любые свойства, черты, состояние  предмета,  которые,  так  или   иначе,

характеризуют  предмет,  выделяют  его,  помогают  распознать  среди  других предметов,  составляют  его  признаки.  Признаками  могут  быть  не   только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта,  состояние) также рассматривается как его признак.

      Любой предмет имеет множество  разнообразных  признаков.  Одни  из  них характеризуют отдельный предмет и являются  единичными,  другие  принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый  человек  имеет признаки, одни из которых,  например,  черты  лица,  телосложение,  походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат  только данному  человеку  и  отличают  его  от  других  людей.  Другие   профессия, национальность, социальная  принадлежность  и  т.  д.  являются  общими  для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем  отличают  его  от  всех  других живых  существ.  К  ним  относятся  способность  создавать   орудия   труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

      Кроме единичных (индивидуальных) и  общих  признаков  логика  выделяет признаки существенные и несущественные.

      Признаки, необходимо принадлежащие  предмету, выражающие его  сущность, называют  существенными.  Они  могут  быть  общими  и  единичными.  Понятия отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки.  Понятие,  отражающее  один  предмет (например. «Аристотель»),  наряду с общими  существенными признаками  (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

      Признаки, которые могут  принадлежать,  но  могут  и  не  принадлежать

предмету и  которые не выражают его сущность, называются несущественными.

      Понятие  качественно  отличается  от   форм   чувственного   познания:

ощущений, восприятия и представлений, существующих  в  сознание  человека  в виде наглядных образов отдельных предметов  или  их  свойств.  Восприятие  и представление  –  это  чувственно-наглядный  образ  какого-либо  конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

      Понятие как форма мышления  отражает  предметы  и  их  совокупность  в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

       Понятие – одна из основных  форм научного познания. Формируя  понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

      Отражая   существенное,   понятия   не   содержат   всего    богатства

индивидуальных  признаков  предмета  и  в  этом  смысле  они   беднее   форм чувственного познания –  восприятия  и  представления.  Вместе  с  тем,  они позволяют глубже проникнуть в  действительность,  отобразить  её  с  большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

1.1 Логические приёмы образования понятий

 

      Что бы составить понятие о  предмете, нудно сравнить данный  предмет  с

другими предметами, найти признаки сходства и  различия.  Логический  прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

      Выделение  признаков  связано   с  мыленным  расчленением  предмета  на

составляющие  его части, стороны, элементы.  Мысленное  расчленение  предмета на части называется анализом.

      Выделение с помощью анализа  признаков позволяет отличить  существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение   признаков,  называется абстрагированием.

      Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные  с  помощью  анализа, должны быть соединены в единое целое.  Это  достигается  с  помощью  приёма, противоположного  анализу,  -  синтеза,  представляющего   собой   мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

      Признаки изучаемых предметов  распространяются на все сходные предметы.

Эта  операция   осуществляется   путем   обобщения,   с   помощью   которого

определенные  предметы на основе присущих им одинаковых свойств  объединяются в группы однородных предметов.

      Таким образом, мы образуем  одну из основных форм мышления – понятие.

 

1.2. Понятие и слово

 

Понятие неразрывно связано с  основной  языковой  единицей  –  словом.

Понятие выражается и закрепляется в словах и  словосочетаниях,  без  которых невозможно ни формирование понятий,  ни  оперирование  имени (это слова и словосочетания,  имеющие  определённый  смысл  и   обозначающие   какой-либо предмет).

      Омонимы – это слова, совпадающие  по звучанию, одинаковые по форме,  но выражающие различные понятия.

      Синонимы – это слова, близкие  или тождественные  по  своему  значению, выражающие одно и тоже понятие, но  отличающиеся  друг  от  друга  оттенками значения или стилистической окраской.

      Многозначность  слов  нередко   приводит   к   смешению   понятий,   а,

следовательно,  к  ошибкам  в   рассуждениях.   Поэтому   необходимо   точно

установить  значение слов, с тем, чтобы употреблять  их в строго  определённом смысле.

      Термин  -  это   слово   или   словосочетание,   обозначающее   строго

определенное  понятие и характеризующееся  однозначностью, по крайней мере,  в пределах данной науки или родственной

Понятие –  форма мысли, отражающая существенные признаки предметов.

 

2. Объем и содержание понятий

 

 

      В логическую структуру понятий входят следующие составляющие:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Эти элементы находятся в отношении обратной зависимости.

За счет ослабления или конкретизации  содержания с объёмом можно осуществлять операции:



 

 

 

 

 

 

Например:

Начальник колонии        военнослужащий      человек (обобщение понятия)


Яблоко     яблоня       дерево (ограничение понятия)


 

3. Отношения между понятиями

Отношения между  понятиями

      Рассматривая  отношения  между  понятиями,  следует,   прежде   всего,

различать понятия сравнимые  и несравнимые.

Они относятся  к разным, весьма  отдаленным  друг  от  друга  областям действительности и не имеют признаков, на основании которых  их  можно  было бы сравнивать друг с другом:

      



 

 

 

  

 

 

 

     

      


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых  схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает  объем понятия,  а каждая  его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые  схемы  позволяют  наглядно представить отношение между различными понятиями,  лучше  понять  и  усвоить эти отношения.

                      

3.1  Совместимые понятия

 

      Существуют три вида отношений  совместимости:

1. Равнозначные

       В отношении равнозначности находятся  понятия, в которых мыслится  один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя  содержание различно).  В  отношении   равнозначности   находятся,   например,   понятия А). «коренной житель Америки»   и В). «индеец».                                    Эти понятия отражают  один  предмет  мысли: индеец – есть коренной житель Америки» их объемы  полностью  совпадают. 

      Так,  отношение  между  двумя   равнообъемными  понятиями  должно  быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и  В.                             

 


 

 

 

2. Пересечение (перекрещивание)

 

      В отношении  пересечения  (перекрещивания)  находятся  понятия,  объем

одного из которых  частично входит в объем другого. Содержание  этих  понятий различно.

      В совместившейся части кругов  А  и  В  (заштрихованная  часть  схемы)

мыслятся те «столы», которые являются «деревянными», а в не  совместившейся части круга А – «столы», не являющиеся «деревянными», в не  совместившейся части круга В — «деревянными» могут быть не только «столы»

      С помощью круговых схем это отношение изображается в виде  двух пересекающихся кругов.

 

 

 

 

                                                   

 

3. Подчинение (субординация)

 

      В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем  одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

      В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и   городской

суд   (В).  Объем  первого  понятия  шире  объема  второго  понятия,   кроме

Информация о работе Понятие как форма мышления