Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:00, реферат
К навалочным грузам относятся главным образом сырье минерального и растительного происхождения — каменные и бурые угли, сланцы, руды и другие полезные ископаемые; продукты промышленной обработки сырья — кокс, обогащенные руды, удобрения, строительные материалы, некоторые продукты растительного происхождения — жмыхи, копра.
1.Навалочные и насыпные грузы.
1.1 Основные виды и свойства насыпных и навалочных грузов…… 3
1.2. Типы судов для перевозки навалочных грузов и порядок их загрузки.……………………………………………………………...…...5
1.3. Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом. Загрузка
судна и методы крепления зерна в грузовых помещениях…………………………………………..…………..………8
2.Штучные грузы.
2.1 Ящичные, мешковые киповые, катно - бочковые грузы………………………………………………………….…………..11
2.2 Перевозка тарно – штучных грузов……………………………………………………………………..17
3.Лесные грузы.
3.1 Номенклатура и свойства лесных грузов……….………………….23
3.2 Перевозка лесных грузов…………….………..……………………..25
Литература……………………………….……….……………….……28
Ящичные грузы. В ящиках перевозят промышленные и потребительские товары, продукты питания, сельского хозяйства, приборы, оборудование и т. д. Технические требования к прочности и размерам ящиков зависят от характера и массы упакованного в них груза.
В зависимости от материала изготовления ящики могут быть: дощатые, фанерные или картонные. Дощатые ящики изготавливают с плотной обшивкой стенок, в форме лотков и обрешетников. Фанерные ящики по периметру стенок усиливают деревянными планками. Картонные ящики изготовляют из гофрированного картона.
Некоторые грузы до укладки их в ящики предварительно упаковывают в потребительскую тару — коробки, пакеты, бутылки или банки. Если груз необходимо предохранить от влияния влаги, то его упаковывают в герметическую тару или обертывают влагонепроницаемой бумагой или пленкой.
Деревянные ящики размещают на судне в зависимости от их габаритов, массы и прочности тары.
Тяжелые ящики грузят в нижнюю часть трюма, более легкие — сверху. Если между отдельными крупными ящиками и бортами остаются свободные пространства, то их заполняют ящиками меньших размеров, но с прочной упаковкой.
При загрузке трюма однородным ящичным грузом необходимо внимательно следить за укладкой первого яруса. Ящики, уложенные в первом ярусе, не должны выступать по высоте за его пределы. Все свободные пространства у бортов закладывают сепарационным материалом (рис. 5). Последующие ряды укладывают на ровную поверхность. Если это условие не будет выполнено, то выступающие ящики могут быть раздавлены верхними слоями груза. В том случае, когда мелкие ящики должны
Рис.7. Заполнение свободных
пространств сепариционным
материалом.
быть погружены поверх крупных ящиков или других разнородных грузов, необходимо сделать сплошной настил из досок и мелкие ящики укладывать на него. Особое внимание к качеству укладки уделяют при перевозке груза в картонных ящиках. Для устойчивости штабеля применяют метод кирпичной кладки, т. е. ящик верхнего яруса укладывают на два нижних ящика.
Способы укладки ящиков в трюме — вдоль, поперек или на торец — зависят от соотношения размеров ящиков и трюма, а также от характера упакованного в них груза и прочности тары.
При составлении грузового плана грузы, упакованные в обрешетники, следует располагать на твиндеках. В трюмах больших судов их можно укладывать только на половину высоты трюма (не более 4 м по высоте). Если в обрешетниках упакован груз в стеклянной таре, то поверх такого груза нельзя располагать никакой другой груз. Ящики со стеклом устанавливают вертикально на длинную грань вдоль судна. Правила рекомендуют укладку ящиков начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение ящиков в вертикальных рядах для формирования от яруса к ярусу устойчивого, опирающегося на борта и поперечные переборки, штабеля. При отношении длины к ширине ящиков более двух для обеспечения устойчивости штабеля груза один ярус ящиков следует укладывать вдоль судна, следующий — поперек, и т. д.
Картонные и небольшие деревянные ящики следует укладывать вперевязку методом кирпичной кладки. Крепление штабеля непрочных ящиков может производиться досками толщиной 20-30 мм, шириной 120-200 мм и длинной 2000-2500 мм, укладываемыми поперек судна через пять-шесть слоев груза. Доски должны упираться в борта, перекрывать друг друга по длине не менее чем на 400-500 мм. На самых верхних досках должно быть уложено 3-4 слоя ящиков.
