Контрольная работа: Особенности
перевозок промышленным транспортом
Введение
Транспорт удолетворяет одну из важнейших
потребностей человека – потребность
в перемещение. Производственный транспорт
промышленных предприятий, который
обычно называют «промышленный транспорт»,
осуществляет перемещение предметов и
продуктов труда на производственном
объекте. Промышленный транспорт является
важнейшим звеном любого производства,
его неотъемлемой частью. Согласно статистике,
примерно четвертая часть всех рабочих
занята на производственном транспорте
предприятий.
Промышленный транспорт можно
условно разделить на внешний
и внутренний, Внутренний транспорт
– это подземный, карьерный, транспортный,
межцеховой и т.д. Как правило, они
не связаны с технологическим
процессом, обеспечивая лишь перемещение
материалов и товаров между цехами,
складами и другими объектами. Внешний
же промышленный транспортиспользуется
для доставки на предприятие сырья и материалов,
оборудования и других грузов. Кроме того,
вывоз готовой продукции с территории
производства также осуществляется внешним
транспортом.
Современная промышленность предлагает
большое количество видов транспорта:
железнодорожный, водный, автомобильный,
напольный безрельсовый, конвейерный,
канатно-подвесной, монорельсовый подвесной
и т.д. Все они незаменимы в
своей сфере, а потому пользуются
большим спросом у промышленных
предприятий. Новый и бывший в
эксплуатации транспорт активно
покупают и продают, его модернизируют
и видоизменяют.
Вторичный рынок промышленного
транспорта более широк, нежели рынок
новой продукции. Это объясняется
тем, что далеко не все компании в
состоянии приобрести качественный
и современный транспорт, который
необходим для повышения эффективности
производства или для замены изношенного
парка техники. Покупка бывшего
в эксплуатации оборудования позволяет
сэкономить средства, вместе с тем
получив желаемый механизм.
Новый промышленный транспорт также
пользуется хорошим спросом. Как правило,
он имеет большой набор функций, очень
надежен, долговечен и износоустойчив.
Приобретать его, как и подержанные экземпляры,
стоит только у проверенных поставщиков.
Если же есть сомнения в том, где лучше
купить производственный транспорт, то
лучше всего заглянуть на сайт, посвященный
промышленности. Как правило, на них предлагаются
новые и старые образцы техники, зачастую
указаны цены и действующие скидки. Посещение
подобного сайта позволяет сэкономить
время и деньги, легко и просто выбрав
наиболее удобный вариант.
Промышленный транспорт
Промышленный транспорт, производственный
транспорт промышленных предприятий,
осуществляющий перемещение предметов
и продуктов труда в сфере
производства. Промышленный транспорт
обеспечивает бесперебойную связь
основного производства с транспортом
общего пользования и оказывает
транспортно-экспедиционные услуги клиентуре.
С одной стороны, Промышленный транспорт
является неотъемлемой составной частью
производства, а с другой — важнейшим
звеном транспорта общего пользования.
Объём перевозок ж.-д. и автомобильного
Промышленный транспорт примерно в
1,5 раза превышает объём перевозок
этими видами транспорта общего пользования
в год (свыше 12 млрд. т в 1973), объём
погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных
работ составил в 1973 свыше 50 млрд. тонно-перевалок
при уровне механизации работ
до 70%. Численность рабочих, занятых
на Промышленный транспорт, составляет
примерно 1/4 от общей численности
рабочих промышленности. По территориальному
признаку эксплуатации и связи с
технологическим процессом производства
Промышленный транспорт разделяется
на внутренний и внешний. В обрабатывающей
промышленности внутренний транспорт
включает внутрицеховой и межцеховой,
а в добывающей — внутришахтный (подземный),
транспорт на поверхности и карьерный
транспорт (при открытом способе разработки).
Внутрицеховой Промышленный транспорт
является составной частью технологического
процесса производства, выполняя в пределах
цехов перемещения заготовок и узлов между
рабочими местами, участками и отделениями.
Межцеховым Промышленный транспорт, преимущественно
не связанным с технологическим процессом,
осуществляются перемещения материалов,
полуфабрикатов и готовых изделий между
цехами и складами, расположенными на
территории предприятия или в одном с
ним промышленном узле. Для современных
машиностроительных предприятий характерна
организация т. н. сквозного транспорта,
объединяющего внутри- и межцеховые перемещения.
