Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:56, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Российская электроэнергетика играет особую роль в народнохозяйственном комплексе, в поддержании высоких темпов экономического роста. По объемам производства электроэнергии в мире, энергосистема России находится на 4-м месте (5,7% мирового производства), после США (26,6%), Китая (8,4%), Японии (7,2%). Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время составляют электростанции общей проектной мощностью свыше 215 млн. кВт. В то же время в связи с естественным старением основных фондов к 2010 году предельной наработки достигнет более двух третей установленной мощности турбин на тепловых станциях.

Вложенные файлы: 1 файл

ref15.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

• трансакционный подход - видение  энергетики с точки зрения затрат социально-экономических и производственных систем, транспортных издержек, которые 
являются важнейшей частью трансакционных издержек национального хозяйства; 
считается, что хозяйство в целом тем эффективнее, чем меньше данный вид 
издержек;

• институциональный подход к энергетике, который рассматривает данную сферу деятельности как средство воздействия на рынок труда, как инструмент социально-экономического воздействия на воспроизводственную структуру, региональную экономику.

        Электроэнергетика  имеет  ряд отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при организации системы энергообеспечения: непрерывность генерации; практически мгновенное распределение электроэнергии, что приводит к одновременности ее генерирования и потребления; жесткая зависимость режима работы энергетических предприятий друг от друга;  наличие необходимых резервных производственных мощностей (в отличие от других отраслей, где резервирование осуществляется запасами готовой продукции); высокоамплитудные изменения потребления; повышенный риск относительно быстрого («цепного») развития аварийных событий.

Основной целью реструктуризации электроэнергетики является формирование финансово-устойчивых отраслевых компаний,  способных  конкурировать   на рынках электроэнергии и услуг и  привлекать инвестиции для своего развития, поддерживающих благоприятные условия воспроизводства рабочей силы, при надежном  и бесперебойном  снабжении  платежеспособных   потребителей электрической и тепловой энергией.

Использование  методов институционального  и сравнительного анализа  в ходе исследования  процесса реструктуризации инфраструктурной отрасли позволяет определить степень соответствия используемых в ходе реформирования инструментов, форм, методов управления, организационных структур достигнутому (объективному) уровню развитию факторов производства и выработать конструктивную программу управляющих воздействий с учетом реального состояния исследуемого комплекса.

Как представляется,  в  концепции реформы электроэнергетического сектора должны  быть отражены следующие  основные положения:

- процесс реструктуризация  электроэнергетики должен быть  скоординирован, с одной стороны,  с государственной Энергетической  стратегией с учетом взаимосвязанного  проведения реформы всех отраслей  ТЭК, разработки прогнозных энергетических  балансов страны  по основным  видам топлива и энергии; с другой стороны с развитием сопряженных с энергетикой сфер (реформой ЖКХ, энергомашиностроением);

- необходимо формирование целостной  нормативно-законодательной базы в сфере энергетики, в том числе принятие ряда базовых законов ("Об энергетической безопасности Российской Федерации"  и др.);

-продолжительность переходного  периода реструктуризации электроэнергетики  должна ориентироваться не столько  на организационное преобразование  отрасли, сколько  на восстановление платежеспособности основной массы хозяйствующих субъектов и начало перехода к инновационному энергосберегающему росту;

- реализация долгосрочных  приоритетов развития электроэнергетического  сектора предполагает создание  государственной инвестиционной системы, включающей федеральные инвестиционные программы, инвестиционные компании и специализированные государственные банки реструктуризации и развития  (долгосрочного кредитования) субъектов рынка электроэнергии;  информационно-диспетчерские и логистические  центры; организации технологической и  коммерческой инфраструктуры;

- процесс простого воспроизводства  в отрасли должен финансироваться  за счет энерготарифов, инвестирование  расширенного воспроизводства целесообразно  переводить на различные формы проектного финансирования;

- необходимо обеспечить  стимулирование развития энергосистем  и рынка электроэнергии в соответствии  с разработанными программами  энергосбережения,  рациональными  нормами расхода энергоресурсов  и стандартами потребления;

- для оценки результатов реформирования отрасли необходимо   осуществить разработку системы основных контрольных показателей (критериев) экономической и социально-экономической эффективности деятельности энергообъектов  в основных сегментах рынка.

-требуется законодательно закрепить величину неснижаемого резерва мощностей энергоснабжающих организаций с учетом гарантированных перетоков   э/э с  ФОРЭМ (РС ОРЭ).

