Основные категории логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:01, реферат

Краткое описание

В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для моделирования экономических процессов использовались гидравлические модели, где потоки воды имитировали потоки денег и товаров. Отдельные резервуары отождествлялись экспериментаторами с такими категориями, как «объем промышленного производства», «налоговое обложение», «личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды. Задавая те или иные условия экономического развития, можно было моделировать динамику капиталовложений, покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем пропускания пропорциональных объемов жидкости в соответствующие резервуары.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика реферат.docx

— 81.83 Кб (Скачать файл)

 

СЕРВИСНЫЕ ПОТОКИ

Сервисные потоки представляют собой потоки услуг (товара особого вида), генерируемые логистической системой или ее звеном с целью удовлетворения спроса внешних или внутренних потребителей. 
Сервис — это система обеспечения, позволяющая покупателю и/или потребителю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара. Наряду с этим работу по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, также принято называть сервисом или обслуживанием. Сервис неразрывно связан с процессом продажи и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, по-ставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции. 
Услуга — это действия юридического или физического лица, приносящее пользу, помощь другому лицу или фирме. 
Сервисная логистика — это раздел логистики, в котором изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителям, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков. 
Зарубежные авторы, обсуждая проблемы сервисной логистики, пользуются термином «логистика сервисного отклика» (service response logistics). Под ним они понимают процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. 
Цель сервисной логистики — управление потоками услуг и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и другими потоками для предоставления «внутренним» и «внешним» клиентам возможности получать требующиеся им услуги в соответствии с логистическим правилом «семи эн»: обеспечение нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами. Подобная формулировка весьма отличается от традиционных «шести правил» логистики: «Предоставить необходимое количество нужного товара заданного качества в нужное время к установленному сроку за согласованную цену». Сервисный аспект проблемы делает появление «нашего потребителя» не только допустимым, но и желательным. Это правило должно выполняться на всех стадиях движения товаров, начиная с закупок сырья и далее по цепочке: изготовление товаров, распределение, продажа конечному потребителю. Лишь в этом случае обеспечиваются требуемые параметры качества товаров и/или услуг на их конечной стадии — потреблении. 
Существуют взгляды, в соответствие с которыми принято выделять три основных направления сервиса: 
оказание услуг конечным покупателям; 
оказание услуг одними фирмами — участниками логистической цепи другим в процессе продвижения логистических потоков от производителя к потребителю; 
оказание внутрифирменных услуг разными подразделениями и работниками предприятия. 
До недавнего времени в логистике основное внимание уделялось оказанию услуг в процессе перемещения материальных потоков от производителя до торговой точки, однако эффективная организация сервисного обслуживания должна охватывать всю логистическую цепь, создавая гармонию между ее звеньями. От того, насколько хорошо производитель обслуживает своих партнеров по бизнесу, в значительной мере зависит эффективность движения логистических потоков и в конечном итоге уровень обслуживания потребителя. Если предыдущее логистическое звено хорошо обслужило следующее, то создаются предпосылки для поддержания такого же или более высокого уровня сервиса и далее — последующими звеньями. И наоборот, если уровень сервиса, предоставленного партнером, оказался низким (нарушение сроков поставок товаров, отсутствие необходимой информации о товаре и т.д.), то фирма или не сможет хорошо обслужить своих клиентов, или это потребует от нее дополнительных затрат. 
В настоящее время в нашей стране происходит увеличение спроса населения на разного вида услуги по следующим причинам: 
рост благосостояния отдельных групп населения определяет их стремление к повышению комфортности покупок; 
рост цен и низкие доходы других слоев покупателей повышают их требовательность к информационным и ценовым услугам (где и как можно купить дешевле и быстрее). 
Наряду с организациями, предоставляющими своим потребителям в чистом виде только услуги, например маркетинговые, аудиторские, страховые, образовательные и т.д., или только товары, достаточно часто встречаются такие, которые совмещают эту деятельность. Более того, сегодня практически любой производитель товара предоставляет посредникам хотя бы минимальный набор услуг: информационные, финансовые, транспортные. Эти реалии экономики приводят к тому, что в современной логистике используется комплексное понятие «товар-услуга», которое может иметь множество вариантов: от преобладания материальной составляющей — продукта, до преобладания нематериальной составляющей — услуги. 
