Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:11, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрывается вопрос о роли логистики для предприятий с целью улучшения его финансовых результатов.
В первой главе работы содержатся теоретические аспекты оптимизации материальных потоков.
Вторая глава содержит расчет затрат на предприятии в логистической цепочке «Снабжение – производство – сбыт» на примере ОАО «ДОМ».
В третьей главе рассмотрены вопросы оптимизации материального потока, отражены конкретные предложения по увеличению прибыли предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Оптимизация материальных потоков 5
2. Определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-Производство-Сбыт» 11
2.1 Определение затрат в логистическом звене «Снабжение» 11
2.2 Оценка затрат в логистическом звене «Производство» 23
2.3 Определение затрат в логистическом звене «Сбыт» 25
3. Оптимизация материального потока 37
3.1 Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции…………………………………………………………………...35
3.2 Оценка возможного увеличения объёмов производства 40
3.3 Выбор поставщиков 42
3.4 Оценка использования отходов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Исходные данные
Отразим полученные результаты можно с помощью диаграмм
Рисунок 18 – Структура полной себестоимости при прогнозируемом объёме выпуска продукции
Рисунок 19 – Структура полной себестоимости при прогнозируемом объёме выпуска продукции
Рисунок 20 – Сравнение основных показателей при оптимальном и прогнозируемых (пессимистическом и оптимистическом) объёмах выпуска
На рис. 19 и 20 мы показали полную себестоимость продукции при фактическом и оптимальном объёмах выпуска. При производстве продукции в количестве 17700 штук в год (фактическое значение) основную долю в себестоимости занимают затраты на производство и стоимость покупных изделий и полуфабрикатов. Аналогичная картина наблюдается и при увеличении объёмов выпуска (до 26400 штук). Однако, при этом доля затрат на сбыт, стоимость покупных изделий и сырья, материалов увеличивается за счёт снижения затрат на производство. На наш взгляд это связано с тем, что затраты на производство в большей степени являются постоянными, то есть при увеличении количества производимой продукции, удельные затраты уменьшаются. Одновременно, затраты на покупку сырья, материалов и полуфабрикатов прямо пропорциональны объёму выпуска и, следовательно, увеличиваются при оптимизации производства. Это приводит к тому, что полная себестоимость при оптимальном объёме выпуска существенно возрастает на весь объём и снижается в расчёте на единицу выпускаемой продукции.
На рис.19 мы осуществили сравнение финансовых показателей работы предприятия при фактическом и оптимальном объёмах выпуска продукции (на год). При этом получили, что при оптимальном объёме полная себестоимость выше, но за счёт того, что существенно больше и выручка предприятия, полученная от реализации продукции, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (как разность между себестоимостью и выручкой) примерно в два раза больше. Таким образом, предприятию гораздо выгоднее увеличить производство с 17700 штук в год (фактическое значение) до 26400 (оптимальное) для максимизации доходов фирмы.
3.2 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ
ПРОИЗВОДСТВА
В данном разделе необходимо определить при сложившейся на предприятии логистической системе «Снабжение-производство-сбыт» целесообразность увеличения объёма выпуска продукции сверх оптимальной величины. Как это отразится на величине прибыли и рентабельности?
Дополнительная информация, необходимая для проведения расчетов:
- Анализ производственных возможностей показал, что в случае организации второй смены предприятие может производить в среднем в месяц холодильников до 3000 штук или 36000 штук в год.
- Все расчёты необходимо проводить с учётом прогноза складывающегося спроса на рынках предприятия (рынки А, В, С) с учетом пессимистического и оптимистического сценария. Прогнозируемый спрос на выпускаемую продукцию и затраты в звеньях «Снабжение-производство-сбыт» при объёме выпуска 3000 шт./мес. представлены в исходных данных.
Изменения в структуре себестоимости продукции при оптимальном годовом выпуске продукции и годовых объёмах, превышающих оптимальный выпуск продукции, отразим в таблице 12.
Оптимистический объем – 36500 штук, но так как возможности предприятия обеспечивают производство только меньшего количества, примем оптимистический объём равным 36000 штук (или3000 штук в месяц).