Мешки, кипы и тюки. В мешковой таре перевозится широкая номенклатура сыпучих грузов. Мешки относятся к мягкой упаковке и разделяются по материалу изготовления: тканевые, бумажные, пластмассовые и рогожные (кули). Размеры мешков устанавливаются ГОСТом (табл. 2).
Таблица 2
Габариты и масса мешковых грузов.
Груз |
Габаритные размеры грузового места,мм |
Масса места, кг | ||
длина |
ширина |
высота | ||
Мука(крупа) |
900 |
460 |
245 |
70 |
Сахар(песок) |
840 |
610 |
270 |
100 |
Цемент |
625 |
417 |
140 |
50 |
Удобрения (сульфат аммония) |
800 |
400 |
200 |
50 |
Высота штабелирования мешковых грузов в трюмах зависит от свойств и характера груза. При укладке мешковых грузов в трюме под нижний ряд укладывается настил из досок, по верху которого выстилается 1-2 слоя бумаги. Укладка штабеля груза производится вдоль поперечных переборок от бортов к середине судна. Мешки укладываются преимущественно вдоль судна. Если требуется создание «воздушных каналов» вдоль бортов и переборок судна, то штабель груза крепится досками толщиной 20-30 мм и шириной 150-200 мм, которые укладываются в штабель груза и упираются концами в борта и переборки судна. Доски укладываются в штабеле груза через 5-6 рядов, на верхних досках должно быть уложено 3-4 ряда мешков. Укладка мешкового груза, если в «Информации о грузе» не оговорено иное, должна производиться на настил из досок, по верху которого выстланы 1-2 слоя бумаги, в следующием порядке.
Вдоль поперечных переборок от бортов к середине судна и у бортов должна быть выложена «подушка» из мешков шириной 1-2 мешка и высотой 4-5 мешков (на высоту бортового скоса).
Первый ярус груза высотой 1000-1200 мм размещают вплотную к уложенно «подушке», последующие — с уступом в полмешка в сторону переборки или борта.
Укладка тканевых мешков с мелкодисперсным сыпучим грузом (мука, тальк, ме и т. д.), способным проникать сквозь слой ткани и уменьшающим коэффициент трен и мешков между собой, должна производиться как можно плотнее, без зазоров и ripe имущественно поперек судна.
Пространство в просвете люка также должно загружаться ярусами высотой 1000- 1200 мм с прокладками из досок под каждым ярусом.
Допустимая высота штабелирования груза в трюме судна должна быть определена в «Информации о грузе» в зависимости от свойств и характера груза. Например предельная высота штабелирования какао-бобов в джутовых мешках — 12 ярусов, кофе в зернах в джутовых мешках — 20, цемента в бумажных мешках — 30, хлебных грузов в тканевых мешках — 18 ярусов.
В кипах и тюках перевозятся волокнистые товары или изделия из них. Волокнистьн грузы спрессовываются в кипы под прессом, затем обшиваются материалом и стяги ваются металлическими стяжками. Кипы имеют форму параллелепипеда с двумя вы пуклыми гранями. Тюки содержат неспрессованный материал.
При укладке кипового груза в трюмах рекомендуется соблюдать следующий пори док их размещения:
Катно-бочковые грузы (цилиндрической формы). К этой категории грузов относятся бочки, барабаны, рулоны и баллоны.
Бочки металлические изготовляют сварными или закатанными с вдавленными гюйсами жесткости или обручами из фасонного железа. По форме изготовления бочки делятся на цилиндрические и конические. Металлические бочки изготовляют цилиндрической формы. Деревянные бочки в зависимости от назначения делятся на заливные и сухотарные. В заливных бочках перевозят жидкие или полужидкие продукты. На донышке бочки или в боковой клепке делают пробку. При погрузке бочки укладывают так, чтобы пробки была расположена сверху. Сухо-тарные бочки предназначены для перевозки сухих пищевых продуктов, порошкообразных продуктов химической промышленности и т. д.
Каждая бочка первого яруса должна опираться на подкладки из мягкого дерева сечением 50x50 мм с таким расчетом, чтобы ее средняя часть не опиралась на пайол, а была свободно подвешенной. Донышки бочек в соседних рядах должны точно совпадать между собой. При этом продольные ряды должны быть прямыми, а боковые не следовать кривизне бортов судна. Если в процессе укладки конструкция трюма не позволяет нормально уложить бочку, то это место пропускается. Все образовавшиеся по бортам и в углах пустоты должны быть заполнены сепарацией. Это делается для того, чтобы выровнять поверхность яруса и не допустить сдвига груза в боковом направлении. Подвижка штабеля приводит к серьезным повреждениям груза в результате его раздавливания.