Сервисная логистика призвана тому, чтобы способствовать преданию товару дополнительных нематериальных свойств, востребованных участниками логистического процесса, включая потребителя. Сегодня во всех отраслях эко-номики отмечается постоянное увеличение относительной важности нематериальной части совокупного предложения («товара-услуги»), что в определенной мере оправдывает рост доли затрат, приходящихся на непроизводственную сферу — распределение и потребление, но хороший сервис расширяет спрос на товар.  
При управлении сервисными потоками в логистике используются те же принципы, что и для материальных потоков. Однако при организации сервисного обслужи-вания необходимо учитывать характеристики услуг, в значительной мере определяющие особенности сервисной логистики. 
Услуги характеризуются следующими отличительными особенностями: 
неосязаемость — эта особенность проявляется в том, что услуга не может быть воспринята и объективно оценена покупателем до момента ее оказания; 
неотделимость от производства означает, что услуги нельзя отделить от процесса их оказания. В отличие от материальных товаров, которые сначала производят, после чего хранят, затем продают и, наконец, потребляют, услуги, в большинстве случаев, сначала продают, а лишь 
производят и потребляют, причем процесс производства и потребления совпадает во времени. Поэтому можно заключить, что продажа услуги — это практически продажа самого процесса труда; 
непостоянство качества. Такая особенность услуги связана с тем, что процесс производства и потребления ее неразрывен, затрагивает людей и связан с их ощущениями. Поэтому качество услуги не всегда легко поддается объективному контролю; 
недолговечность. Вследствие этой особенности услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Недолговечность услуг или их неспособность к хранению представляет серьезную проблему для производителя, если спрос на них недостаточно устойчив; 
отсутствие владения. Вследствие того, что покупатель услуги потребляет ее в момент производства, как правило, период владения ею выделить невозможно. Последняя особенность приводит к тому, что в большинстве случаев, услуги не могут быть запатентованы или защищены авторским правом. Из этого следует, что конкуренты могут легко их скопировать и использовать в своей деятельности. Тем не менее развитая корпоративная культура, постоянное совершенствование услуг создает имидж, который не всегда поддается успешному копированию. 
Обострение конкуренции развивает процесс индивидуализации оказываемых услуг, поскольку одна из основных возможностей быть конкурентоспособным — это предлагать услуги, учитывающие в большей степени, чем конкурент, потребности потребителей, однако такой подход требует повышенных расходов на сервисную деятельность. 
Наиболее распространенными логистическими услугами являются: 
обеспечение наличия товарных запасов на складе; 
исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц; 
взятие на себя риска, связанного с хранением запасов; 
предоставление кредитов, системы скидок и т.д.; 
информационное обеспечение товародвижения; 
обеспечение эффективности транспортировки товаров. 
Все работы в области логистического обслуживания 
условно часто разделяют на три группы: предпродажные; работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров; послепродажный сервис. 
Сервисное обслуживание может осуществляться при продвижении различного рода логистических потоков. Сервис движения материальных потоков связан с обслужи-ванием процессов выпуска материальной продукции, распределения товаров, продажи и потребления, он относится к распределительной логистике. 
Информационный сервис в значительной мере основан на оперативном предоставлении потребителям продукции и услуг необходимых им сведений, он тесно связан с информационной логистикой. 
Финансовый сервис находит свое выражение в предоставлении различных вариантов оплаты продукции и услуг, формировании системы скидок и льгот, предоставляемых потребителям. Многие авторы связывают его с финансовой логистикой. 
Кадровый сервис — это, прежде всего, услуги, предоставляемые организации при подборе ею сотрудников, а также услуги, предоставляемые персоналу организации в процессе их работы. 
Логистическая оптимизация сервисных потоков организации, как правило, опирается на три основные составляющие: 
миссия организации; 
требования потребителей ее продукции и/или услуг; 
располагаемые и потенциальные возможности организации. 
Две последние составляющие в комментариях не нуждаются, поэтому остановимся только на первой. Миссия организации определяет общую направленность ее деятельности в области сервиса, откуда следуют цели и задачи всех видов сервиса, предоставляемых клиентам и партнерам. Миссия в значительной мере определяет уровень обслуживания, который необходимо поддерживать в настоящее время и достичь в будущем.

