Организация складского хозяйства предприятия и возможные направления его рационализации в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

К Важным условием роста производства продукции служит наличием необходимой материально-технической базы, выступающей в качестве элемента производительных сил страны. Вещественное содержание материально - технической базы образуют средства производства, состоящие из средств и предметов труда. [12, с.23]
Совокупность складов предприятия образует его складское хозяйство. От организации складского хозяйства на предприятии и качества работы складов в значительной степени зависит своевременное выполнение планов производства и реализации по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…...4
1. Складское хозяйство как элемент системы обслуживающего хозяйства
промышленного предприятия…………………………………………………………………….5
1.1. Задачи и структура складского хозяйства предприятия ……………………………….…..5
1.2. Показатели работы складского хозяйства …………………………………………….…….8
1.3. Складская логистика…………………………………………………………………………13
2. Организация складского хозяйства на РУП «МТЗ»…………………………………………15
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………………………15
2.2. Организационная структура и задачи складского хозяйства
на предприятии…………………………………………………………………………………….17
3. Пути повышения эффективности использования складских помещений………………......22
Заключение………………………………………………………………………….………..……31
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - склад.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Складская логистика

     Склады - это здания, сооружения и разнообразные  устродства, предназначенные для  приемки, размещения и хранения, поступивших  на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

     Логистика ставит задачу гармоничной, организации  внутри складских процессов, а также  задачу технической, технологической  и планово-организационной сопряженности  внутри складских процессов с  процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

     Склады  являются одним из важнейших элементов  логистических систем. Объективная  необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.[1, с.213]

     Эффективность управления логистическими процессами на складах существенно зависит  от оперативного планирования и регламентирования выполнения отдельных операций. Для этих целей на складах применяют моделирование технологических процессов. Перечислим основные средства моделирования, позволяющие увидеть сквозной технологический процесс на складе с целью его проектирования и четкой организации.

  • Принципиальная схема технологического процесса на складе.
  • Транспортно-технологическая схема переработке грузов на складе.
  • Технологическая карта работы склада.
  • Технологический график работы склада.
  • Описание стандартных процедур складского процесса.
  • Карты организации труда отдельных категорий работников склада.
  • Технологические планировки складов.
  • Сетевые модели складских процессов, а так же ряд других средств моделирования процессов.

     Логистика предполагает наличие технической, технологической и планово-организационной сопряженности в деятельности различных участников процессов продвижения материальных потоков. Разработка перечисленных моделей на складе должна осуществляться совместно с разработкой соответствующих моделей на складах постоянных контрагентов.

     Логистические службы должны проектировать сквозные транспортно-технологические схемы  переработки грузов по логистической  цепи, технологические карты и  графики, согласованные с постоянными  партнерами стандартные процедуры, а коммерческие договоры обеспечивать возможность их реализации.

     Соблюдение  данного требования превращают склад  из самостоятельного, обособленно функционирующего элемента в деталь единого логистического механизма.[5, с.129] 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РУП «МТЗ»

2.1. Краткая характеристика  предприятия

     Строительство Минского тракторного завода было начато 29 мая 1946 года. В прошлом году (29 мая  2008 г.) РУП «МТЗ» отметил свое 60-летие. Первая продукция была выпущена в 1948 году. С 1953 года начался массовый выпуск универсально-пропашных тракторов МТЗ-2. На базе этого трактора создавались новые модели – МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л и, наконец, тракторы МТЗ-7 со всеми ведущими колесами. На смену этим моделям вскоре пришел новый, более мощный универсально-пропашный трактор МТЗ-50.

     С началом выпуска тракторов «Беларус»  деятельность завода развивалась в  двух направлениях: совершенствование  и модернизация выпускаемых тракторов  и создание новых моделей с  более техническим уровнем.

     За  более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек. В настоящее время в мире насчитывается около 100 производителей тракторов. На долю РУП «МТЗ» приходится около 8% мирового рынка тракторов в своем классе. Предприятие входит в семерку ведущих мировых экспортеров тракторов.

     Предприятие осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительного  профиля, основным видом которой  являются колесные тракторы, тракторокомплекты  и машины. Также выпускает запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукцию металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастку.

     Сегодня на предприятии изготавливаются:

      23 модели универсально-пропашных тракторов мощностью от 50 до 150 л.с.;

      6 моделей малогабаритных тракторов мощностью от 20 до 35 л.с.;

      8 моделей мотоблоков и мини-тракторов мощностью от 6 до 12 л.с.;

      15 моделей коммунальных, погрузочных, шахтных, лесоразрабатывающих машин;

      свыше 70 наименований товаров народного потребления (запасные части к автомобилям, инструмент для деревообработки и металлообработки, минитехника, бытовые и хозяйственные товары, мебель);

      чугунное и стальное литье весом от 1 кг до 3 тонн;

      поковки от 0,1 до 45 кг;

      отливки по выплавляемым моделям от 0,003 кг до 0,5 кг;

      инструмент, специализированные станки, нестандартизированное оборудование.

     Фактические данные о выпуске продукции РУП  «МТЗ» за последние годы приведены  в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Выпуск продукции РУП «Минский тракторный завод»

Наименование  продукции Единица

измерения

Фактический выпуск по годам
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
1. Машины и тракторы млн. руб. 27071 28001 27366 27798 25041
2. Запасные части млн. руб. 295 631 1468 6950 21442
3. Кооперация млн. руб. 400 1108 2857 14634 30242
4. Товары народного потребления млн. руб. 62 124 249 889 1563

     Производственный  процесс изготовления основных моделей  колесных тракторов на РУП «МТЗ»  представляет собой крупносерийное производство, а изготовление их модификаций, новых моделей и малогабаритной техники – серийное. Производство характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых тракторов, большими объемами выпуска, высокой степенью унификации узлов и деталей. Реальные производственные мощности предприятий объединения в настоящий момент позволяют изготавливать порядка 50 тыс. тракторов в год.

