Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных проблем, связанных с организацией транспортных операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить порядок и особенности организации транспортного процесса;
рассмотреть проблемы функционирования транспортной фирмы в современных условиях хозяйствования;
проанализировать эффективность деятельности транспортного предприятия на конкретном примере;
определиться с направлениями совершенствования работы транспортной фирмы на логистической основе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Проблемы организации транспортных перевозок грузов …………………..4
Сущность, значение и виды транспортных перевозок грузов…………4
Рынок транспортных перевозок грузов и перспективы его развития…………9
Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций…………………………………………………………………..14
Анализ эффективности деятельности транспортного предприятия………20
Организационно-экономическая характеристика транспортного процесса…………………………………………………………………..2 0
Порядок и особенности организации транспортного процесса ……23
2.3. Проблемы функционирования транспортной фирмы в современных условиях хозяйствования…………………………………………………….26
3. Основные направления совершенствования работы транспортной фирмы на логистической основе………………………………………………………...29
3.1. Оптимизация транспортных операций, осуществляемых предприятием
3.2. Оптимизация информационного процесса…………………………….33
3.3. Развитие транспортно-экспедиторских операций……………………..36
Заключение……………………………………….……………………………..41
Список использованных источников…………………………………………...43
Анализирую вышеприведенную таблицу, можно сделать вывод, что наличие единого оператора процесса перевозки делает сам процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя более эффективным, надежным и безопасным, так как на каждом этапе транспортировки обеспечивается информационное взаимодействие участников процесса и промежуточный контроль.
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает участников в согласованно действующих партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе. Транспортная логистика позволяет обеспечить техническое и технологическое взаимодействие участников транспортных операций, согласовать их экономических интересы, а также использовать единые системы планирования.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Акционерное общество открытого типа «Кропоткинский элеватор» зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Кропоткина 28.04.93г. № 342/2, учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1999 г. №721.
В 2009 году контрольный пакет акций предприятия приобрел концерн «BORGES» (Испания), крупнейший производитель растительных масел в Европе.
Таким образом, с 2009 года ОАО «Кропоткинский элеватор» фактически является структурным подразделением компании BORGES.
С ноября 2008 года в структуру компании «BORGES» вошла компания ITLV – крупный поставщик оливок, грибок и др. продукции на Российский рынок. Необходимо отметить, что компания ITLV работает в России несколько лет и имеет достаточно широкую дилерскую сеть на территории СНГ.
В деятельности ОАО «Кропоткинский элеватор» можно выделить три направления:
1) хранение сельскохозяйственной продукции (зерновых и масличных культур), а также их экспорт. Данный вид деятельности непосредственно осуществляет ОАО «Кропоткинский элеватор»;
2) производство и реализация макаронных изделий, муки, круп и др. продукции. Данный вид деятельности также непосредственно связан с деятельностью описываемого предприятия;
3) импорт продуктов и их реализация (оливковое масло, оливки, орехи и др.).
В задачи описываемого предприятия в данном направлении включаются работы по обеспечению сбыта указанной продукции на территории Северного Кавказа. То есть, по сути ОАО «Кропоткинский элеватор» кроме основных видов производственно-сбытовой деятельности является одним из сбытовых подразделений компании BORGES, являясь для компании важнейшим звеном в выполнении стратегии по развитию своего бизнеса на юге России.
Структура управления описываемого предприятия представлена на рис. 2.1, из которого видно, что предприятие имеет функциональную структуру управления. Такого рода структуры в целом целесообразны для предприятий, реализующих достаточно большую номенклатуру продукции.
При этом необходимо также учитывать различную направленность в подходах к формированию логистических стратегий непосредственно элеватора, оказывающего весьма специфичный вид услуг и непосредственно производственный процесс, также включающий довольно широкий спектр производств, значительно отличающихся друг от друга. Всё эти факторы должны быть отображены и учтены при формировании структуры управления предприятием.
Специфика структуры управления предприятием заключается в том, что менеджеры по сбыту ОАО «Кропоткинский элеватор» являются одновременно и менеджерами компании ITLV.
Рис. 2.1. Структура управления ОАО «Кропоткинский элеватор»
Из рис. 2.1 видно, что в данной организации есть три функциональных руководителя (коммерческий директор, главный инженер, главный бухгалтер), которые специализированы на выполнение отдельных видов управленческой деятельности и отвечают только за определенный участок работы. Функциональные руководители подчинены генеральному директору ОАО «Кропоткинский элеватор».
Отдел логистики данной организации осуществляет свою деятельность по 3 направлениям: производственная логистика (хранение зерновых культур и производственная деятельность, в частности переработка сельскохозяйственной продукции); информационная логистика (обеспечение всех звеньев логистической цепи необходимой оперативной информацией); транспортная логистика.
Учет выручки от реализации продукции, работ и услуг ведется в обществе по факту отгрузки. В течение 2012 года сумма капитальных вложений составила 5 472 тыс.руб.:
Общий объем реализации продукции, товаров, работ и услуг в 2012 году составил 352 011 тыс. рублей, что на 43% выше предыдущего 2011 года. В общем объеме реализации: 22,6% - выручка от реализации покупной продукции; 10 % - выручка от реализации услуг по приему и хранению зерна; 67,4 %- выручка от продажи продукции собственного производства.