Каждую бочку второго яруса
выпуклой частью укладывают в углубление
между четырьмя бочками первого
яруса. После укладки второго
яруса снова заполняют
При отсутствии у капитана информации о грузе может быть рекомендована следующая высота укладки бочек «на торец»: 100-литровые — до 9 ярусов, 200—250- литровые — до 8 ярусов.
Барабаны с кабелем
При погрузке баллонов на палубу укладывается сплошной слой сепарации из досок или фанеры. Каждые 5 баллонов нижнего яруса расклиниваются прокладками из брусков толщиной 50 мм, а сами баллоны укладываются на образующую поперек судна,
Транспортные характеристики стальных баллонов и других тарно-штучных грузов должны быть представлены грузоотправителем в форме «Информации о грузе», содержащей, кроме прочего, допустимую высоту штабелирования и порядок формирования устойчивого штабеля.
3.Лесные грузы.
3.1 Номенклатура и свойства лесных грузов.
Перевозимые морским транспортом лесные грузы разделяют на три основные категории: круглый лес (раундвуд), пиленый лес, изделия из дерева. К круглым лесоматериалам относятся бревна пиловочные, кряжи, пропсы или стойки рудничные, балансы. Длинномерный круглый лес (ГОСТ 9463—60) — это сосновые или еловые бревна топорной окорки длиной более 3 м и толщиной 7 см и более. Пропсы (рудничная стойка) — короткомерный кругляк из сосны или ели длиной от 1 до 3 м. Балансы — короткомерный кругляк, идущий для целлюлозно-бумажной промышленности, размерами 1 и 2 м и толщиной 12—25 см по верхнему торцу. При согласии грузополучателей допускаются размеры, превышающие указанные. Не допускается смешивание еловых и сосновых балансов. За качество круглого леса перевозчик не отвечает, но несет ответственность за загрязнение лесоматериалов маслами, грязью, угольной пылью.
Пиловочные бревна измеряют в плотной мере. Единицей измерения служит кубический метр плотной древесины. Раундвуд измеряют в аксах складочной меры (обычно тонкие размеры) или в кубических метрах плотной древесины (толстые и длинные). Акс — английская кубическая сажень — равен 216 куб. фут., или 6,116 м3 в складочной мере. Балансы и пропсы измеряют в аксах. Измерения производят при помощи мерных станков, стандартные размеры которых 3,5 X 7 фут. Объем балансов длиной 1 м в мерном станке равен 4,55 м3, длиной 2 м — 9,1 м3.
Плотность почти всех пород древесины равна 1,54. Объемная плотность зависит от породы, места произрастания, возраста дерева, влажности и в среднем колеблется в пределах 0,47—0,80. Особое влияние на объемную плотность оказывает влажность груза, которая в процессе хранения и перевозки может резко изменяться. Хотя количество лесных материалов измеряется в кубических или квадратных метрах, учет влияния влажности на массу груза, особенно при перевозке его на палубе, совершенно необходим. Влажность древесины сильно зависит от времени года. Зимой лес тяжелее на 35—100%, чем летом. Древесину разделяют по степени влажности на абсолютно сухую, воздушно-сухую (до 25%), полусухую (25—50%), сырую или свежесрубленную (50—150%) и мокрую.
Лесной груз характеризуется большой трудоемкостью перегрузочных работ, неудобством укладки, высоким погрузочным объемом, что приводит к длительным стоянкам судна под грузовыми операциями, большим трудовым затратам, недоиспользованию грузоподъемности судна.
В настоящее время все более широкое применение получает пакетная перевозка лесных грузов — длинномерных бревен, пропсов, балансов, пиломатериалов, фанеры. Пакеты следует формировать из бревен или досок одинаковой длины. При формировании пакетов из- досок разной длины должна быть обеспечена устойчивость пакета. Круглый лес формируют в пакеты массой 3; 5; 10 т при помощи стропконтейнеров. Пакеты короткомерного леса — пропсов, балансов — формируют так, чтобы в одном пакете было целое число аксов или мерных станков груза, обычно 4,5—6,5 м3.