Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель работы: проведение анализа затрат транспорта при осуществлении процесса перевозки грузов в ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» и разработка путей совершенствования.
Методы исследования: обобщения, сравнительного анализа, экономического анализа, систематизации, приемы логической увязки данных.
ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» возглавляет генеральный директор. Общая управленческая структура представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Общая управленческая структура ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД»
Она является линейно-функциональной.
Линейно-функциональная структура органов управления состоит из:
– линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу (основные подразделения);
– специализированных обслуживающих функциональных подразделений (функциональные подразделения).
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Основные показатели
финансово-экономической
Таблица 2.1 – Показатели деятельности ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД»
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Динамика 2012/2010, млн. руб. |
Темп роста 2012/2010, % |
Выручка от реализации, млн. руб. |
22666 |
27422 |
28614 |
5948 |
126,2 |
Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг), млн. руб. |
21611 |
26146 |
26941 |
5330 |
124,7 |
Расходы на реализацию, млн. руб. |
829 |
1003 |
1348 |
519 |
162,6 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. |
226 |
273 |
325 |
99 |
143,8 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности, млн. руб. |
1 |
23 |
24 |
23 |
2400,0 |
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности, млн. руб. |
6 |
8 |
11 |
5 |
183,3 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. |
233 |
304 |
360 |
127 |
154,5 |
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. |
174 |
230 |
273 |
99 |
156,9 |
Общая рентабельность, % |
0,77 |
0,84 |
0,95 |
0,18 |
123,4 |
Из данных таблицы видно, что в 2012 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» увеличилась на 5948 млн. руб. Прибыль от реализации увеличилась в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 99 млн. руб., или на 43,8%. Прибыль до налогообложения ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» увеличилась на 54,5%. Общая рентабельность ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 0,18 п.п.
В настоящее время в эксплуатации ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» находится 22 автомашины. Автопоезда соответствуют стандарту ЕВРО-5. В собственности предприятия находится 12 седельных тягачей иностранного производства (СКАНИЯ, ВОЛЬВО) 10 в лизинге (договор финансового лизинга с компаниями: СКАНИЯ КРЕДИТ АБ, СООО РАЙФФАЙЗЕН-ЛИЗИНГ,VFS INTERNATIONAL AB, CARGOBULL).
В ходе реализации проекта предприятие планирует выкупить седельных тягач SCANIA, полуприцеп SCHMITZ, SCHWARZ MUELLER.
Затраты на транспортировку
продукции являются важнейшим показателем
экономической эффективности
Снижение затрат является
одной из первоочередных и актуальных
задач предприятия. От уровня себестоимости
перевозок зависят сумма
Источниками информации об экономических элементах затрат в ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» является Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) за 2012 год. Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности раскрывает их целевое назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для определения затрат по отдельным видам вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Анализ структуры и динамики темпа роста затрат ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» в 2011-2012 годах
Элементы |
2011 год |
2012 год |
Изменение | |
млн. р. |
млн. р. | |||
Абсол. |
Темп роста, % | |||
Затраты на перевозки, млн. р. |
19500 |
21139 |
1639 |
108,4 |
Материальные затраты, млн. р. |
15637 |
16007 |
371 |
102,4 |
Сырье и материалы, млн. р. |
8947 |
6186 |
-2761 |
69,1 |
из них: плата за воду, использованную на технологические цели, млн. р. |
1667 |
1740 |
73 |
104,4 |
Работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями, из них: |
2013 |
2140 |
127 |
106,3 |
перевозка грузов, млн. р. |
488 |
561 |
73 |
114,9 |
текущий ремонт зданий и сооружений, млн. р. |
698 |
686 |
-13 |
98,2 |
Топливо, млн. р. |
3857 |
4841 |
984 |
125,5 |
Электрическая энергия, млн. р. |
359 |
374 |
15 |
104,1 |
Тепловая энергия, млн. р. |
183 |
171 |
-12 |
93,7 |
Прочие материальные затраты, из них: |
285 |
296 |
11 |
104,0 |
налог за использование природных ресурсов (экологический налог), плата за природное сырье, млн. р. |
47 |
78 |
30 |
164,2 |
Расходы на оплату труда, млн. р. |
1816 |
2592 |
775 |
142,7 |
Отчисления на социальные нужды, млн. р. |
664 |
945 |
281 |
142,3 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов, млн. р. |
617 |
727 |
110 |
117,9 |
Прочие затраты, млн. р. |
766 |
867 |
101 |
113,2 |
Как видно из таблицы 2.2, наибольшими темпами увеличиваются затраты на топливо (прирост за исследуемый период составил 63,8%), перевозка грузов (50,0%), экологический налог (112,2%), расходы на оплату труда (86,1%), амортизация (54,0%) и прочие затраты (48,2%).
Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость транспортных услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, так как между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость.
При росте затрат на перевозки более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и наоборот. Если себестоимость транспортных услуг увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.
Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Производственная себестоимость в свою очередь состоит из: сырья и материалов; топлива, энергии; зарплаты водителей; отчислений в ФСЗН, Белгосстрах; амортизации оборудования; общехозяйственных и общепроизводственных расходов. В итоге проведенного анализа затрат на транспортировку продукции на предприятии можно сделать вывод, что в компании ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» необходимо проводить политику снижения себестоимости перевозок. Для этого необходимо разработать эффективную маркетинговую политику, основанную на поиске новых партнеров, поставляющих более дешевые материальные ресурсы.
Проблема снижения затрат на транспортировку также во многом сродни проблеме экономии на закупках. Перевозка больших партий товара, как правило, обходится дешевле за счет снижения транспортных тарифов и более полного заполнения всего объема транспортного средства. Однако это влечет за собой создание значительных складских запасов, а значит, увеличивает текущие издержки на хранение материальных ресурсов, способствует росту складских расходов, затрат на страхование, потерь из-за физической порчи и хищений. Кроме того, наличие значительных запасов препятствует реализации логистической концепции управления запасами, предполагающей минимизацию общих затрат. Задача менеджера – выбрать рациональный (оптимальный по общим затратам) в конкретной хозяйственной ситуации вариант. Эта задача является одной из основных в теории управления запасами.
Таким образом, путь к сокращению материально-производственных запасов на предприятии также лежит через их рациональное использование, ликвидацию сверхнормативных излишков, совершенствование нормирования, улучшение организации материально-технического обеспечения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок, оптимального выбора поставщика, четкой работы транспорта.
Перевозки грузов в компании ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» автомобильным транспортом осуществляются на основе планов перевозок, которые служат базой расчета парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т. д.
При составлении плана необходимо определяется не только объем и расстояние перевозок, но также устанавливается распределение их во времени и в пространстве и выявляется их структура. В плане перевозок указывают пункты отправления и назначения грузов. Пункты отправления обычно называются грузообразующими, а пункты назначения – грузопоглощающими.
В качестве грузообразующего пункта компании ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» выступает товарный двор грузоотправителя. Размещение пунктов отправления и назначения грузов и транспортные связи между ними определяют направление перевозок. На сегодняшний день компания ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» занимается перевозкой различных видов грузов (в т.ч. опасных и дорогостоящих грузов) в международном и национальном сообщении, таможенным оформлением и страхованием грузов, а также предлагает услуги по хранению и консолидации грузов на территории Беларуси.
В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок компании ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» выбирает наиболее рациональный тип подвижного состава и, в частности, определяют возможность использования автопоездов различного состава. Некоторые из перевозок, необходимые для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемых предприятий и организаций, носят такой характер, что не позволяют вести точный количественный учет перевозимых грузов по товарно-транспортным документам или по актам замера и взвешивания грузов. Эти перевозки осуществляются автомобилями, предоставляемыми грузовладельцами из почасового расчета.
Расчет времени работы транспорта. Оборот транспортного средства включает:
– время на загрузку на складе грузоотправителя;
– время проезда по маршруту;
– время на разгрузку на складе грузополучателя;
– дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.
Все намеченные к поездке автомобили выезжают с предприятия в 8.00. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.
Для повышения эффективности работы транспорта важную роль играет загрузка подвижного состава. Для определения загрузки рассчитаем показатели по грузовым автомобилям предприятия.
Производственная степень загрузки рассчитывается по формуле:
, (2.1)
где АЧ отработанные – количество отработанных автомобиле-часов грузовыми автомобилями в отчетном периоде;
АЧ общие – количество автомобиле-часов, которые могут быть отработаны при данном количестве календарных дней и сложившейся длине смены.
Также для сравнения
результатов и выявления резерв
, (2.2)
где АЧ плановые – количество автомобиле-часов при плановой загрузке и плановом количестве рабочих дней.
Рассчитаем данные показатели для грузовых автомобилей:
То есть при плановой загрузке в 252 рабочих дня и восьмичасовом рабочем дне план подвижной состав был загружен лишь на 78,6%, а при сложившейся смене в 8,2 часа и 253 рабочих днях – на 76,4%.
Повышение степени загрузки
подвижного состава является резервом
повышения эффективности
Учитывая износ техники, предприятие планирует количество часов простоев по уважительной причине, поэтому скорректируем величины степеней загрузки по каждой группе транспорта на величину плановых простоев. Полученная степень загрузки будет меньше ста процентов лишь по величине простоев.
Для грузового транспорта:
Таким образом, затраты
на транспортировку продукции
От уровня себестоимости
перевозок зависят сумма
В итоге проведенного анализа затрат на транспортировку продукции на предприятии можно сделать вывод, что в компании ООО «ЗИМЭКСТРЭЙД» необходимо проводить политику снижения себестоимости перевозок. Для этого необходимо разработать эффективную маркетинговую политику, основанную на поиске новых партнеров, поставляющих более дешевые материальные ресурсы.