На 31.12.2012 г. проведена переоценка основных средств (зданий и сооружений), что увеличило на 4 181 тыс.руб. остаточную стоимость ОС , на эту же сумму произошло увеличение добавочного капитала общества. По итогам 2012 года по основной деятельности предприятием получен убыток в размере 4 868 тыс.руб., что меньше убытка предыдущего 2011г. на 8 470 тыс.руб. или в 2,7 раза [7].
2.2. Порядок и
особенности организации
Для описываемого предприятия логистика является одним из ключевых элементов, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность работы. Предприятие имеет широкий спектр направлений коммерческой деятельности – от хранения сельскохозяйственной продукции и переработки зерна (мука, крупы) и до торговли растительными маслами, оливками и другими видами продукции, производимой компанией BORGES.
Транспортные перевозки: поставщик – элеватор – покупатель осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом. Предприятие имеет подъездные пути к станции «Кавказская» и собственный маневровый локомотив.
На рис. 2.2 показана схема логистического транспортного потока ОАО «Кропоткинский элеватор»
Рис. 2.2. Транспортная логистическая
цепь «Поставщик-Элеватор-
Рассмотрев данную схему, можно говорить о том, что в данной логистицеской цепи огромную роль играет транспорт, который осуществляет доставку сырья и продукции от поставщика до складских и производственных помещений, а затем непосредственно покупателю. Так же необходимо отметить наличие механизмов разгрузки/погрузки автотранспорта и контрольно-измерительного оборудования, что позволяет ускорить процесс транспортировки и осуществлять контроль продукции на различных этапах перевозки.
Для перевозок готовой продукции (муки, макаронных изделий, масел и др.) ОАО «Кропоткинский элеватор» использует собственный транспорт (автомобили «КамАЗ» и «ГАЗ»), а также привлекает сторонние транспортные организации. ОАО «Кропоткинский элеватор», не имеет транспорта специализирующегося на перевозках зерна. Это связано с нерегулярным его использованием и неполной технологической загрузкой. Предприятие арендует соответствующие транспортные средства по мере возникновения необходимости в них.
Использование смешанной схемы доставки грузов также в значительной степени затрудняет процесс управления логистической системой предприятия.
На рис. 2.3 показана информационно-логистическая цепь «Потребитель – Элеватор – Поставщик»
Рис. 2.3. Информационно-логистическая цепь «Потребитель – Элеватор – Поставщик»
Как видно из рис. 2.3, поставка такой продукции как оливковые масла, оливки и другая продукция марок ITLV и BORGES очень сложна. Несмотря на децентрализованность ОАО «Кропоткинский элеватор», никаких самостоятельных решений о поставке оптовых партий продукции руководство осуществить не может. Запрос на поставку продукции осуществляется после согласования с компанией BORGES, которая и принимает окончательное решение об объемах поставок продукции в г. Кропоткин. Это также занимает достаточно длительное время. Таким образом, при общей заинтересованности всех участников логистической системы в быстрой и надежной поставке, данный процесс значительно тормозится и его осуществление технологически затруднено.
Таким образом, общую систему транспортной логистики на ОАО «Кропоткинский элеватор» можно признать неудовлетворительной и требующей значительной реорганизации.
2.3. Проблемы функционирования транспортной фирмы в современных условиях хозяйствования
В процессе исследования системы транспортной логистики ОАО «Кропоткинский элеватор» были выявлены следующие проблемы транспортно-логистической системы фирмы:
1. Отсутствие системы логистического управления и контроля за движением транспортных средств как предприятия и сторонних организаций выполняющих для ОАО «Кропоткинский элеватор» транспортные услуги. Особенно остро данная проблема стоит в период с июня по август – в период уборки урожая зерновых и масличных культур.
2. Отсутствие системы
диспетчеризации, автоматизации задач
маршрутизации транспортных
3. Отсутствие информационного
обеспечения общей системы
4. Отсутствие планирования и учета транспортных перевозок.
5. Низкий уровень
Таким образом, можно сделать вывод, что система построения и управления логистикой на ОАО «Кропоткинский элеватор» носит специфический характер и в значительной степени отличается от традиционных логистических систем. Это обусловлено, прежде всего, ограниченной децентрализованностью предприятия, являющегося, по сути, структурным подразделением компании BORGES, замкнутостью и структурной зависимостью производственной логистической системы. На предприятии отсутствует взаимодействие логистических систем как внутри предприятия, так и в рамках логистической цепи «Элеватор – BORGES», что, по является основой эффективности логистики предприятия.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ФИРМЫ НА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
3.1. Оптимизация транспортных операций, осуществляемых на логистической основе
Низкая эффективность существующей логистической системы ОАО «Кропоткинский элеватор», трудности ее внедрения в общую систему логистики компании «Borges» диктуют необходимость повышения эффективности существующих транспортных операций.
В процессе анализа системы транспортной логистики ОАО «Кропоткинский элеватор» были выявлены следующие проблемы организации транспортных операций:
- отсутствие системы
- отсутствие планирования
и учета транспортных
- низкий уровень
- отсутствие информационного
обеспечения общей системы
Исходя из поставленных проблем попытаемся найти рациональные пути их решения: