Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных проблем, связанных с организацией транспортных операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить порядок и особенности организации транспортного процесса;
рассмотреть проблемы функционирования транспортной фирмы в современных условиях хозяйствования;
проанализировать эффективность деятельности транспортного предприятия на конкретном примере;
определиться с направлениями совершенствования работы транспортной фирмы на логистической основе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Проблемы организации транспортных перевозок грузов …………………..4
Сущность, значение и виды транспортных перевозок грузов…………4
Рынок транспортных перевозок грузов и перспективы его развития…………9
Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций…………………………………………………………………..14
Анализ эффективности деятельности транспортного предприятия………20
Организационно-экономическая характеристика транспортного процесса…………………………………………………………………..2 0
Порядок и особенности организации транспортного процесса ……23
2.3. Проблемы функционирования транспортной фирмы в современных условиях хозяйствования…………………………………………………….26
3. Основные направления совершенствования работы транспортной фирмы на логистической основе………………………………………………………...29
3.1. Оптимизация транспортных операций, осуществляемых предприятием
3.2. Оптимизация информационного процесса…………………………….33
3.3. Развитие транспортно-экспедиторских операций……………………..36
Заключение……………………………………….……………………………..41
Список использованных источников…………………………………………...43
Динамика рынка автомобильных грузоперевозок ЕС-РФ в 1 квартале
2012 года
№ |
Импорт в РФ |
1 кв. 2011г. тонн |
2 кв. 2012г. тонн |
Изменение % |
№ |
Экспорт из РФ |
1 кв. 2011г. тонн |
2 кв. 2012г. тонн |
Изменение % |
1 |
Германия |
782142 |
839728 |
7,36 |
1 |
Финляндия |
548593 |
480546 |
-12,40 |
2 |
Польша |
522766 |
664793 |
27,17 |
2 |
Швеция |
22209 |
360025 |
1521,08 |
3 |
Финляндия |
382149 |
400556 |
4,82 |
3 |
Германия |
243336 |
255540 |
5,02 |
4 |
Литва |
259253 |
270238 |
4,24 |
4 |
Венгрия |
318757 |
230496 |
-27,69 |
5 |
Италия |
204678 |
214594 |
4,84 |
5 |
Польша |
91091 |
154816 |
69,96 |
6 |
Нидерланды |
193369 |
212700 |
10,00 |
6 |
Эстония |
73369 |
86235 |
17,54 |
7 |
Франция |
165388 |
170888 |
3,33 |
7 |
Италия |
64559 |
60867 |
-5,72 |
8 |
Бельгия |
179122 |
170447 |
-4,84 |
8 |
Чехия |
58576 |
66690 |
-4,93 |
Из данной таблицы видно, что наибольшее количество грузов ввозятся на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом из Германии, Польши и Финляндии, а лидерами по экспорту являются Финляндия, Швеция и Германия. Объем грузоперевозок растет с каждым годом, но дорожная инфраструктура не успевает за быстро растущим спросом на автомобильные перевозки. На сегодняшний день более 50% федеральных дорог России перегружены и находятся на пределе своей пропускной способности.
Потенциал роста будет зависеть от способности российских компаний расширить свои позиции на рынке международных и транзитных автоперевозок. Это в свою очередь потребует повышения качества и комплексности предоставляемых услуг и превращения транспортно-экспедиторских компаний в полноценных логистических операторов.
Протяженность российских железных дорог составляет 135 тыс. километров, а это 12% от общемирового количества железнодорожных путей. За период 2011 - 2012 гг. объемы грузоперевозок этим видом транспорта выросли на 9% и 3% соответственно.
За это время объем грузооборота увеличился на 14% до 4138 млрд т-км за два года. Средняя дистанция перевозки тонны груза с 2006 к 2012 году выросла для железнодорожного транспорта на 15%, что характерно для развития дальних перевозок и доступности удаленных районов. Причем более 85% грузов было перевезено электровозными локомотивами, а их в общей структуре транспорта постепенно увеличивалась.