Внешний Промышленный транспорт предназначен
для доставки на предприятия сырья, топлива,
материалов, оборудования и др. грузов,
а также для вывоза с территории предприятий
готовой продукции в пункты передачи её
на магистральный транспорт или непосредственно
потребителю. На промышленных предприятиях
СССР используют различные виды транспорта:
железнодорожный, водный, автомобильный,
напольный безрельсовый, конвейерный,
канатно-подвесной, монорельсовый подвесной
(канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный
(гидравлический транспорт и пневматический).
Техническую базу Промышленный транспорт
составляют: ж.-д. и автомобильный подвижной
состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные
и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные
здания (например, депо, гаражи, ремонтные
мастерские), сооружения (пути, дороги,
причалы, эстакады, галереи и др.). На долю
железнодорожного транспорта в промышленности
приходится 36% всего объёма перевозок
сыпучих грузов. Специфической особенностью
промышленного железнодорожного транспорта
является его большая раздробленность.
В настоящее время насчитывается более
10, 5 млн. организаций, имеющих собственные
железнодорожные пути, подвижной состав
и другую транспортную технику, на которых
работает около 290,6 тыс. человек. Объекты
и системы промышленного транспорта размещаются,
как правило, в жилых и промышленных зонах
и являются объектом повышенной опасности
для людей и окружающей среды. Протяжённость
ж.-д. путей составляет около 130 тыс. км.
Наиболее развитые ж.-д. хозяйства имеют
чёрная и цветная металлургия, угольная
и лесная промышленность, машиностроение.
Повышение технического уровня ж.-д. транспорта
промышленных предприятий выражается
во внедрении прогрессивных видов тяги
(тепловозов и электровозов), 4- и 6-осных
специализированных вагонов, в том числе
саморазгружающихся, средств автоматики
и телемеханики, диспетчеризации. В настоящее
время на промышленном транспорте эксплуатируется
свыше 900 электровозов, 12200 тепловозов,
более 119800 грузовых магистральных вагонов
и около 63000 грузовых вагонов промышленного
типа. Средствами водного транспорта выполняется
в основном погрузка и разгрузка судов
общего пользования, а при наличии у предприятий
собственного флота — также и внешние
перевозки. Например, из общего объёма
сухогрузов, перевозимых ежедневно речным
транспортом общего пользования, свыше
25% загружается и выгружается на причалах
промышленных предприятий, число которых
превышает 1500, с общей длиной причальной
линии свыше 157 км. Техническая оснащенность
причалов, шахт, рудников, карьеров, металлургических,
машиностроительных и др. заводов характеризуется
наличием различного оборудования: конвейеров,
береговых и плавучих подъёмных кранов,
пневмоперегружателей и т.п. Доля автомобильного
транспорта в общем объёме перевозок сыпучих
грузов, выполняемых Промышленный транспорт,
составляет свыше 46%. На предприятиях в
различных отраслях промышленности для
внутренних и внешних перевозок используются
бортовые автомобили и самосвалы, тракторные
самосвалы, седельные тягачи, трайлеры,
троллейвозы и т.п. Напольный и безрельсовый
транспорт применяется преимущественно
на предприятиях обрабатывающей промышленности
в качестве внутрицехового Промышленный
транспорт (электропогрузчики, электротележки,
напольные штабелёры) и межцехового Промышленный
транспорт (автопогрузчики, авто- и электротягачи
с прицепными тележками). Мобильность
и возможность работы с различными грузами
при наличии необходимого для этого ассортимента
съёмных грузозахватных устройств делают
применение погрузчиков весьма эффективным
также и в технологических процессах.
Конвейерный транспорт, доля которого
в общем объёме перемещения сыпучих грузов
составляет 12%, обладает высокой производительностью
и возможностью полной автоматизации
транспортно-перегрузочного процесса,
является одним из наиболее эффективных
видов внутреннего и внешнего Промышленный
транспорт Применение его взамен ж.-д.