 

ЗАПАСЫ И ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

категории материальных запасов тесно примыкает такая экономическая категория, как материальные потоки. Важнейшей количественной характеристикой потока является его интенсивность, определяемая как количество (объем) материального ресурса (продукта), проходящее через логистическую систему (узел, цепь, звено) за определенный период времени. Если материальный поток рассматривать по состоянию на конкретный момент времени, то он будет выступать уже в форме транспортного запаса — одного из видов материального запаса. 
В теории запасов выделяют следующие их виды: производственные, запасы незавершенного производства, товарные и транспортные. Последний из указанных видов запасов как раз и является материальным потоком в классической трактовке этого понятия. Материальный запас можно рассматривать как частный случай материального потока, при котором скорость его перемещения равна нулю. 
С другой стороны, объекты материального потока, как правило, проходят и через стадию запаса — производственного, незавершенного производства и товарного. Такое положение характерно для всех форм организации движения материального потока и любых систем управления им. Любой материальный поток в современной экономике возникает из запаса (на начальной стадии — это запасы природных ресурсов) и заканчивает свое движение также в форме запаса (для конечных продуктов: потребительских товаров — это запасы домашних хозяйств; инвестиционных товаров — это могут быть, например, запасы неустановленного оборудования или резервы производственных мощностей). 
Таким образом, запас можно рассматривать как материальный поток с нулевой скоростью перемещения, а материальный поток — как транспортный запас. В этом противоречии и заключается единство двух важнейших категорий логистики. 
Определим категорию «материального запаса» с позиций логистики. 
Материальные запасы — это одна из форм движения материального потока при скорости его перемещения в пространстве, равной нулю, образующаяся в логистических системах (узлах, цепях, звеньях) вследствие несинхронности входного (входящего) и выходного (выходящего) потоков или неравенства их интенсивностей, находящегося в процессе приложения к нему ограниченного состава логистических операций. 
Основным видом логистических операций, совершаемых с материальными запасами, будут: хранение, складирование, грузопереработка и др. Поэтому, строго говоря, материальный запас может оставаться запасом и при условии его перемещения внутри логистической системы при выполнении отдельных логистических или производственных операций. 
Противоречие, порождаемое единством и противоположностью материального потока и запаса, разрешается путем соблюдения формальных условий построения логистических цепей (систем, узлов, звеньев), которые можно сформулировать так: 
величина запаса не может измениться без наличия входного или выходного материального потока; 
для взаимодействия двух запасов необходимо существование хотя бы одного материального потока между ними; 
для существования материального потока необходимо наличие хотя бы двух запасов; 
изменение всех параметров потока невозможно без взаимодействия его на своем пути хотя бы с одним запасом; 
изменение отдельных параметров материального потока (например, направления, скорости движения и др.) может быть объяснено как пересечение им запаса, величина которого равна нулю. 
Переходящие запасы (residual inventory; final stock) — это остатки продукта в запасе на конец планово-отчетного 
периода (и, соответственно, на начало следующего периода), которые служат для обеспечения непрерывности процесса потребления в следующем за отчетном периоде до очередного пополнения запаса. 
Потери от хранения (damage and shrinkage while in storage; storage loss) — это утрата, недостача или повреждение продуктов на складе в период хранения. Потери от хранения запаса могут возникать в силу физико-химических свойств продуктов (естественная убыль в пределах установленных норм), обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожары и пр.), умышленных (хищения) или неумышленных действий персонала (ошибки, небрежность, халатность, кражи) и других причин. 
Таким образом, уравнения подтверждают приведенные выше условия построения логистических цепей (систем, узлов, звеньев) и характеризуют взаимосвязь и взаимообусловленность материальных потоков и запасов, по крайней мере, в части их количественно-временных параметров. Однако эти уравнения справедливы лишь для товаропроводящих систем или отдельных элементов логистической системы. В производственных структурах эти взаимосвязи и соотношения значительно сложнее, и на них следует остановиться отдельно. 
