Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.
Введение
Главным направлением
перестройки структуры управления и его
усовершенствования, приспособления к
современным условиям стало массовое
использование новейшей компьютерной
и телекоммуникационной техники, формирование
на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих
технологий. Средства и методы прикладной
информатики используются в менеджменте,
маркетинге и других сферах управления
и регулирования деятельности предприятий.
Актуальное значение имеет внедрение
логистического информационного менеджмента,
значительно расширяющее возможности
использования компаниями информационных
ресурсов. Развитие логистического информационного
менеджмента связано с организацией системы
обработки данных и знаний, последовательного
их развития до уровня интегрированных
автоматизированных систем управления,
охватывающих по вертикали и горизонтали
все уровни и звенья производства и сбыта.
Сегодня руководитель
и исполнитель на своем рабочем месте
могут практически мгновенно получить
исчерпывающую информацию для анализа
конкретной производственной или рыночной
ситуации, что стало возможным благодаря
существенным качественным изменениям
в его технологии. Оформление потоков
информации, применение методов обработки
данных, представление баз данных – все
это в настоящее время имеет особую актуальность.
Цель курсовой
работы – исследовать основные аспекты
информационных технологий в логистической
системе управления организацией, показать
опыт внедрения АСУП на архангельском
предприятии. Для достижения цели поставлены
следующие задачи: раскрыть теоретические
основы логистических информационных
систем; осветить особенности практического
применения информационных технологий
в управлении предприятием; рассмотреть
современные информационные технологии
управления и их применение на конкретном
предприятии.
1.Информационные системы в логистике
Ключевым
вопросом для логистического управления
является организация потока, обеспечивающая
получение своевременной и адекватной
информации о ситуации на рынке. В зависимости
от источника эта информация, являясь
первичной или вторичной, позволяет осуществлять
анализ и прогноз продаж, исследование
рынка, снабжать управленцев данными об
инжиниринговых проектах, о потенциальных
физических и финансовых расчетах, о фактически
предъявляемых счетах, заказах, о бухгалтерских
данных, о рабочих проектах, действующих
графиках и планах, а также осуществлять
анализ и использование сопутствующей
информации.
Информационная
система обладает всеми характеристиками,
превращающими простую совокупность компонентов
в законченную систему:
1.Информационные потоки в логистике обладают свойством взаимодействовать друг с другом, образуя единое целое, которое очевидным образом расчленяется на части. Информационные потоки могут обладать различной физической природой и иметь различную форму, будучи совместимыми в информационном отношении.
2.Между информационными потоками существуют различного рода взаимосвязи, в том числе причинно-следственные. Взаимосвязи и взаимозависимость внутри системы являются более сильными и более естественными, чем с компонентами внешней среды.
3.Фактическое объединение информационных потоков, обладающих названными выше системообразующими предпосылками, происходит в результате работы по их объединению и организации. В результате создается та или иная конкретная информационная структура. Это предполагает, что упорядочиваются взаимосвязи и иерархия соподчиненности сокомпонентов этой структуры. 1
Информационные системы в логистике должны обладать свойством интегративности.
Логистические информационные системы подразделяются на три группы:
Логистические
информационные системы отличаются своими
функциями и обеспечивающими подсистемами.
Функциональные подсистемы отличаются
составом решаемых задач, обеспечение
подсистемы может отличаться всеми своими
элементами, то есть техническим, информационным
и математическим обеспечением.
Плановые логистические
информационные системы создаются на административном
уровне управления и служат для принятия
долгосрочных решений стратегического
характера. Среди решаемых задач могут
быть следующие:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условнопостоянными данными, то есть малоизменяющимися;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные
системы создаются на уровне управления
складом или цехом и служат для обеспечения
отлаженной работы логистических систем.
Задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные
информационные системы создаются на уровне административного
или оперативного управления. Обработка
информации в этих системах производится
в темпе, определенном скоростью ее поступления
в реальном масштабе времени, который
позволяет получать необходимую информацию
о движении грузов в текущий момент времени
и своевременно выдавать соответствующие
административные и управляющие воздействия
на объект управления.
Этими системами решаются
задачи, связанные с контролем материальных
потоков, оперативным управлением обслуживания
производства, управлением перемещением
и т. п.
Рассмотрим группы
систем с точки зрения программного обеспечения. Совершенные
пакеты программ применимы не ко всем
системам, так как зависят от уровня решаемых
задач. В плановых информационных системах
наиболее высок уровень стандартизации
стандартного пакета программного обеспечения.
В диспозитивных
системах возможности пакета ниже по следующих
причинам:
- производственный процесс на предприятии складывается исторически и трудно подвергается изменениям во имя стандартизации;
- структура обработки данных существенно различается у разных пользователей.
В исполнительных
информационных системах применяют, как
правило, индивидуальное программное
обеспечение.