и автомобильного Промышленный транспорт
позволяет более экономично решать генеральные
планы предприятий и обеспечивать доставку
массовых сыпучих грузов (уголь, руда,
песок и др.) на большие расстояния (до
100 км и более). Канатно-подвесной транспорт
широко используется в промышленности
(угольной, строительных материалов, металлургической,
химической и др.) для внутренних и внешних
перевозок грузов (например, полезных
ископаемых от мест добычи к пунктам потребления
или передачи на др. виды транспорта, а
породы в отвал). Монорельсовый транспорт
применяется главным образом в обрабатывающей
промышленности в качестве внутрицехового
и межцехового Промышленный транспорт
Техническими средствами этого вида Промышленный
транспорт являются электрические тали,
подвесные электротягачи и электротележки.
Гидравлический и пневматический транспорт
обладает теми же преимуществами, что
и конвейерный транспорт, и применяется
в качестве внутреннего и внешнего транспорта
машиностроительных предприятий, в угольной,
горнорудной и др. отраслях промышленности.
Гидротранспорт используется для удаления
в отвалы отходов литейного производства,
перемещения породы на открытых горных
разработках, для доставки полезных ископаемых.
Пневмотранспорт применяется в качестве
внутреннего Промышленный транспорт в
машиностроении — для подачи материалов
в литейные цехи, для доставки в выработки
шахт закладочного материала и т.п. Новый
вид пневмотранспорта — пневмокапсульный,
как и гидротранспорт, перспективен для
перемещения грузов на большие расстояния.
Выбор вида промышленного транспорта
производится на основе технико-экономических
расчетов, трудоёмкость которых может
быть значительно сокращена при наличии
заранее разработанных областей рационального
применения различных видов транспорта,
в зависимости от основных факторов (например,
грузопотока, дальности перевозок, рельефа
местности и т.п.). Технический прогресс
в области Промышленного транспорта характеризуется
следующими главными направлениями: совершенствование
организации работ и управления в результате
внедрения комплексной производственной
технологии, регламентирующей весь процесс
производства, включая работы, выполняемые
Промышленный транспорт, разработки взаимоувязанной
технологии работы Промышленный транспорт
с магистральным транспортом; развитие
новых форм организации управления ж.-д.
и автомобильным Промышленный транспорт
на основе объединения их в крупные отраслевые
и межотраслевые предприятия и комбинаты;
организация специализированных баз по
ремонту транспортной техники; внедрение
централизованных межцеховых перевозок
по заранее разработанным маршрутам и
графикам (расписанию); внедрение автоматизированного
управления Промышленный транспорт как
подсистемы АСУ предприятий; механизация
и автоматизация подъемно-транспортных
и погрузочно-разгрузочных работ и внедрение
новой техники, особенно непрерывного
транспорта, а также научной организации
труда, передового опыта и достижений
науки и техники. В 2000 году наиболее актуальными
вопросами для промышленного транспорта
были повышение безопасности движения,
обновление и улучшение технического
оснащения железнодорожного, автомобильного
и новых видов специализированного транспорта,
а также реконструкция ремонтной базы.
Для решения этих задач предполагалась
подготовка предложений по обновлению
технических средств и транспортной инфраструктуры
на промышленном транспорте. Будут разработаны
технические требования к транспортным
средствам нового поколения для промышленного
железнодорожного транспорта. Кроме того
готовятся рекомендации по развитию сервисного
обслуживания и ремонта железнодорожных
путей, подвижного состава и транспортной
техники для промышленного транспорта.
В 2000 году продолжалась разработка проекта
Федерального закона “О промышленном
транспорте”, который позволит определить
место промышленного транспорта в транспортном
комплексе страны, четко установить взаимоотношения
с грузовладельцами и транспортом общего
пользования. Будет разработаны предложения
по совершенствованию системы государственного
регулирования безопасности перевозок
на промышленном транспорте. Упрочению
связей между организациями промышленного
транспорта, ассоциациями, научными организациями
способствует проведение ежегодной выставки
промышленного и городского транспорта.