Логистическая система любой производственной фирмы состоит из трех основных функциональных подсистем: закупочной (заготовительной, снабженческой), внутрипроизводственной и сбытовой (распределительной). При этом внутрипроизводственная логистическая подсистема не имеет прямых внешних связей, ее входящий материальный поток является выходящим для подсистемы заготовительной логистики. Выходящий из этой подсистемы материальный 
поток (готовая продукция) выступает в качестве входящего для сбытовой подсистемы. На этой основе может быть выполнено математическое описание потоковых процессов в производственных логистических системах. 
Как известно, объектом управления в логистической системе помимо материальных потоков являются также финансовые и информационные потоки, которые и об-служивают движение материального потока. Взаимосвязи и взаимозависимости этих потоков в логистике запасов не рассматриваются. Следует только отметить, что стоимостная оценка интенсивности тех или иных материальных потоков далеко не всегда совпадает с интенсивностью адекватных им финансовых потоков. 
В целом же количественные параметры каждого из материальных потоков находятся в зависимости от параметров ряда сопряженных с ним потоков. 
Балансовые уравнения для многономенклатурных систем справедливы только при использовании стоимостных измерителей интенсивности материальных потоков и запасов. В то же время первое и третье уравнения этой системы справедливы для каждой отдельной номенклатур 
ной (ассортиментной) позиции и при использовании физических измерителей. 
Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга. 
Материальные запасы, как уже было сказано, образуются в логистических системах в основном из-за несовпадения интенсивностей входного и выходного потоков или их асинхронности. Поскольку выходной поток является, как правило, заданным для логистической системы (производственный спрос или сформированный «портфель» заказов производственных предприятий и оптовых посредников) или его интенсивность определяется внешними факторами (спрос в розничной торговле), уровень запаса регулируется путем изменения параметров входного материального потока. Поэтому, строго говоря, объектом управления в теории запасов являются не сами запасы, а параметры входного потока (главным образом его интенсивность — размер заказа и интервал между поставками), а уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра (своего рода измерителя). В этом и заключается основная суть логистики запасов в системах логистического менеджмента, научной основой которой является теория запасов — один из важнейших прикладных разделов математической теории исследования операций. 
Запасы, так же как и взаимодействующие с ними потоки, в логистических системах подразделяются на материальные, информационные, финансовые, трудовые и др. Все виды запасов, кроме материальных, принято называть резервами. Однако в бизнес-практике наиболее часто встречается понятие управления именно товарно-материальными запасами. 
Материальные запасы являются экономической категорией и представляют собой находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, предметы потребления и др. товарно-материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного потребления, транспортировки (отгрузки) или продажи. 
Так же как и в случае с материальными потоками, разнообразие и различие функций запасов требует их классификации. 
Общепризнанными формами материального запаса являются: 
сырье и материалы — собственно сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, горюче-смазочные материалы, тара и упаковка; 
промежуточный продукт — полуфабрикаты собственного изготовления. Эта форма запаса полностью эквивалентна такому его виду, как запасы незавершенного производства; 
готовая продукция — конечная продукция для данного предприятия и предназначенная для реализации (продажи) на сторону; 
изделия для ремонта и содержания оборудования, зданий, сооружений и т.д. Сюда также относят хозяйственный инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП); 
товары для перепродажи — промежуточные и конечные продукты в сферах распределения и обращения; 
отходы производства, подразделяемые на возвратные и безвозвратные (чистые потери). Сюда же относят и вторичные материальные ресурсы (металлолом, макулатура и пр.); 
сельскохозяйственные материалы, в составе которых выделяют: семена и посадочные материалы; корма и фураж; животные на откорме и молодняк животных. 
