Информационные технологии в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 89.21 Кб (Скачать файл)

 

Введение 
      Главным направлением перестройки структуры управления и его усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте, маркетинге и других сферах управления и регулирования деятельности предприятий. Актуальное значение имеет внедрение логистического информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие логистического информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта. 
       Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем месте могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации, что стало возможным благодаря существенным качественным изменениям в его технологии. Оформление потоков информации, применение методов обработки данных, представление баз данных – все это в настоящее время имеет особую актуальность. 
        Цель курсовой работы –  исследовать основные аспекты информационных технологий в логистической системе управления организацией, показать опыт внедрения АСУП на архангельском предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы логистических информационных систем; осветить особенности практического применения информационных технологий в управлении предприятием; рассмотреть современные информационные технологии управления и их применение на конкретном предприятии.  

1.Информационные  системы в логистике

        Ключевым вопросом для логистического управления является организация потока, обеспечивающая получение своевременной и адекватной информации о ситуации на рынке. В зависимости от источника эта информация, являясь первичной или вторичной, позволяет осуществлять анализ и прогноз продаж, исследование рынка, снабжать управленцев данными об инжиниринговых проектах, о потенциальных физических и финансовых расчетах, о фактически предъявляемых счетах, заказах, о бухгалтерских данных, о рабочих проектах, действующих графиках и планах, а также осуществлять анализ и использование сопутствующей информации.  
        Информационная система обладает всеми характеристиками, превращающими простую совокупность компонентов в законченную систему:

1.Информационные потоки в логистике обладают свойством взаимодействовать друг с другом, образуя единое целое, которое очевидным образом расчленяется на части. Информационные потоки могут обладать различной физической природой и иметь различную форму, будучи совместимыми в информационном отношении.

2.Между информационными потоками существуют различного рода взаимосвязи, в том числе причинно-следственные. Взаимосвязи и взаимозависимость внутри системы являются более сильными и более естественными, чем с компонентами внешней среды.

3.Фактическое объединение информационных потоков, обладающих названными выше системообразующими предпосылками, происходит в результате работы по их объединению и организации. В результате создается та или иная конкретная информационная структура. Это предполагает, что упорядочиваются взаимосвязи и иерархия соподчиненности сокомпонентов этой структуры. 1

     Информационные системы в логистике должны обладать свойством интегративности.

     Логистические информационные системы подразделяются на три группы:

    • плановые информационные системы;
    • диспозитивные или диспетчерские;
    • исполнительные или оперативные.

        Логистические информационные системы отличаются своими функциями и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач, обеспечение подсистемы может отличаться всеми своими элементами, то есть техническим, информационным и математическим обеспечением. 
       Плановые логистические информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

- управление условнопостоянными данными, то есть малоизменяющимися;

- планирование производства;

- общее управление запасами;

- управление резервами и другие задачи.

       Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. 
Задачи:

- детальное управление запасами (местами складирования);

- распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

        Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определенном скоростью ее поступления в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления.  
       Этими системами решаются задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещением и т. п.  
       Рассмотрим группы систем с точки зрения программного обеспечения. Совершенные пакеты программ применимы не ко всем системам, так как зависят от уровня решаемых задач. В плановых информационных системах наиболее высок уровень стандартизации стандартного пакета программного обеспечения.  
        В диспозитивных системах возможности пакета ниже по следующих причинам:

- производственный процесс на предприятии складывается исторически и трудно подвергается изменениям во имя стандартизации;

- структура обработки данных существенно различается у разных пользователей.

        В исполнительных информационных системах применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.  
      

 Принципы построения логистической информационной системы. 
       Обычно логистические системы строятся по иерархическому принципу, часто трехуровневому, причем уровни нумеруются, начиная с низшего. Такой принцип принят с целью обеспечения возможности наращивать информационные системы более высокими рангами и включать ее в качестве подсистемы в обобщающую систему более высокого порядка, если возникает необходимость. 
В соответствии с такой структурной композицией возникает три уровня:

1 уровень рабочего места, например, места складирования, станка для выполнения механической обработки. На этом уровне осуществляется та или иная логистическая операция с управляемым материальным потоком, а именно: элемент материального потока перемещается, перегружается, упаковывается, то есть проходит ту или иную обработку.

2уровень производственного участка, где происходят процессы обработки, упаковки и транспортировки грузоединиц или размещаются рабочие места.