     Крупнейшими потребителями продукции РУП  «МТЗ» являются следующие страны: Россия, Туркмения, Сирия, Польша, Венгрия, а также Италия, Германия, Литва, Латвия и многие другие.

     РУП «МТЗ» имеет торговые отношения  с 38 странами в различных регионах мира. Предприятие постоянно совершенствует свою внешнеэкономическую деятельность на принципах маркетинга, включающих комплекс мероприятий по созданию, продвижению на рынки и закреплению на них своей продукции. Наряду с наращиванием экспорта на традиционных рынках, включая рынки стран бывшего СЭВ, география поставок постоянно расширяется. Тракторы и запасные части поставляются в Аргентину, Чили, ЮАР. Активная работа ведется по освоению рынка Южной Кореи. Проводится большая работа по освоению других новых рынков в странах Южной Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии.

     Экономическое состояние предприятия определяет сбыт производимой им продукции. Борьба за покупателя, за рынки сбыта –  одна из особенностей маркетинговой политики РУП «МТЗ». Для расширения сбыта тракторной продукции в настоящее время предпринимаются активные действия по развитию дилерской сети в Российской Федерации, Украине, других странах СНГ, дальнем зарубежье.

     Среднесписочная численность по РУП «МТЗ» в 2007 г. составила 18999 чел, из них промышленно-производственный персонал – 17864 чел. На сегодняшний день списочная численность на РУП «МТЗ» превышает 20000 человек.

     Структура управления предприятием отработана и  проверена временем, позволяет оперативно решать комплекс производственных, снабженческих  и сбытовых вопросов и постоянно  претерпевает изменения в соответствии с требованиями времени и рынка.

2.2. Организационная структура и задачи складского хозяйства на предприятии

     Производственно-складской  комплекс (далее ПСК) является структурным  подразделением. Управления материально-технического обеспечения РУП «МТЗ» (УМТО) и  подчиняется непосредственно заместителю  коммерческого директора - заместителю начальника Управления МТО по транспорту и складскому хозяйству. ПСК реализует на уровне объединения подфункцию управления «организация приемки, хранения, отпуска материалов». ПСК в своей деятельности руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, приказами генерального и коммерческого директоров, ГОСТами и другими нормативно-техническими документами по направлениям деятельности ПСК. Штатное расписание ПСК является составной частью штатного расписания УМТО, разрабатывается начальником ПСК и согласовывается с коммерческим директором. В составе штатного расписания УМТО оно согласовывается с ООТиЗ объединения и утверждается генеральным директором. Работа ПСК ведется по месячным планам работы, утвержденным заместителем начальника Управления по транспорту и складскому хозяйству. Отчет по работе ПСК утверждается заместителем начальника Управления по транспорту и складскому хозяйству. Оценка результатов деятельности ПСК проводится в соответствии с действующими в объединении положениями. Производственно-складской комплекс осуществляет следующие основные задачи:

  1. Прием сырья, материальных ресурсов и покупных изделий, обеспечивающих выполнение планов производства объединения (металл, металлорежущий, сверлильный инструмент и др.).
  2. Рациональное размещение и хранение материальных ценностей согласно ГОСТам и утвержденным инструкциям в порядке, гарантирующем их качественную и количественную сохранность.
  3. Централизованное обеспечение комплектующими изделиями и материалами сборочно-монтажных, механозаготовительных и других цехов-потребителей объединения в установленном порядке.
  4. Введение строгого учета и контроль за соблюдением норм запаса материальных ценностей с применением автоматизированных средств учета.

     Организационная структура ПСК:

  • Инженерно-технические работники;
  • Участок погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
  • Участок комплектования ЗИПов;
  • Центральные склады;
  • Кладовая;
  • Кладовая драгоценных металлов.

     Функции:

     1. Функции участка комплектования  ЗИПов:

  • организация современного получения со складов объединения комплектующих изделий по лимитно-заборным ведомостям согласно планам и графиков;
  • организация надлежащего хранения в соответствии с ГОСТами, перечнями совместимости, инструкциями и другой документацией, действующей в объединении, а также подготовленных к отправке комплектов ЗИП;
  • комплектование и проверка полного наличия комплекта ЗИП по номенклатуре в соответствии с конструкторской и технологической документацией и предъявление комплектов на входной контроль;
  • оформление приходно-расходной документации, составление актов при обнаружении недостачи, пересортицы, неликвидов;
  • своевременное выявление дефицита и принятие мер по его закрытию, а также контроль за соблюдением норматива запаса  материальных ценностей.

     2. Функции участка погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ:

  • обеспечение своевременного и качественного выполнения погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ;
  • погрузка, укладка, перевозка, перекладка, разгрузка материальных ценностей;
  • поддержание на должном техническом уровне и в исправном состоянии авто- и электропогрузчиков;
  • недопущение простоев автотранспорта при проведении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ при соблюдении нормативов разгрузки и погрузки различных по характеру материальных ценностей;
  • обеспечение надлежащей эксплуатации инструмента, обеспечение его сохранности.

Информация о работе Организация складского хозяйства предприятия и возможные направления его рационализации в условиях рынка