Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изложение теоретических основ и практических аспектов организации складского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы складской логистики 5
1.1Понятие, виды и функции складов 5
1.2 Система складирования и логистический процесс на складе 10
2 Анализ складской деятельности Светлогорского районного протребительского общества 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Характеристика состояния торговой отрасли и состояния материально-технической базы Светлогорского районного протребительского общества 22
2.3 Характеристика распределительного склада Светлогорского районного протребительского общества 26
2.4 Показатели интенсивности работы склада 31
2.5 Возможные направления улучшения работы распределительного склада 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений на складе, посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.
А) зоны приемки и отправки груза совмещены
Б) зоны приемки и отправки груза пространственно разъединены
Рисунок 1.2.1. Разделение потоков на складе на основании метода Парето
Примечание – Источник: [4].
Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий. Товары, требующиеся реже, отодвигаются на «второй план» и размещаются вдоль «холодных линий». Вдоль «горячих линий», так же могут располагаться крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары [4].
Отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей
Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе.
Хронометраж работы отборщика показывает,
что его рабочее время
- отборка товаров по заказу покупателей - 10%;
- вынужденный простой во время
пополнения запаса в зоне
- работа с отборочными листами - 30%;
- перемещение между местами отборки - 40% [11].
Актуальность задачи сокращения времени на перемещения очевидна. Её решение заключается в выделение на складе зоны хранения резервного запаса и зоны для хранения отбираемого запаса. Отбираемые запасы располагаются на нижних ярусах стеллажей, т.е. в доступных для осуществления отборки местах. Разделение резервного и отбираемого запаса может, осуществляется двумя способами:
1) вертикальное разделение - резервный
запас находится над
2) горизонтальное разделение - резервный
и отбираемый запасы находятся
на разных местах склада. Зону
для хранения отбираемого
Персонал, осуществляющий отборку товара и персонал, занимающийся пополнением запасов, работают в одной зоне – зоне хранения. Маршруты их движения не будут пересекаться, если:
- пополнение резервного запаса
и запаса участка
- работу персонала,
Применяются два метода отборки товаров – индивидуальная и комплексная.
Комплексная отборка - применяется, как правило, при выполнении небольших заказов. Сборщик, обходя зону отборки, изымает из мест хранения товары для нескольких заказов согласно сводному отборочному листу. При этом цепь операций по подборке отдельного заказа увеличивается. Появляется дополнительная операция по превращению комплексной отборки в индивидуальную, однако общее число цепей сокращается. Здесь необходимо находить компромиссное решение в каждом конкретном случае.
Индивидуальная отборка – это последовательное укомплектовывание отдельного заказа. При этом товар должен сразу укладываться в соответствующую тару и по окончании операции быть готовым к отправке.
Погрузка товара в автомобиль для доставки в виде комплексной отборки и превращение ее в индивидуальную в процессе выдачи товара из транспорта поставщика, является интересным решением.
При высокой оборачиваемости и широком ассортименте один заказ может одновременно отбираться несколькими сборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии собранные части соединяются в единый заказ.
Информация, которой должен располагать сборщик в процессе выполнения заказа: где размещены товары; сколько товара необходимо; кому предназначен товар; что делать, если отбираемый товар закончился; что делать после сборки заказа.
Передача информации сборщику может
осуществляться разными средствами.
Своевременность передачи информации
является необходимым условием высокой
интенсивности проходящего
Информация, которой должен располагать отборщик в процессе выполнения заказа:
Эффективность операций по подготовке
товаров к отпуску можно
- частота отборки, т.е.
- пропускная способность
- уровень обслуживания
- случаи отсутствия запаса
Уровень логистического сервиса. Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания как с позиции получателя услуг, так и с позиции поставщика является уровень логистичского сервиса.
Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Расчет уровня логистичского сервиса ведется по следующей формуле:
где ŋ – уровень логистического сервиса;
М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Рост уровня сервиса сопровождается, с одной стороны, повышением расходов на сервис, а с другой – ростом объема продаж и, соответственно, ростом доходов.
Для оценки качества логистического
сервиса применяют такие
- надежность поставки;
- полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
- гибкость поставки;
- наличие запасов на складе поставщика;
- возможность предоставления
Краткая история организации. Светлогорский райпотребсоюз был создан в 1938 году в соответствии с решением Собрания пайщиков на основе имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. На протяжении всего периода существования организации ее структура постоянно реорганизовывалась. Количество структурных подразделений менялось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
В 1994 г. в результате реорганизации райпотребсоюз был преобразован в Светлогорское районное потребительское общество (райпо).
Райпо является правопреемником всех прав и обязанностей потребительских обществ и их союзов, действующих на территории Светлогорского райпо с 1938г.
Современное положение организации. Светлогорское районное потребительское общество расположено по адресу: 247430, Гомельская область, г. Светлогорск, ул. Социалистическая, 7.
Организация
зарегистрирована в Едином государственном
реестре юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей под
№400019934 на основании решения
Светлогорское райпо является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского общества, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Светлогорское райпо – хозяйственная система универсального типа, осуществляющая деятельность по отраслевым направлениям:
- торговля,
- общественное питание,
- закупки
сельскохозяйственной
-внешнеэкономическая деятельность
- промышленность,
- автомобильный транспорт,
- строительство,
- автошкола,
- шиномонтаж и др.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 28, 2/842).
Организационная структура. В составе Светлогорского районного потребительского общества структурных подразделений и филиалов нет. Организационная структура и наличие материально-технической базы Светлогорского райпо по состоянию на 01.01.2013г. представлена на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 Организационная структура Светлогорского райпо и наличие материально-технической базы
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из рисунка 2.1.1, осуществляя свою деятельность, Светлогорское райпо имеет в своем составе складское хозяйство представленное совокупностью складских помещений, таких как: торгово-распределительные склады, склад-холодильник, склад животноводческой проукции; овоще- и фруктохранилища хранилища, склады вторсырья. Устройство складов надлежащий режим хранения, нормальные условия труда для складских работников, рациональную организацию выполнения складских операций.
Основной целью развития торговой отрасли Светлогорского райпо являеться развитие материально-технической базы отрасли, повышение качества торгового обслуживания сельского населения района. В рамках этой цели в 2011 году была выполнена модернизация склада-модуля под склад холодильник с фреоновой системой холодоснабжения с исключением выбросов в атмосферный воздух озоноразрушающих веществ. Переведено 19 единиц автотранспорта на газообразное топливо, 6 единиц на биодизельное топливо.
Таким образом, организации имеет 2 распределительных склада, обслуживающих отрасль торговли; 2 склада вторсырья, склад животноводческого сырья, фрукто и кортофелехранилища, относяшиеся к отросли заготовки.
При рассмотрении структуры работников организации в разрезе отраслей деятельности (рисунок 2.1.2) , видно, что большая чать их, а именно 65,5%, занята в отросли торговли. В остальных отраслях зянято 34,5%, в том числе 4,8% в отрасли заготовки, к которой, как уже было отмечено выше, относятся склады вторсырья, животноводческой продукции и хранилища. Кроме того заготовка продукции (кортофеля, овощей, фруктов и других) носит сезонный фарактер, с чем связано привлечение временных работников и не всегда круглогодичноая работа складов.
Рисунок 2.1.2 Отраслевая структура работников Светлогорского райпо в 2012г.
Организацию складского хозяйства в Светлогорском районном потребительском обществе рассмотрим в разрезе товарной отросли. Дадим ее характеристику.
Общая характеристика. Кооперативная торговля является основной отраслью потребительской кооперации. Торговля выполняет роль связующего элемента между производством и народным (личным) потреблением.
Розничная торговля потребительской кооперации играет особую роль, которая выражается в торговом обслуживании сельского населения республики. Обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками по сравнению с обслуживанием населения города. В частности, торговые предприятия потребительской кооперации обслуживают более 10 тысяч деревень со средней численностью жителей 22 человека, более 4,2 тысяч деревень со средней численностью 71 человек, около 3 тысяч деревень со средней численностью жителей 140 человек. Удельный вес таких населенных пунктов составляет 82% в общей численности, но проживает в них всего 9% населения страны.
Розничной торговлей в Светлогорском райпо занимается непосредственно отрасль «Торговля».