Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:02, контрольная работа
Цель данной работы: выявить специфику аргументации, познания, общества.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1) выявить специфику аргументации;
2) дать характеристику теории познания;
3) выделить особенности общества как философского понятия.
Введение
1. Специфика аргументации
2. Теория познания
3. Истина в уголовном процессе
4. Понятие общества
Общество
Заключение
Список использованной литературы
Теоретическое познание - это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.
3. Истина в уголовном процессе
Цель познания - достижение истины. Но познание - сложный, противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.
Подчиняясь общим закономерностям (единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного), процесс познания истины приобретает свою специфику в различных областях знания. В уголовном процессе эта специфика обусловлена следующим. Объективная истина представляет собой юридический факт, т.е. событие или действие, предусмотренное законом и являющееся основанием для возбуждения или прекращения судопроизводства. Юридический факт относится не к настоящему, а к прошлому. Истинность факта устанавливается в строгом соответствии с закрепленным в законе порядком.
Цель уголовного судопроизводства - установлении истины по конкретному делу. Все органы суда и следствия призваны обеспечить всестороннее, полное и объективное расследование, позволяющее установить подлинную картину происшествия. Любой конкретный факт имеет множество свойств, сторон и связей, и в этом смысле знание о нем не может быть абсолютно истинным. Но следствие и суд интересуют лишь те факты, которые имею значение для правильного решения дела, причем лишь существенные для такого решения их стороны и свойства. Поэтому юридический факт должен и может быть абсолютно истинным. В противном случае возможна неверная квалификация деяния и, следовательно, несправедливое назначение наказания (или освобождение от него).
Спорным в уголовном процессуальном праве является вопрос о юридической квалификации деяния и назначении наказания судом. Существует точка зрения, согласно которой к ним приложимы понятия истинности и ложности. Но квалификация преступления - это уголовно-правовая оценка преступного деяния. Она заключается в установлении соответствия его признаков признакам состава преступления, предусмотренного уголовным законом.
Юридическая оценка (квалификация деяния) с точки зрения деонтической логики не может рассматриваться как истинная или ложная. Эта оценка обусловлена определенной системой права. Но в разных условиях места и времени (государства, исторического периода) существуют разные системы правовых норм, и поэтому в разных системах одно и то же деяние может оцениваться по-разному: запрещенное в одной правовой системе может быть разрешенным в другой системе. Из этого следует, что правовая квалификация с гносеологической и логической точек зрения не может быть объективно истинной, т.е. знанием, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.
Очевидно, не может быть истинным или ложным назначаемое судом наказание. Приговор суда - это волеизъявление, указание на необходимость выполнять норму. Но указание может быть оценено как законное или незаконное, справедливое или несправедливое, но не может рассматриваться как истинное или ложное.
Таким образом, ни юридическая квалификация, ни определение наказания не могут быть включены в содержание истины, но они должны основываться на ней. (3; 83).
4. Понятие общества
Термин «общество» служит для выражения ряда близких по значению, но все же различных понятий.
В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупность деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.
Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал. Что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин. А общину - как развитую семью. В философии Нового времени, в частности, у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех протии всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.
Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг у другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.
Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.
Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер.
Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. В философской наук имеются как естественные, так и телеологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно-исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором - как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, провидением) заранее заданной цели.
Очевидно, что общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество - система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой по справедливому замечанию Канта, целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов.
Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение. (3; 130).
Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет.
При изучении общества приходится считаться с множеством его описаний и интерпретаций. Существуют самые различные, во многом противоречивые и не совместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, функционирования элементов, особенностей и характера исторического развития.
Наиболее разработанной моделью общества и общей теорией его развития является исторический материализм, или материалистическое понимание истории. Значительный интересе представляет созданная в середине ХХ в. Т. Парсонсом и его последователями структурно-функциональная теория общества.
Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы.
Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл буксует там. Где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание - глубинный системный анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку, и не науку вообще, а специализированное научное знание.
В научном познании и повседневной деятельности широко используются такие логические приемы познания, как аргументация и критика, доказательство и опровержение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Берков В. Ф. Логика: учеб пособие /В.Ф. Берков, Я.С.Яскевич, В. И. Павлюкевич. - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. - 416 с.
Ивлев Ю. В. Логика. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.
Философия : Ч. 2: Основные проблемы философии / Под ред. Проф. В. И. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 304 с.
Информация о работе Специфика аргументации, познания, общения