Рассмотрим объем грузоперевозок железнодорожным транспортом (рис.1.1):
Рис. 1.1. Объем грузоперевозок ж/д транспортом
Из диаграммы видно, что в 2012 году по железнодорожным путям перевезено 1241,6 млн.тонн грузов, что на 5,5% выше результатов предыдущего 2011 года, объем грузоперевозок имеет положительную динамику.
Рассмотрим динамику среди видов грузов перевезенных железнодорожным транспортом (рис.1.2):
Рис. 1.2. Динамика грузов перевезенных ж/д транспортом
Из диаграммы видно, что положительная динамика наблюдается в контейнерных перевозках (+12,5%), строительных грузах (+10,7), зерне (+10,5%). Снижение было в перевозке промышленного сырья и цветной руды (-6,4%), лома чёрных металлов (-3,6%) и лесных грузов (-2%).
Перспективы развития морских перевозок отечественным транспортным флотом общего пользования в значительной степени зависят от успешности реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, а также подпрограмм «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Внутренние водные пути» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)».
По прогнозу Минэкономразвития РФ, темпы роста грузовых авиаперевозок до 2015 г. будут ниже прогнозируемого роста ВВП и составят 3,3% в год.
Развитие рынка грузоперевозок в большей степени зависит от внешних факторов, чем от внутренних процессов. Предполагаемое развитие международного сотрудничества России с соответствующими организациями (БРИК, ВТО, Таможенный союз), несомненно, положительно будет способствовать росту объема экспортно-импортных операций и соответствующему росту рынка грузоперевозок.
Тема транспортной перевозки грузов для России всегда была и будет актуальной и востребованной, что обусловлено естественным процессом активного развития бизнеса. Высокий спрос на перевозки грузов вызывает развитие рынка предложение. Даже финансовый кризис не оказал критического воздействия на уже сложившуюся и динамично развивающуюся сферу транспортных услуг, только вызвал здоровую конкуренцию среди транспортных компаний, что привело к улучшению и расширению спектра услуг.
У российского рынка грузоперевозок огромный потенциал развития, сфера транспортного обслуживания ориентируется на европейский уровень. Осуществляется строительство и ремонт дорог, транспортные компании обновляют и расширяют автопарки, разрабатывают оптимальные логистические схемы для грузоперевозок.
1.3. Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств [3].
Транспортировка - одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п. [4].
Транспортная логистика — это система по организации доставки, в частности по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочего из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров [15].
Транспортная логистика в первую очередь решает те задачи, которые усиливают согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. В целом, комплекс задач транспортной логистики охватывает логистические процессы, включающие транспортировку грузов.
Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
Общие принципы логистики: системность, конкретность и другие в полной мере работают и в области транспортной логистики, позволяя отличить этот вид деятельности от традиционной транспортировки
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов [17].
Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта - железнодорожный и водный - обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные - автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки [18].
Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути [18].
Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов можно рассмотреть на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в процессе доставки грузов несколькими видами транспорта. На рис.1.3 представлена традиционная схема организации транспортировки, при которой единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, потому что координировать их действия некому [16].
Условные обозначения:
- информационные и финансовые потоки;
- материальные потоки
Рис. 1.3. Традиционная организация перевозки
Принципиально иной является логистическая организация, изображенная на рис.1.4 [4].
Рис. 1.4. Логистическая организация перевозки
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает перечисленных на рис.1.4 участников в согласованно действующих партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе. Для подтверждения проведем сравнительный анализ традиционной и логистической организации перевозок (табл.1.1).
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозок с участием нескольких видов транспорта
Традиционная организация перевозок |
Логистическая организация перевозки |
Два и более вида транспорта |
Два и более вида транспорта |
Отсутствие единого оператора процесса перевозки |
Наличие единого оператора процесса перевозки |
Несколько транспортных документов |
Единый транспортный документ |
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта |
Единая тарифная ставка фрахта |
Последовательная схема взаимодействия участников |
Последовательно-центральная схема взаимодействия участников |
Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз |
Единая и в результате высокая ответственность за груз |
Результат: высокая вероятность выполнения «семи правил логистики» |
Результат: низкая вероятность выполнения «семи правил логистики» |