Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:39, шпаргалка

Краткое описание

. Предмет формальной логики
2. Значение логики.
3. Понятие как форма мышления
4. Логическая структура понятия
5. Виды понятий
6. Логические отношения между понятиями
7. Обобщение и ограничение понятий.
8. Деление понятий.
9. При совершении деления необходимо соблюдать некоторые правила:
10. Определение понятий
11. Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно
12. Структура и классификация простого суждения

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

5. Виды понятий 

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др. Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др. Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др. Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др. Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др. Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др. Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др. Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

 

9. При совершении  деления необходимо соблюдать  некоторые правила:

  1. соразмерности: сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого - иначе возникают ошибки:
    • неполного деления, когда не названы все члены деления, например: "Видами искусства являются музыка, изобразительное искусство, кино, театр" (не названы литература, танец и т.д.);
    • деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления, например, "Видами искусства являются музыка, кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т.д.";
    • несовместимости: члены деления должны быть несовместимы друг с другом; в противном случае последует ошибка перекрестного деления (пример: студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники);
  2. последовательности: деление должно осуществляться только по одному основанию (пример: головы бывают умными и 58-го размера);
  3. непрерывности: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке "скачок в делении": мебель - это столы, шкафы, венские стулья и т.д.

 

6. Логические отношения  между понятиями 

Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека "). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка "). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые. Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.


 

 

 

1. В отношениях тождества  находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы, которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак ) данного предмета или класса однородных предметов. Например, "автор рассказа "Человек в футляре" и "автор рассказа "Каштанка".

2. В отношении пересечения  находятся понятия, у которых  объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

3. В отношении подчинения  находятся понятия, объем одного  из которых полностью входит  в объем другого, составляя его  часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" (А) и "театральный герой" (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

4. В отношении соподчинения  находятся два или более неперекрещивающихся  понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С)- это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" (А), "взятка" (В), "растрата" (С).

5. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " ( А и В ), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.

10. Определение  понятий 

Содержание понятия не обнаруживается не посредственно в выражающем его слове. Это достигается посредством логической операции определения.

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия, либо устанавливает значение термина. Всякое определение отвечает на вопрос: "Что это такое?" Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия - определяющим.

Чтобы определить понятие о предмете, необходимо внимательно изучить сам предмет, сравнить с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Понятно, что это далеко не одноразовый акт. Определение является итогом сложного познавательного процесса, оно в известной мере завершает логическое формирование понятия. Но содержание понятий не остается неизменным, поэтому не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, с другой - развитием нашего знания об этом предмете. В зависимости от того, что определяется - сам предмет или его имя - определения делятся на реальные и номинальные. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета: например, "Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны". Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например, "сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчиненными". В номинальном определении часто раскрывается и этимология того или иного термина. Например: термин "философия" происходит от греческих слов "филио" - люблю и "софия" - мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие). Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слова "называют(ся)" Реальные и номинальные определения различаются между собой по цели, которая достигается тем или иным определением. Реальные определения отвечают на вопрос, что представляет собой тот или иной предмет, номинальные - что обозначает то или иное слово (выражение). По способу раскрытия признаков определяемого предмета определения делятся на явные и неявные. Явными называются определения, в которых указываются признаки, присущие определяемому предмету. В неявных определениях выявляются отношения, в которых находится определяемый предмет с другими предметами. Наиболее распространенным способом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие. Сущность его состоит в том, что при определении какого-либо предмета указывают на ближайшее родовое понятие, в объеме которого мыслится определяемый предмет, и называют его отличительным признаком. Например, "Барометр - прибор для измерения атмосферного давления". В приведенном примере родом выступает понятие "прибор". С определением через ближайший род и видовое отличие сходство по своему строению генетическое определение. Его сущность состоит в описании характерного для определяемого предмета способа образования или происхождения: например, "Коррозия металлов -это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы".

 

11. Процесс образования  понятий имеет четкие правила  определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности. В логике выделяются следующие правила. Во-первых, определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке "несоразмерности определения", которая имеет две разновидности.

а) Слишком широкое определение: например, "Логика - наука о мышлении", где трудно отличить логику от психологии, физиологии, философии, которые тоже изучают мышление,

б) Слишком узкое определение: например, " Логика - наука о формах мышления", где не учитывается, что формы мышления это только часть предмета логики. Во-вторых, определение не должно заключать в себе круга. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется " тавтология ", когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое. Например, "Свет есть световое движение светящихся тел". В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений. Например, "Жизнелюб - это человек, который любит сам пожить и другим не мешает" В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая при этом, чем он является. Таково, например, определение "Логика -это не социология". Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется (например, "Антипатия - это чувство неприязни, нерасположения"). В-пятых, нельзя допускать логические противоречия в самом определении. Так, например, понятия "отстающий" и "примерный" не могут быть применены для характеристики одного и того же студента, ибо они логически противоречивы. Следовательно, учет правил определения понятий помогает человеку совершенствовать логику рассуждений, избегать логических ошибок в его деятельности.

12. Структура и  классификация простого суждения

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами.

Любое суждение может быть расценено как истинное (соответствующее действительности) или ложное. Языковой формой суждения является повествовательное предложение (косвенно суждение содержит и риторический вопрос, поскольку он по смыслу является утверждением или отрицанием). Предложения в других грамматических формах (собственно вопросительные, побудительные и т.д.) непосредственно суждениями не являются, поскольку ничего не утверждают и не отрицают.

Полная структура простого суждения включает четыре элемента:

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"