Выделение первых пяти форм запаса является общепринятым в зарубежной литературе. Эти формы иногда называют еще типами запаса, ограничиваясь лишь тремя основными: сырье и материалы (raw materials), промежуточные продукты (work-in-process) и готовая продукция (finished goods). В отечественной экономической науке и хозяйственной практике при предметном рассмотрении материальных запасов в составе их форм сельскохозяйственные материалы выделяли отдельно. Такой подход к выделению форм запасов вполне обоснован, так как сельскохозяйственному производству присуща существенная специфика, что отражается на закономерностях формирования, хранения и потребления запасов. Значительная специфика наблюдается при образовании и утилизации запасов отходов производства и вторичных ресурсов, которую также надо учи-тывать. 
Сырье, материалы, комплектующие, топливо и т.д. — для производственных фирм это материальный запас, необходимый для организации производственного процесса. По мере вложения в этот процесс других материалов и труда они превращаются в запасы незавершенного производства или запасы в форме промежуточного продукта. Когда производство завершено, то запас приобретает форму готовой продукции для данного производителя. В целом формы запаса классифицируются в зависимости от объема вложенного в них труда, сырья и материалов. Такая классификация является относительной в том смысле, что конеч-ная продукция одного производителя (поставщика) может являться лишь исходным материалом или полуфабрикатом для другого, т.е. быть готовой только к дальнейшему производственному потреблению. 
Структура материального запаса фирмы по формам во многом определяется ее отраслевой принадлежностью, типом производства, уровнем ее специализации и кооперирования. В промышленности, как правило, наибольший удельный вес в структуре запаса составляют материалы и готовая продукция. В отдельных отраслях обрабатывающей промышленности с длительным производственным циклом преобладают запасы незавершенного производства (судостроение, авиастроение и т.п.). Для ряда отраслей сферы материального производства, в частности производителей потребительских товаров (например, предприятий пищевой промышленности) — упаковка может представлять существенную составляющую материального запаса. Для отдельных отраслей экономики, например сферы услуг и добывающих отраслей промышленности, значительная часть материального запаса может приходиться на изделия для ремонта и содержания помещений, зданий, оборудования и других основных средств. 
В дистрибьюторских фирмах и торговых компаниях основная форма запаса — это товары для перепродажи и в незначительной степени инвентарь, изделия для под-держания в исправном состоянии оборудования и помещений. 
Сочетание форм запаса, выполняемых ими функций в процессе общественного воспроизводства, а также их местонахождения позволяет разделить совокупные материальные запасы на шесть видов, из которых только первые четыре вида рассматриваются в теории запасов.  
Производственные запасы (manufacturing inventory) формируются в производственных и сервисных системах и предназначены для производственного потребления. Их основная функция — бесперебойное и надежное материально-техническое обеспечение производственного процесса, т.е. удовлетворение производственного спроса, который, как правило, является заданным. К производ-ственным запасам относят предметы труда, поступившие к предприятию-потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. 
Запасы или заделы незавершенного производства (workin-process inventory) — это промежуточные продукты, находящиеся на различных стадиях производственного процесса. Их основная задача — обеспечение непрерывности, равномерности и ритмичности производственных процессов. Среди них различают технологические, оборотные, транспортные и страховые. При управлении запасами незавершенного производства, определяющими факторами являются особенности технологических процессов. Поэтому они являются одним из объектов управления в производственном менеджменте, хотя в нем и используются отдельные элементы теории запасов. 
Товарные запасы включают в себя запасы готовой продукции на складах фирм-производителей, т.е. сбытовые запасы (merchandise inventory), и часть запасов, находящихся в каналах сферы обращения. Последние в свою очередь подразделяются на запасы предприятий оптовой торговли (distribution inventory) и запасы организаций розничной торговли (trade inventory). Основная экономическая функция товарных запасов — обеспечение нормального хода процесса продаж путем компенсации колебаний в уровне спроса, который в данном случае является, как правило, стохастической величиной. 
Транспортные запасы (in-transit inventory; transportation stock; pipeline stock) или товары в пути — это часть товарных запасов, находящихся в процессе доставки от поставщика к грузополучателю. С логистических позиций транспортные запасы представляют собой материальный поток в классической трактовке этого понятия. 