Принципы
построения логистической информационной
системы.
Обычно логистические
системы строятся по иерархическому принципу,
часто трехуровневому, причем уровни нумеруются,
начиная с низшего. Такой принцип принят
с целью обеспечения возможности наращивать
информационные системы более высокими
рангами и включать ее в качестве подсистемы
в обобщающую систему более высокого порядка,
если возникает необходимость.
В соответствии с такой структурной композицией
возникает три уровня:
1 уровень рабочего места, например, места складирования, станка для выполнения механической обработки. На этом уровне осуществляется та или иная логистическая операция с управляемым материальным потоком, а именно: элемент материального потока перемещается, перегружается, упаковывается, то есть проходит ту или иную обработку.
2уровень производственного участка, где происходят процессы обработки, упаковки и транспортировки грузоединиц или размещаются рабочие места.
3система транспортирования и перемещения грузоединиц во всей производственно-сбытовой системе в целом, то есть от погрузки сырья до доставки готовых изделий покупателям и расчета за них.2
Уровни производственно-сбытовой системы и руководства, которым соответствуют свои уровни информационной системы, определяют функциональную и эксплуатационную законченность информационной системы.
Схема 6. Схема взаимосвязей информационных подсистем внутри одного предприятия
В информационных системах логистики
следует документировать входную и выходную
информацию для лиц и органов, осуществляющих
управление и мониторинг. К документам,
содержащим такую информацию относятся:
карточки, содержащие сетевые и другие
модели производственно-сбытовой деятельности;
оперативно-календарные планы; ведомости
материально-технического снабжения;
оперативные отчеты о ходе производственно-сбытовой
деятельности за тот или иной период; карточки,
содержащие задания на выполнение оперативных
решений; результаты контроля реализации
оперативных решений; производственные
графики на различные периоды; графики
обеспечения сырьем, материалами, комплектующими,
спецтехникой, кадрами, транспортом, составленные
на различные периоды; графики внутренних
и внешних перевозок на различные периоды
и некоторые другие.3
Для обеспечения
достоверности, полноты и точности используемой
информации, ее активности, оперативности
и доступности принимаются следующие
меры:
1.вся система делопроизводства перерабатывается и упорядочивается в соответствии с требованиями организации логистического управления;
2.осуществляется компьютеризация информационной системы и организация ряда автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих взаимообщение персонала с информационной системой;
3.совершенствование системы контроля за прохождением и исполнением управленческой документации;
4.разрабатываются и внедряются методические документы, являющиеся конструктивными для организации работы должностных лиц и основанные на агрегировании информации по принципу ее предназначения и по получаемым конечным результатам.
2. Информационные
технологии в управлении
2.1.Сущность и
значение информационных
Сейчас во всем мире широкое
применение нашла автоматизированная
обработка информации. Она осуществляется
на основе современных компьютерных
технологий, использования новых
моделей процессоров в
Существуют программы,
выдающие информацию по
Электронный обмен данными – процесс, позволяющий компьютером одной компании наладить связь и заключать сделки с компьютером другой компании. Для этого компании применяют стандартные протоколы обмена: стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. А также протоколы могут применяться при следующих операциях: заказах на покупку, на отправку партий грузов, на получение консультаций для грузоотправителей и др.
Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение.
Информационно-технологическое обеспечение включает проектные решения по организации информационной базы и по технологическим процессам.
Информационная база представляет собой банки данных, содержащие подробную информацию (необходимую для работы всех функционирующих подсистем) и обеспечивающие потребителей документальной и фактографической информацией, а персонал своей системы – служебной информацией.
Технологические процессы содержат описание порядка, сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи, передачи информации по всем задачам системы, а также технологические инструкции, регламентирующие порядок выполнения всех процессов и порядок информационного обслуживания потребителей.4
2.2. Программно-техническое
обеспечение информационных
Технические средства ИТ в логистике это:
- электронно-вычислительную техника: персональные компьютеры – настольные, переносные, карманные (КПК), планшетные; серверы.
- периферийное оборудование: принтеры, сканеры, сканеры штрих-кодов, копиры, средства идентификации пользователей, прочие специализированные средства.
- средства коммуникации: сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Internet-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т.д.,
- автоматизированное оборудование: складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т.д.
К программным средствам
ИТ в логистике относятся:
1) программные
средства общего назначения
- ИСУП – информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС. Класс ИСУП желателен не ниже ERP, но могут быть исключения (если содержание и внедрение ERP-системы экономически и стратегически не целесообразно)
- CAD, САПР системы - средства компьютерного проектирования
- CAM, FMS, АСУТП системы – средства управления технологическим процессом, роботизации, управления автоматизированным оборудованием, в т.ч. системы контроля за ходом технологического процесса
- средства управленческого моделирования – моделирование бизнес-процессов, оргструктуры и т.д.
- различные офисные приложения – текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т.д.