3система транспортирования и перемещения грузоединиц во всей производственно-сбытовой системе в целом, то есть от погрузки сырья до доставки готовых изделий покупателям и расчета за них.2

       Уровни производственно-сбытовой системы и руководства, которым соответствуют свои уровни информационной системы, определяют функциональную и эксплуатационную законченность информационной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 6. Схема взаимосвязей информационных подсистем внутри одного предприятия






 

         В информационных системах логистики следует документировать входную и выходную информацию для лиц и органов, осуществляющих управление и мониторинг. К документам, содержащим такую информацию относятся: карточки, содержащие сетевые и другие модели производственно-сбытовой деятельности; оперативно-календарные планы; ведомости материально-технического снабжения; оперативные отчеты о ходе производственно-сбытовой деятельности за тот или иной период; карточки, содержащие задания на выполнение оперативных решений; результаты контроля реализации оперативных решений; производственные графики на различные периоды; графики обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, спецтехникой, кадрами, транспортом, составленные на различные периоды; графики внутренних и внешних перевозок на различные периоды и некоторые другие.3 
       Для обеспечения достоверности, полноты и точности используемой информации, ее активности, оперативности и доступности принимаются следующие меры:

1.вся система делопроизводства перерабатывается и упорядочивается в соответствии с требованиями организации логистического управления;

2.осуществляется компьютеризация информационной системы и организация ряда автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих взаимообщение персонала с информационной системой;

3.совершенствование системы контроля за прохождением и исполнением управленческой документации;

4.разрабатываются и внедряются методические документы, являющиеся конструктивными для организации работы должностных лиц и основанные на агрегировании информации по принципу ее предназначения и по получаемым конечным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационные  технологии в управлении предприятием

2.1.Сущность и  значение информационных технологий  в логистике

Сейчас во всем мире широкое  применение нашла автоматизированная обработка информации. Она осуществляется на основе современных компьютерных технологий, использования новых  моделей процессоров в электронно-вычислительной технике, обладающих высоким быстродействием  и объемом памяти. Компьютер –  повседневный элемент оргтехники для  работников различных специальностей. Развитие компьютерной техники и  информационных технологий достигли такого уровня, что позволяют  получать любые интересующие данные в любом  необходимом количестве во всех сферах производства. Для этого требуется  соответствующее программное обеспечение, чтобы логистическая система работала как единое целое.

 Существуют программы,  выдающие информацию по размещению  товаров, по пополнению складов  сырьем и товарами, по эффективности  складов, по анализу затрат  на перевозку и другие. Все  эти новые программные пакеты  могут дать значительную экономию. Для получения наилучших результатов  используется сеть микрокомпьютеров  и персональных ЭВМ, а так  же баз данных, позволяющих получать  нужную информацию и решать  текущие задачи. Такие микрокомпьютерные  сети широко применяются в  оптовой и розничной торговле, снабжение продавцов данными  по различным товарам. Широкое  применение в торговле нашли  маркировка, штриховые коды. В крупных  магазинах, имеющих огромный ассортимент  товаров, штриховые коды, с одной  стороны позволяют разгрузить  работу продавца, а с другой  – контролировать повседневную  деятельность компаний по реализации  товаров и оказывать больше  услуг клиентам. Об этом будет  подробнее описано ниже.

Электронный обмен данными  – процесс, позволяющий компьютером  одной компании наладить связь и  заключать сделки с компьютером  другой компании. Для этого компании применяют стандартные протоколы обмена: стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. А также протоколы могут применяться при следующих операциях: заказах на покупку, на отправку партий грузов, на получение консультаций для грузоотправителей и др.

        Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение.

        Информационно-технологическое обеспечение включает проектные решения по организации информационной базы и по технологическим процессам.

         Информационная база представляет собой банки данных, содержащие подробную информацию (необходимую для работы всех функционирующих подсистем) и обеспечивающие потребителей документальной и фактографической информацией, а персонал своей системы – служебной информацией.

        Технологические процессы содержат описание порядка, сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи, передачи информации по всем задачам системы, а также технологические инструкции, регламентирующие порядок выполнения всех процессов и порядок информационного обслуживания потребителей.4

      

2.2. Программно-техническое  обеспечение информационных технологий  в логистике

Технические средства ИТ в логистике это:

-   электронно-вычислительную техника: персональные компьютеры – настольные, переносные, карманные (КПК), планшетные; серверы.

-   периферийное оборудование: принтеры, сканеры, сканеры штрих-кодов, копиры, средства идентификации пользователей, прочие специализированные средства.

-   средства коммуникации: сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Internet-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т.д.,

-   автоматизированное оборудование: складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т.д.

К программным средствам  ИТ в логистике относятся: 
1) программные средства общего назначения

-   ИСУП – информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС. Класс ИСУП желателен не ниже ERP, но могут быть исключения (если содержание и внедрение ERP-системы экономически и стратегически не целесообразно)

-   CAD, САПР системы - средства компьютерного проектирования

-   CAM, FMS, АСУТП системы – средства управления технологическим процессом, роботизации, управления автоматизированным оборудованием, в т.ч. системы контроля за ходом технологического процесса

-   средства управленческого моделирования – моделирование бизнес-процессов, оргструктуры и т.д.

-   различные офисные приложения – текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т.д.

Информация о работе Информационные технологии в логистике