Государственные материальные резервы (strategic reserves of the state) или стратегические запасы (strategic storage; security reserves) — это совокупность запасов средств производства и предметов потребления, создаваемых и под-держиваемых (обновляемых и пополняемых) для использования в непредвиденных и чрезвычайных обстоятельствах. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» определяет госрезерв как особый федеральный запас материальных ценностей. Запасы госрезерва стратегических материалов и товаров предназначены для мобилизационных нужд, первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также могут быть использованы для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок, государственной поддержки отдельных отраслей, предприятий и пр. 
Государственные материальные резервы и запасы домашних хозяйств (house-hold stock) не являются объектами исследования в теории запасов и далее рассматриваться не будут. 
Основную часть совокупных материальных запасов составляют производственные и товарные запасы. Именно на управление этими видами запасов ориентированы теория запасов и логистика запасов. 
По причинам образования и выполняемым функциям производственные и товарные запасы можно условно разделить на четыре части: текущую, подготовительную, страховую и сезонную. Иногда еще выделяют спекулятивную часть, но такой подход не является общепризнанным. 
Текущие (циклические или регулярные) запасы (base stock; cycle stock; lot-size stock) обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя очередными поставками или бесперебойность процесса реализации (продаж). Текущие запасы образуются по двум причинам: 
из-за несоответствия объемов поставки объемам разового производственного потребления или объемов закупки — объемам продаж; 
из-за разрыва во времени между моментом поступления материального ресурса и началом его производственного потребления или реализации. 
Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Они находятся, как правило, в динамике, т.е. их уровень является переменной величиной. 
Подготовительные запасы (preparatory inventory) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса) или из-за проведения дополнительного контроля их качества (например, входной лабораторный контроль в химической, пищевой промышленности и ряде других отраслей). Подготовительная часть может выделяться и в товарных запасах в случае, когда необходимо дополнительно подготовить материаль 
иые ресурсы к отпуску потребителям или товары к продаже (например, расфасовка и т.д.). 
Страховые (гарантийные или буферные) запасы (stabilisation stock; safety stock; buffer stock; fluctuation stock) необходимы для обеспечения непрерывного хода логистического процесса в случае непредвиденных обстоятельств: отклонений в периодичности и в объеме партии поставки от запланированной, изменения интенсивности потребления материального ресурса или при резких колебаниях величины спроса. Страховые запасы обеспечивают надежность соответствующих логистических процессов. В отличие от текущей части размер страховых запасов — величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными. 
Сезонные запасы (seasonal inventory) образуются при сезонном характере производства продуктов, их потреблении или вызваны действием транспортного фактора. Они призваны обеспечить нормальную работу в период сезонных перерывов в производстве или транспортировке, а также сгладить сезонные колебания величины спроса. 
Выделяют еще отдельные разновидности материальных запасов в зависимости от их уровня, возможностей дальнейшего использования и др. 
Переходящие запасы (final stock; residual inventory) — под ними понимают остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначены для обе-спечения непрерывности производства и потребления в следующем за отчетным периодом до момента поступления очередной партии поставки. 
Наличные запасы (inventory on hand) — все виды запасов, хранящиеся на момент учета в логистической системе. 
Неликвидные запасы (dead stock; unsellable inventory) — товарные запасы, нереализуемые в течение длительного времени. 
Излишние (или неиспользуемые) запасы (unneeded stock) — производственные или товарные запасы, потребность в которых отсутствует. 
Сверхнормативные запасы (surplus stock; excess inventory) — запасы, уровень которых превышает установленные нормы запасов. В планово-распределительной экономике нормирование запасов носило директивный характер и было одним из инструментов централизованного управления. В рыночной экономике необходимость нормирования запасов определяется конкурентными условиями внешней среды с целью снижения логистических издержек.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ФУНКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ФУНКЦИЙ