Промышленный транспорт имеет большое
значение для обеспечения транспортных
нужд предприятий. Он осуществляет перевозки
внутрицеховые, межцеховые, со складов
предприятий в цеха, из цехов на склады
предприятий, а также подвоз продукции
на магистральный транспорт и вывоз грузов
на склады и в цеха предприятий. Во внутрипроизводственных
перевозках используются железнодорожные
пути, автомобили и специализированные
виды транспорта (монорельсовые и канатные
дороги, ленточные и другие конвейеры
и т.д.). Специализированные виды транспорта
в большинстве своем применяются в металлургии
(черной и цветной), угольной, химической
промышленности и в промышленности строительных
материалов. Внедрение специализированных
видов транспорта, как показывают расчеты,
оказывается эффективнее, чем использование
автомобильного или железнодорожного,
что, в конечном счете, способствует снижению
транспортных издержек, повышению производительности
транспорта и в целом эффективности производства.
Специфические особенности различных
видов транспорта определяют сферы их
целесообразного использования. Экономические
показатели перевозок грузов тем или иным
видом транспорта зависят от многих факторов:
рода грузов, размера и условий перевозок,
наличия и протяженности подъездных путей,
степени автоматизации и механизации
грузовых операций, возможностей использования
грузоподъемности подвижного состава,
наличия и размещения складов и т.д. Сферы
рационального использования различных
видов промышленного транспорта. В нормальных
условиях ориентировочно можно определить
следующие сферы рационального использования
видов транспорта для грузовых перевозок.
Железнодорожный транспорт - перевозки
массовых грузов (каменный уголь, руда,
черные и цветные металлы, лесные и строительные
грузы, минеральные удобрения и др.) на
дальние и средние расстояния (особенно
в широтном направлении), а между предприятиями,
имеющими подъездные железнодорожные
пути, - и на сравнительно короткие. Наличие
железнодорожных подъездных путей между
корреспондирующими предприятиями при
массовых потоках грузов значительно
расширяет сферы эффективного использования
железнодорожного транспорта, так как
создает условия для комплексной механизации
и автоматизации грузовых операций, повышения
качества перевозок и сохранности грузов.
В ряде случаев использование железнодорожного
транспорта при наличии подъездных путей
целесообразно даже при незначительном
грузообороте (менее 35-40 тыс. т в год). Морской транспорт - перевозки,
связанные с заграничным плаванием для
доставки грузов по экспорту и импорту
в страны, поддерживающие торговые связи,
перевозки грузов иностранных фрахтователей
и перевозки в большом и малом каботаже,
особенно в районах Дальнего Востока,
Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина, Чукотки,
Охотского побережья. Речной транспорт
- перевозки в районах, где нет других видов
транспорта, а также между пунктами производства
и потребления, расположенными на одних
и тех же речных путях; перевозки в смешанных
сообщениях на направлениях, где они эффективнее
по сравнению с перевозками одним видом
транспорта.
Автомобильный транспорт - перевозки грузов в промышленных центрах,
населенных пунктах и сельскохозяйственных
районах, подвоз грузов к магистральному
транспорту и доставка их получателям
от пунктов назначения магистрального
транспорта; перевозки из пунктов производства
в пункты потребления при отсутствии связей
между видами транспорта, перевозки скоропортящихся
и других грузов в пределах экономической
целесообразности, перевозки внутри узлов
в контейнерах и мелкими отправками.
Воздушный транспорт - доставка в промышленные центры и северные
районы овощей, фруктов и других скоропортящихся
продуктов, а также ценных грузов и почты.
Трубопроводный транспорт - перекачка нефти и газа с крупных месторождений,
перемещение продуктов перегонки нефти
при устойчивых и стабильных грузопотоках.
Рациональные сферы применения
промышленного вида транспорта при
перевозке. Рациональные сферы применения
промышленного вида транспорта при
перевозке груза сводятся к следующему:
Железнодорожный транспорт - перевозки
груза в междугородном сообщении
на средние расстояния (700-900 км) и
в пригородном сообщении крупных
промышленных центров.
Морской транспорт - перевозки груза
в районах тяготения (Дальний
Восток, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Охотское
побережье и т.д.), в прибрежном
плавании и в круизных поездках.
Речной транспорт - перевозки груза
между населенными пунктами, расположенными
по берегам рек, и при отсутствии
других видов транспорта (в районах
тяготения), туристские и экскурсионные
перевозки.