Таблица 18 Изменения в структуре себестоимости продукции при увеличении объемов выпуска
Статьи затрат | Значение, руб. | ||||||
При | При | При | |||||
Vопт. = | 2200 | Vп= | 2350 | Vоптимист.= | 3000 | ||
2 |
| 3 | 4 | 5 | |||
Сырье и материалы | На единицу | 173 | 173 | 173 | |||
На выпуск | 380600 | 406550 | 519000 | ||||
Покупные изделия и полуфабрикаты | На единицу | 646 | 646 | 646 | |||
На выпуск | 1421200,0 | 1518100 | 1938000 | ||||
Затраты на снабжение | На единицу | 113,4 | 124,7 | 125 | |||
На выпуск | 157394,7 | 293050,2 | 374107 | ||||
Затраты на производство | На единицу | 798,6 | 742,7 | 743 | |||
На выпуск | 1500500,0 | 1745419,8 | 2228195 | ||||
Затраты на сбыт | На единицу | 113,4 | 122,4 | 122 | |||
На выпуск | 249404,5 | 287722,048 | 367305 | ||||
Полная себестоимость | На единицу | 1844,4 | 1808,9 | 1808,9 | |||
На выпуск | 3459694,7 | 4250842,1 | 5426606,9 | ||||
А) Оптовая цена | На единицу | 3061,0 | 2854 | 2854 | |||
Б) Выручка | На выпуск | 6734200,0 | 6706900 | 8562000 | |||
Прибыль | На единицу | 995,8 | 1045,1 | 1045,1 | |||
На выпуск | 3274505,3 | 2456057,9 | 3135393,1 | ||||
Рентабельность,% |
| 48,63% | 36,62% | 36,62% |
С помощью таблицы 18 был произведен расчёт полной себестоимости на единицу и на весь выпуск продукции, рассчитана выручку от реализации, прибыль и рентабельность выпуска продукции при оптимальном объёме выпуска и сравнили их с полученными при прогнозируемых значениях спроса (пессимистический и оптимистический).
Рисунок 21 - Структура полной себестоимости при прогнозируемом объёме выпуска продукции
Рисунок 22 - Сравнение основных показателей при оптимальном и прогнозируемых (пессимистическом и оптимистическом) объёмах выпуска
Таким образом, предприятию не целесообразно открывать работу второй смены и проводить большее число продукции.
3.3 ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ
Выберем наиболее оптимальный вариант закупки компрессоров. Для этого при определённой ранее оптимальной партии выпуска продукции оценим экономические потери из-за нарушения ритма поставок.
Дополнительная информация для проведения расчетов в данном разделе:
Исследования показали, что на предприятии имеются потери из-за недовыпуска продукции, который в основном объясняется неритмичностью поставок компрессоров для холодильников «Ока-8А». Поставщики компрессоров в рассматриваемом годе приведены в исходных данных. Анализ рынков компрессоров для холодильников показал, что в будущем году есть возможность заключить договора с новыми поставщиками. Основная особенность поставщиков заключается в том, что предлагая одинаковые по качеству компрессоры, свою цену они назначают в зависимости от точности поставки (чем точнее соблюдение сроков поставки, тем выше цена). Поэтому к выбору поставщика необходимо подойти с позиций – что выгоднее, закупать более дорогие компрессоры (что уменьшит прибыль) и сократить простои или закупать дешевые компрессоры у поставщиков, имеющих самые большие срывы поставок.
Таблица 19 –Экономическая оценка возможных вариантов закупки компрессоров у различных поставщиков
Показатели | Алгоритм расчета | Идеаль-ный вариант | Базовый вариант Тула-Ярославль | Возможные новые варианты | |||
Орел | Орел-Тула | Орел-Тула-Финляндия | Орел - Финляндия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Плановое число рабочих дней в году, дни | ИД | 264 | 264 | 264 | 264 | 264 | 264 |
2.Число дней простоя, дни | ИД (П12,П13) | 0 | 12 | 22 | 17 | 11,333333 | 11 |
3.Фактическое число отработанных дней, дни | п.1-п.2 | 264 | 252 | 242 | 247 | 252,6666 | 253 |
4.Годовой плановый объем выпуска продукции, шт | Табл.1 (п.3: У) | 26400 | 26400 | 26400 | 26400 | 26400 | 26400 |
5.Средний дневной объем выпуска продукции, шт/день | п.4/п.1 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
6.Объем недовыпуска продукции за дни простоя, шт. | п.5 х п.2 | 0 | 1200 | 2200 | 1700 | 1133 | 1100 |
7.Фактический годовой объем выпуска, шт. | п.4 – п.6 | 26400 | 25200 | 24200 | 24700 | 25267 | 25300 |
8.Стоимость компрессора, руб/шт* | ИД(П13) |
| 332 | 392 | 362 | 428,66666 | 477 |
9.Себестоимость холодильника, руб/шт ** | Табл.11-п.6 | 2075,3 | 2075,3 | 2135,3 | 2045,3 | 2172,0 | 2220,3 |
10.Себестоимость на выпуск, руб. | п.9 х п.7 | 54788605 | 52298214 | 51674888 | 50519551 | 54879014 | 56174247 |
11.Выручка на выпуск, руб. | ИД(П6)х п.7 | 75345600 | 71920800 | 69066800 | 70493800 | 72111067 | 72206200 |
12.Прибыль на выпуск, руб. | п.11 –п.10 | 20556995 | 19622586 | 17391912 | 19974249 | 17232053 | 16031953 |
13. Прибыль на единицу, руб./шт | ИД(П6) –п.9 | 779 | 779 | 719 | 809 | 682 | 634 |
13. Недополученная прибыль, руб. | П.13 х п.6 | 0 | 934409 | 1581083 | 1374746 | 772942 | 697041 |
С помощью таблицы 19 рассчитаны различные варианты по закупке компрессоров у поставщиков.
Для наглядности можно отобразить полученные результаты в виде линейной диаграммы (рисунок 20).
Рисунок 20 – Основные параметры, характеризующие закупку компрессоров у различных поставщиков для ОАО «ДОМ»
В результате табличных расчётов и из графика, можно сделать вывод, что оптимальным поставщиком для ОАО «ДОМ» Тула и Орел. Так как при этом варианте итоговая прибыль предприятия максимальна, а недополученная прибыль – минимальна, тогда как в других вариантах возможные потери на порядок выше.
В таблице была посчитана также прибыль на единицу продукции при различном сочетании поставщиков, которая также принимает наибольшее значение при поставке компрессоров из Тулы и Орла. Несмотря на то, что потери из-за простоя в этом случае максимальны, но высокая цена комплектующих и существенное увеличение транспортных издержек при поставке от других поставщиков, делают такую поставку нерентабельной.
Таким образом, в данном разделе «Выбор поставщиков» мы провели экономическую оценку перехода предприятия на поставку компрессоров из других источников, просчитали шесть возможных вариантов и пришли к выводу, что наиболее выгодным для ОАО «ДОМ» является сотрудничество с поставщиками из Тулы и Орла. Мы сделали такой вывод после оценки и сравнения возможной себестоимости, выручки и прибыли при различных вариантах поставки. То есть, даже несмотря на неритмичность поставок и простои, для нашего предприятия выгоднее закупать компрессоры того же качества, но по более низкой цене и с наименьшими транспортными издержками.
3.4 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
Задача данного раздела определить целесообразность перехода на другую технологию при изготовлении дверцы холодильника. При этом, в базовой и предлагаемой технологиях по-разному используются отходы.
Дополнительная информация для проведения расчетов:
Для производства передней дверцы холодильника «ОКА-11» в настоящее время используются стальные листы, но дверцы можно изготавливать и из стальной ленты.
При этом:
из отходов, получаемых при использовании стального листа, у предприятия иметься возможность изготавливать детали «А»;
из отходов, получаемых при использовании стальной ленты, - изготавливать детали «В».
Результаты расчетов можно оформить в виде таблицы 20.
Таблица 20 – Результаты использования отходов
Показатели | Ед. измерения | Формулы | Значение показателя | |
Стальной лист | Стальная лента | |||
1. Количество деталей, изготовленных из отходов металла (в расчете на 1 дверцу холодильника) | шт. | И.Д. (П15) | 12 | 14 |
2.Масса одной детали* | кг | И.Д. (П15) | 0,4 | 0,3 |
2. Себестоимость одной детали | руб./шт. | И.Д. (П15) | 2,4 | 1,8 |
3. Цена одной детали | руб./шт. | И.Д. (П15) | 3,0 | 2,2 |
4. Прибыль от одной детали | руб./шт. | п.3 –п.2 | 0,6 | 0,4 |
5. Прибыль от всего объема деталей, изготовленных из отходов металла | руб. | п.4хп.1 | 7,2 | 5,6 |
6. Масса отходов в металлолом при изготовлении деталей (в расчёте на 1 дверцу) | кг | И.Д. (П15) | 0,3 | 0,2 |
7. Стоимость отходов | руб/кг | И.Д. (П15) | 0,4 | 0,4 |
8. Стоимость отходов, реализованных в металлолом (в расчёте на 1 заготовку) | руб. | п.6хп.7 | 0,1 | 0,1 |
9. Прибыль от реализации деталей и отходов в металлолом (из металла, идущего на 1 заготовку дверцы) | руб. | п.5+п.8 | 7,3 | 5,7 |
10. Годовой объем выпуска холодильников | тыс. шт | И.Д. (П1) | 17,7 | 17,7 |
11. Прибыль от реализации деталей и отходов в металлолом в расчете на годовой объем выпуска | тыс. руб. | п.9хп.10 | 129,0 | 100,4 |