Общепринятая формулировка основной идеи логистики, согласно которой все стадии снабжения, производства, транспортировки и сбыта рассматриваются как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта и связанной с ним информации, возникла в соответствии со стремлением представить все названные этапы в равно детерминированном и моделируемом виде. Процессы, происходящие внутри предпринимательской структуры, и ранее были четко детерминируемы и контролируемы. Это состояние обеспечивалось однозначной системой управления и нормирования. На каждом предприятии определена вертикаль управления и подчинения, система делегирования полномочий и ответственности, существуют положения о подразделениях предприятия, совокупность должностных инструкций, технологических процессов, разрабатывается план производства, график запуска — выпуска готовой про-дукции и т.д. В совокупности эти документы составляют базу четкого администрирования и достижения поставленных целей. Среда обращения, в которой реализуются процессы снабжения и сбыта (издержки которых, по оценкам экспертов, составляют не менее 75% общих издержек) характеризуется как совершенно другим характером управления, так и более высоким уровнем неопределенности. 
Перед логистикой встала задача сопряженности и сочетаемости в экономико-математических моделях этих достаточно отличающихся друг от друга сфер. Для этого потребовалась подробная структуризация процессов, протекающих в сфере обращения, что и нашло свое отражение в формировании системы логистических операций и функций, которые стали одними из фундаментальных понятий логистики. 
Логистической операцией (logistical operation) называется любое элементарное действие или их совокупность, приводящие к преобразованию параметров материальных и/или сопутствующих им информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы. 
К логистическим операциям относятся, например, такие действия с материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п. 
Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления грузов и т.п. 
Логистическая операция может рассматриваться как самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. 
К логистическим операциям следует отнести не только погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции (которые обычно исчисляются бухгалтерским методом), но и коммерческие операции по формированию хозяйственных связей, подбору деловых партнеров, процесс принятия предпринимательских решений (исчисленные на основе экономического метода с учетом возможной альтернативной стоимости указанных составляющих). Логистические операции подразделяются на внешние, направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта, и внутренние — для реализации логистических функций фирмы. 
Транзакционная природа логистики предопределяет разделение логистических операций на одно и двухсторонние, связанные с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое, с добавленной стоимостью или без таковой. Наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, хранение, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, перемещение ресурсов внутри фирмы (internal inventory transfer), а также сбор, хранение и обработка информации, адекватной данному материальному потоку. 
Степень детализации логистических операций зависит от следующих основных факторов: 
вида логистической системы (микро-, мезо или макроуровень); 
характеристик окружающей экономической среды; 
видов и параметров основных и сопутствующих потоков; целей логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем; 
комплексных показателей эффективности логистики; 
имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистического плана (системы логистического контроллинга); 
корпоративной информационной системы, поддерживающей логистику; 
технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов И Т.Д. 
Декомпозиция логистического процесса до уровня однозначно детерминированного набора операций — сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы в рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей корпоративной информационной системы и моделирования логистических процессов. 
Эффективность планирования и принятия решений в логистических системах во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных корпоративной информационной системы. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана. 
Укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию корпоративных целей логистической системы, представляет собой логистическую функцию. 
Понятие «логистическая функция» достаточно широко распространено в практике бизнеса и в литературе по логистике, однако оно часто варьируется на уровне контекста в зависимости от объекта исследования или позиции исследователя. С практической точки зрения выделение логистических функций связано с теми же основными факторами, что и детализация логистических операций. 