Автомобильный транспорт - перевозки
груза на короткие расстояния (в
городах и других населенных пунктах),
в пригородном сообщении большинства
городов и населенных пунктах, в
сельских перевозках и междугородных
на расстоянии до 500 км.
Воздушный транспорт - перевозки груза
на дальние расстояния как внутри
страны, так и в ближнем и
дальнем зарубежье. Так, порядка 80% груза
при перемещениях из Европейской
части на Дальний Восток пользуются
воздушным транспортом.
Функционированиее промышленного
транспорта
Различные виды транспорта должны функционировать
во взаимосвязи, обеспечивая единообразие
транспортного обслуживания клиентов.
Единство транспортной системы достигается
в:
· технической сфере взаимодействия,
которая предполагает унификацию, стандартизацию
и согласование параметров технических
средств разных видов транспорта, а также
пропускной и перерабатывающей способности
взаимодействующих систем;
· технологической сфере взаимодействия,
которая обеспечивается единством технологии,
совмещенных и взаимоувязанных графиков
работы транспорта, отправителей и получателей
грузов, непрерывных планов-графиков работы
транспортных узлов;
· информационной сфере взаимодействия,
которая обеспечивает совместимость информации
по содержанию, формам представления,
скорости и своевременной выдаче информации
одним видом транспорта для принятия решений
на другом;
· правовой сфере взаимодействия, основу
которой составляют Устав железнодорожного
транспорта, Устав внутреннего водного
транспорта, Кодекс торгового мореплавания,
Устав автомобильного транспорта, сборник
правил перевозок и тарифов, правила планирования
перевозок;
· экономической сфере взаимодействия,
основу которой составляет единая система
планирования, распределение перевозок
по видам транспорта, наличие или отсутствие
ресурсов;
· использование наработанного опыта
взаимодействия разных видов транспорта
в узлах.
Взаимосвязь следует рассматривать
как взаимодействие различных транспортных
подсистем в общей логистической
системе страны (региона). При этом
каждый вид транспорта осуществляет
перевозки в наивыгоднейшей для
него сфере, а комплексная единая
транспортная система в целом
призвана обеспечивать полное удовлетворение
потребностей общества в перевозках
грузов и пассажиров. Взаимодействие
различных видов транспорта во многом
определяется четкостью функционирования
общетранспортных узлов. Под общетранспортным
узлом понимается совокупность материальных
и людских ресурсов, организованных
в систему взаимоувязанных технологических
процессов в целях обеспечения
координации и повышения эффективности
перевозок. В силу объективной особенности
транспортного процесса - обеспечения
работы на стыках различных видов
транспорта, где взаимодействуют
и многочисленные клиенты, - непрерывный
план-график работы транспортного узла
как на сутки, так и на отдаленную
перспективу является важнейшим
управленческим инструментом эффективного
обслуживания предприятий и организаций.
Такая система взаимодействия дает
возможность значительно повысить
эффективность работы транспорта, существенно
сократить сроки доставки грузов
потребителям и тем самым снизить
издержки. Большая часть времени
нахождения грузов в пути следования
приходится в настоящее время
на грузовые операции, подвоз и вывоз
груза в начальных и конечных
пунктах, а также на перевалочные
работы. В связи с этим в качестве
оптимального рассматривается непрерывный
перевозочный процесс на всем пути следования
груза "от двери до двери" и ставится
задача изыскания резервов ускорения
доставки грузов и получения наибольшего
эффекта при организации работы в транспортных
узлах.
Транспорт
Транспорт (от лат. transporto — переношу,
перемещаю, перевожу), в общем смысле
перемещение людей и грузов; одна
из важнейших областей общественного
материального производства. В современную
транспортную систему входит Транспорт
общего пользования — железнодорожный
транспорт, автомобильный транспорт,
морской транспорт, речной транспорт,
воздушный транспорт, трубопроводный
транспорт, и не общего пользования
— промышленный транспорт. Транспорт
общего пользования, доставляя продукты
труда в места их потребления,
продолжает производственный процесс.