Исходя из этого в предстоящий  период в сфере электроэнергетики  необходимо обеспечить:

- оптимизацию государственной составляющей в комплексе при росте в нем эффективности управления государственным имуществом;

-определение порядка формирования  государственной системы долгосрочного  прогнозирования  спроса и  предложения электрической энергии  (мощности);

-прогнозирование дефицита электрической мощности на оптовом и розничном рынках, а также разработка мер по его преодолению с учетом механизмов государственно-частного партнерства;

- определение порядка отбора  субъектов, оказывающих услуги  по обеспечению системной надежности в электроэнергетике;

-установление условий долгосрочных  договоров поставки электроэнергии  гарантирующим поставщикам с  определением производителей электроэнергии, являющихся сторонами по этим  договорам;

- определение основных положений  функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии с учетом системообразующего характера энергосектора в экономике страны;

- разработка   и   создание   системы   социальных  нормативов потребления электроэнергии, а также механизмов адресной  защиты неплатежеспособных  потребителей.

Ключевые индикаторы энергоэффективности мировой экономики (2003 г.)

Таблица 1.

Регионы

/страны

Потреб-

ление

энергии

(млн.т н.э.)

Энерго-

потребление

на душу населения

(т н.э./чел.)

Энергоемкость ВВП

с учетом ППС

( т н.э./ $1000  2000 г.)

Потреб-

ление электро

энергии

всего

(млрд.

кВт.час)

Потребление

электроэнергии

на душу населения

(кВт.час/чел.)

Мир в целом

10579

1,7

0,21

15223

2429

ОЭСР

5395

4,7

0,19

9287

8044

США

2281

7,8

0,22

3803

13066

Европейские страны вне ОЭСР

103

1,9

0,27

164

2999

Азия в целом

1224

0,6

0,19

1181

585

Латинская Америка

464

1,1

0,16

691

1601

Африка

559

0,7

0,30

440

518

Китай

1426

1,1

0,23

1815

1401

Индия

553

0,5

0,19

463

435

Ближний Восток

446

2,5

0,38

494

2788

Бывший СССР

962

3,4

0,51

1152

4026

Россия

640

4,5

0,51

792

5525

Структура в %

Мир в целом

100

100

100

100

100

ОЭСР

51,0

276,3

90,5

61,0

331,2

США

21,6

463,9

104,8

25,0

537,9

Европейские страны вне ОЭСР

1,0

11,8

128,6

1,1

123,5

Азия в целом

11,6

36,1

90,5

7,8

24,1

Латинская Америка

4,4

63,3

76,2

4,5

65,9

Африка

5,3

39,1

142,9

2,9

21,3

Китай

13,5

65,1

109,5

11,9

57,7

Индия

5,2

30,8

90,5

3,0

17,9

Ближний Восток

4,2

149,1

181,0

3,2

114,8

Бывший СССР

9,1

198,8

242,9

7,6

165,7

Россия

6,0

263,9

242,9

5,2

227,5


 

В главе рассмотрены содержательная трактовка и экономические границы энергоэффективности как фактора современного экономического  роста, проанализирован потенциал энергосбережения по основным группам российских потребителей.

Отмечается, что для современной  экономики характерен энергоэффективный экономический рост: на 1 % прироста валового внутреннего продукта приходится не более 0,4% прироста потребления энергоносителей, 60-65% экономического роста обеспечивается за счет энергоэффективности (см. табл. 1).

Во второй главе «Анализ тенденций развития рынка электроэнергии в зонах обслуживания  ОАО «Мосэнергосбыт» содержится характеристика энергосбытовой деятельности, ее особенности применительно к функционированию конкурентного и регулируемого секторов рынка электроэнергии, определены типичные черты энергосистемы московского региона как целевого рынка ОАО «Мосэнергосбыт», разработана система стратегических приоритетов развития Компании по продуктам и услугам в традиционной и потенциальной зонах обслуживания.

Логика и последовательность рыночных изменений энергосбытовой деятельности выражаются в следующем:

- выделении энергосбытовой  функции как самостоятельного  профессионального вида деятельности  и установлении запрета на  совмещение энергосбытовой деятельности  с монопольными видами деятельности на рынке (транспортировка электроэнергии, диспетчирование);

-предоставлении возможности  осуществления энергосбытовой деятельности  не только энергосбытовым компаниям  (ЭСК), выделившимся из АО-энерго, но и независимым ЭСК;

-предоставлении     потребителю     права     выбирать     поставщика электроэнергии;

-предоставлении (с 01.09.2006 г). ЭСК, не являющимся гарантирующими поставщиками, права реализовывать электроэнергию юридическим лицам по договорным (не регулируемым) ценам, размер которых ограничен только предельным верхним уровнем тарифа;

- поэтапной либерализации  оптового рынка - увеличении доли  электроэнергии покупаемой всеми  энергосбытовыми компаниями на  оптовом рынке по свободным  рыночным ценам от 5% (с 01.01.2007г.) до 100% (2011г.).