На микроуровне логистической функцией принято считать обособленную совокупность логистических операций, выделенную с целью повышения эффективности управления логистическим процессом и степени управляемости ло-гистикой организации бизнеса. 
На уровень агрегирования логистических операций в функции влияют: отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, органи-зационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, корпоративная информационная система. 
Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п.

 

БАЗИСНЫЕ, КЛЮЧЕВЫЕ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие. Однако, как и любая классификация, такое деление весьма условно, и набор функций в каждой группе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме. 
К ключевым логистическим функциям в производственных (промышленных) компаниях в настоящее время относят: поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса; управление закупками материальных ресурсов для обеспечения производства; транспортировку; управление запасами; управление выполнением заказов; поддержку производственных процессов; информационную поддержку. 
К поддерживающим логистическим функциям относят: складирование; грузопереработку; защитную упаковку; прогнозирование потребности объемов материальных ресурсов; регулирование возвратных потоков; обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом; сбор и утилизацию возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами). 
Разделение конкретных логистических функций на ключевые и поддерживающие сложилось исторически, оно связано с эволюцией бизнеса, развитием маркетинга, менеджмента и логистики в промышленно развитых странах. Выделение в качестве основных логистических функций поддержания стандартов качества продукта и логистического сервиса и управления заказами вызвано требованиями конечных потребителей, как следствие того, что в большинстве корпоративных стратегий присутствует ориентация на высокое качество товаров и услуг (часто про-изводимых под конкретный заказ). Отнесение к ключевым логистическим функциям транспортировки и управления запасами объясняется высоким удельным весом издержек на их выполнение (в объеме 60—80% общих логистических издержек). Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что конкретная дифференциация логистических функций зависит в основном от ключевых показателей, определяющих выбор логистической стратегии фирмы. 
Обеспечение и поддержание качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса являются первоочередной задачей логистического менеджмента любой фирмы. Логистические решения играют важную роль в организации доставки товара и сервиса требуемого качества в согласованные время и место. 
Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок материальных ресурсов для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками в фирме включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки в производственные подразделения и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и расположения поставщиков, качество материальных ресурсов оказывают большое влияние на величину логистических издержек. 
Одной из ключевых логистических функций является транспортировка. Это связано прежде всего с тем, что без транспортировки практически не существует матери-ального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно: как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики двух третей всей суммы логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п. 
Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции. Если транспортировка определяется фактором места, то запасы — фактором времени. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов на различных участках логистических цепей и систем при обеспечении требуемого уровня обслуживания. Затраты на создание и поддержание запасов составляют от 20 до 60% общих логистических издержек, что подчеркивает значение этой ключевой логистической функции. 
Функция управления заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения грузопотока или оказания услуг, а также направляет работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже. Несмотря на то что затраты на эту ключевую логистическую функцию не так велики, как на транспортировку или управление запасами, ее значение в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей. 
Кратко охарактеризуем поддерживающие логистические функции. 
Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением продукции и предусматривает: определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов и готовой продукции; планировки складских площадей; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки, а также выбор подъемно-портного и другого технологического складского оборудования и т.п. 
Грузопереработка осуществляется одновременно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические опера-ции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов и годовой продукции на складе, размещение продукции ил складских стеллажах, движение продукции. В логистическом процессе важная роль принадлежит, плитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов и процессах транспортировки и складской грузопереработки. Кроме того, большое значение в маркетинге имеет упаковка, так как от ее вида и привлекательности в значительной мере зависит потребительский спрос. Примените в логистике стандартных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки на счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также с технологическими параметрами складских помещений и оборудования. 
К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта готовой продукции и обеспечения потребителей запасными частями процедуры ее возврата предприям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса. 
В процессах производства и реализации продукции возії и кают вторичные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики.

 


Информация о работе Основные категории логистики