«За транспортировкой продуктов
из места производства в другое место
следует также транспортировка
готовых продуктов из сферы производства
в сферу потребления. Продукт
только тогда готов к потреблению,
когда он закончит это передвижение»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 170). Грузовой транспорт
хотя и не увеличивает количества
продуктов, но, являясь продолжением
производственного процесса, относится
к материальному производству. К
производственной сфере К. Маркс
относит и пассажирский Транспорт
общего пользования. Этот вид Транспорт
непосредственно связан с удовлетворением
потребностей людей в пространственном
перемещении как для производственных,
так и личных целей. Наряду с этими
видами транспорта существует транспорт
личного пользования (легковые автомашины,
мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и
т.п.).
Возникновение транспорта относится
к древнейшим временам. В Древнем
Китае, Персии, Римской империи было
построено большое количество мощёных
дорог для военных целей. С
ростом обмена развилось морское
судоходство, появились гребные, а
затем и парусные суда. Для транспортировки
товаров сухопутным путём использовались
рабы-носильщики, применялись вьюки
или 2—4-колёсные повозки. Средства транспорта,
как и др. средства производства,
принадлежали рабовладельцу. В сфере
обмена транспорт был слит с торговлей.
В СССР все виды транспорта принадлежали
государству и образуют единую транспортную
систему. В её состав входит (1975) 227 тыс.
км железных дорог, в том числе 138,3
тыс. км железных дорог общего пользования;
более 1403 тыс. км автодорог, в том
числе с твёрдым покрытием 660 тыс.
км; 56,9 тыс. км нефтепроводов и продуктопроводов;
99,2 тыс. км магистральных газопроводов,
145,4 тыс. км судоходных внутренних водных
путей; тысячи технически оснащенных железнодорожных
станций, автовокзалов, сотни морских
и речных портов пристаней, десятки
крупных аэропортов гражданского воздушного
флота. На конец 1975 суммарная стоимость
всех основных фондов Транспорт общего
пользования, включая подвижной
состав, достигала почти 159 млрд. руб.,
что составляло более 12% всех основных
фондов народного хозяйства страны;
численность рабочих и служащих,
занятых на Транспорт, в 1975 составила
9,2 млн. чел. Ведущее место в транспортной
системе СССР занимает железнодорожный
транспорт На его долю приходилось
(1975) более 65% суммарного грузооборота
и 42% суммарного пассажирооборота всех
видов Транспорт общего пользования
страны. За 1918—75 грузооборот железных
дорог увеличился более чем в
50 раз, пассажирооборот — более
чем в 14 раз. В 1975 средняя грузонапряженность
железных дорог увеличилась по сравнению
с 1913 более чем в 20 раз и превзошла
соответствующий показатель развитых
капиталистических стран более
чем в 7 раз, в том числе США
— в 5,4 раза. Достижению высоких результатов
работы железнодорожного транспорта способствовала
проведённая за годы Советской власти
техническая реконструкция его
материально-технической базы. По протяжённости
электрифицированных железнодорожных
линий, темпам электрификации, объёму
перевозок и грузообороту, выполняемых
электрической тягой, железнодорожный
транспорт СССР занимает 1-е место
в мире (1975). На долю электровозов и
тепловозов приходится более 99,6% всего
грузооборота, выполненного железными
дорогами СССР (1975).
Большую роль в экономике СССР играет
морской транспорт, который по тоннажу
занимает 6-е место в мире; в
основном осуществляет перевозки внешнеторговых
грузов, обслуживает внутренние морские
коммуникации (каботажные перевозки),
а также перевозит грузы иностранных фрахтователей.
Он оснащен передовой техникой, новейшими
типами морских сухогрузных и наливных
судов. В 1975 грузооборот морского транспорта
более чем в 35 раз превысил грузооборот
морского транспорта царской России в
1913. Значительное развитие получило и
внутреннее судоходство. В основном завершено
создание единой глубоководной транспортной
системы Европейской части СССР, по которой
в 1975 осуществлялось 55% общего объёма перевозок
речного Транспорт СССР. По сравнению
с 1970 объём перевозок и грузооборот увеличились
на 30%; перевезено 260 млн. т различных грузов
с грузооборотом 140 млрд. т/км. Важная роль
принадлежит речному Транспорт в развитии
и освоении богатейших природных ресурсов
Сибири и Дальнего Востока. Особо быстрыми
темпами после Великой Отечественной
войны 1941—45 развивается автотранспорт.