- предоставлении производителям электроэнергии права продавать излишки электроэнергии ЭСК по прямым двусторонним договорам.

Таким образом, у энергокомпаний появились возможности:

- конкурировать друг  с другом в борьбе за потребителя,  как за счет удобных для  потребителя условий покупки электроэнергии, так и за счет снижения цены;

- снижать себестоимость  электроэнергии,  как за счет  оптимизации постоянных затрат, так и за счет минимизации  цены покупки электроэнергии  на оптовом рынке.

Основное    конкурентное     взаимодействие     ведется     между     независимыми ЭСК и     энергосбытовыми     компаниями правопреемниками  АО-энерго,  ставшими  гарантирующими поставщиками в зоне своей ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства  № 530 от 31 августа 2006 г. Мосэнергосбыт рассматривается как гарантирующий поставщик Москвы и Московской области. Это накладывает на Компанию повышенную ответственность за энергоснабжение с учетом того, что по Москве баланс электроэнергии и мощности с 2004 года является дефицитным, дефицит составлял 8-10 млрд. кВт∙ч. (2004 г.) Годовая выработка электроэнергии в регионе в 2005 г. достигла 51,9 млрд. кВт∙ч. Суммарное потребление электроэнергии (исключая потери) в регионе к 2006 г. достигло 65 млрд. кВт∙ч.

Прогноз энергопотребления в  целом по Московскому региону на период до 2015 г. и зависимость от него периодов максимума нагрузки приведены на рисунке 1.

 

 

 

Рис. 1. Прогноз энергопотребления  в московском регионе до 2015 г.

Исходя из макроэкономического прогноза, возможные объемы собственного производства электроэнергии в регионе могут быть оценены величиной 57 млрд кВт∙ч к 2008 г. В целом исходя из сальдо прогнозного энергобаланса потребность региона во внешних перетоках электроэнергии составит около 15-17 млрд. кВтч к 2010 г.

 

Данные  SWOT-анализа ОАО «Мосэнергосбыт»

Таблица 2.

Сильные стороны

Угрозы

1. Упрощенные критерии доступа  на оптовый рынок.

2. Полное удовлетворение заявленного  объема потребления.

3. Право на поставку электроэнергии  в рамках предельных тарифов.

4.Исключительное право выступать  контрагентом на организованных  торгах розничного рынка.

5. Наличие достаточного по размеру  собственного капитала (достаточная  финансовая устойчивость).

6. Возможность гарантий по кредитам  через включение процентов по кредиту в сбытовую надбавку.

7.Развитая инфраструктура (отделения,  опытный персонал, возможности взаимодействия  с сетевыми организациями, местными  органами управления, ЖКХ и т.д.)

8. Восприятие  МЭС как государственной  компании («зонтичный» брэнд «Мосэнерго») внушает абонентам больше доверия, чем к новым сбытовым компаниям.

 

А. Уход потребителей, подключенных непосредственно  к шинам генератора.

Б. Уход потребителей на оптовый рынок.

В. Уход потребителей к конкуренту.

Г. Отсутствие приборов учета на границах балансовой принадлежности с сетями и другими субъектами.

Д. Риск банкротства из-за наличия  неплатежеспособной группы потребителей, проблемы собираемости платежей, а  также отсутствия приборов учета.

Слабые стороны

Возможности

  1. Регулируемая сбытовая надбавка.
  2. Наличие неплатежеспособных потребителей, наличие перекрестного субсидирования в регионе между отдельными группами потребителей 3.Наличие большого кассового разрыва из-за лага платежей, отсроченности  задолженностей

4Обязанность заключить договор с любым обратившимся потребителем (отсутствие выбора потребителя)

5 Высокие условно-постоянные затраты  ОАО «Мосэнергосбыт» по сравнению  с энергосбытовой компанией и  возможность установления последней  более низких цен

6.Меньшая гибкость по условиям оплаты (возможности предоплаты, скидок) по сравнении с ЭСК

А. Увеличение продуктового ряда, предоставление дополнительных услуг

Б.  Расширение зоны обслуживания.

В. Выделение независимой дочерней энергосбытовой организации для обслуживания крупных потребителей в регионе (эффекты: снижение сбытовой надбавки, нерегулируемый тариф, индивидуальный подход к клиенту)

Г. Получение дополнительной доходности за счет улучшения коммерческого учета.

Д. Возможность работы с потребителями, вышедшими на оптовый рынок, по агентским договорам.

Информация о работе Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)