Создана мощная промышленная база автомобилестроения,
способная в полной мере удовлетворить
быстро растущие потребности страны. Строится
крупнейший в мире завод по выпуску большегрузных
автомобилей — Камский автомобильный
завод (начало строительства в 1970). Объём
грузооборота автотранспорта в целом
за 1950—75 увеличился более чем в 17 раз,
а пассажирооборота — более чем в 58 раз.
Ведётся большая работа по развитию и
совершенствованию автодорог. Сеть дорог
с твёрдым покрытием увеличилась за тот
же период в 3,7 раза. Высокие темпы добычи
и переработки в СССР нефти и природного
газа обусловили бурное развитие трубопроводного
транспорта. В 1975 по нефтепродуктопроводам
перекачано 497,6 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов;
объём подачи природного товарного газа
по системе газопроводов составил 279,4
млрд. м3. Воздушный транспорт обеспечивает
связь между всеми крупными городами,
а также со многими населёнными пунктами
внутри страны и с многими зарубежными
странами. Гражданский воздушный флот
СССР увеличил объём пассажирских перевозок
с 0,2 млрд. пассажиро-км в 1940 до 122,6 млрд.
пассажиро-км в 1975.
Изучение спроса на транспортные услуги
свидетельствует, что одним из главных
требований клиентов к работе транспорта
является своевременность отправки
и доставки грузов. Связано это
со стремлением большинства грузовладельцев
к сокращению запасов как в
сфере производства, так и в
сфере обращения, поскольку их затраты
на содержание запасов составляют по
ряду отраслей 20% и более от стоимости
выпускаемой продукции. Отсутствие
гарантии своевременной доставки или
отправки требуемого груза, возможность
отказа или неоднократного откладывания
заявки на перевозку были характерными
особенностями сложившейся у
нас в стране системы работы транспорта.
В целом доставка продукции распадается
на ряд последовательных конкретных
отдельных этапов, зачастую не связанных
между собой и выполняемых
разными подразделениями. Поэтому
оптимизация такой пространственно-временной
системы представляет собой достаточно
сложную задачу. Транспортное обслуживание
и его характер во многом определяет
спрос на перевозки. К параметрам,
характеризующим спрос, можно отнести:
род груза (вид поездки) и объем
перевозок; размеры обслуживаемой
территории; регулярность грузопотоков
(пассажиропотоков); срочность и
время доставки; уровень тарифов;
необходимость хранения товаров (технологического
простоя-пересадки) в цикле доставки;
юридическое положение отправителя
или получателя (предприятие или
частное лицо). Спрос носит локальный
характер и на его количественные
и качественные характеристики влияет
покупательная способность, существующая
в данном конкретном месте, так как
в зависимости от нее изменяется
спрос.
Что касается предложения, то оно практически
всегда рассредоточено, а, следовательно,
в количественном и качественном
отношении меняется в зависимости
от наличия или отсутствия возможностей
для получения прибылей (или удовлетворение
потребностей) на местном рынке. Успешно
решается задача по созданию высокоэффективной
единой транспортной системы страны,
которая полностью удовлетворит
потребности населения и народного
хозяйства в перевозках (см. табл.
1).
Табл. 1. — Показатели развития транспорта
общего пользования в ССС
Виды транспорта |
Протяжённость сети, тыс.км. |
Грузооборот,
млрд. т∙км |
Пассажиро-оборот,млрд. пасс.∙км |
Себестоимость перевозки
грузов1, коп/10 т∙км |
Железнодорожный
Автомобильный
Морской
Речной
Воздушный
Нефтепроводный
Газопроводный |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
116,9
177,32
-
130,2
300,5
5,4
2,3 |
138,3
660,52
-
145,4
827,0
56,9
99,2 |
602,3
0,1
39,7
46,2
0,14
4,9
1,54 |
3236,5
337,4
736,2
221,7
2,59
665,8
279,44 |
88,0
5,23
1,2
2,7
1,2
-
- |
312,5
303,63
2,1
6,3
122,6
-
- |
4,861
73,56
3,47
3,75
2,29
- |
2,478
50,51
1,98
2,59
0,84
- |