Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:56, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Российская электроэнергетика играет особую роль в народнохозяйственном комплексе, в поддержании высоких темпов экономического роста. По объемам производства электроэнергии в мире, энергосистема России находится на 4-м месте (5,7% мирового производства), после США (26,6%), Китая (8,4%), Японии (7,2%). Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время составляют электростанции общей проектной мощностью свыше 215 млн. кВт. В то же время в связи с естественным старением основных фондов к 2010 году предельной наработки достигнет более двух третей установленной мощности турбин на тепловых станциях.

Вложенные файлы: 1 файл

ref15.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

В главе рассмотрена структура  маркетингового плана энергосбытовой компании; на основании учета преимуществ  и обременений, возникающих для  компании, имеющей статус гарантирующего поставщика, проведен SWOT-анализ ОАО «Мосэнергосбыт» (см. табл.2.).

Основными факторами угроз для  развития энергосбытового бизнеса  являются:

-   возможность   потребителя   сменить   ЭСК в очередном периоде регулирования;

- увеличение сегмента потребителей, являющихся неплатежеспособными  в условиях перехода на коммерческие тарифы;

- рост опережающими темпами  тарифа на транспорт электроэнергии, утверждаемого сетевыми компаниями.

В этих условиях  важной задачей  для Мосэнергосбыта  с позиции  определения возможных изменений  рынка сбыта представляется:1) расчет экономического эффекта для потребителя от самостоятельного выхода на ОРЭ либо смены энергоснабжающей организации; 2) расчет выпадающих доходов, возникающих из-за снижения полезного отпуска электроэнергии и недополучения необходимой валовой выручки вследствие выхода промышленных потребителей на ОРЭ.

Экономический эффект от выхода потребителя на оптовый  рынок (см. табл. 3) определяется как  разница затрат на приобретение электроэнергии на розничном рынке и затрат на приобретение электроэнергии с оптового рынка электроэнергии.

Величина затрат потребителя на приобретение электроэнергии (Z) рассчитывается как:

                                        Z = Q * Трас                                                                             (1.)

   где:                                                                           

Q – годовой объем электроэнергии, закупаемый потребителем;

 Трас – расчетная цена на электроэнергию, равная:

                  Трас = Торэ + Ту + Тэс,                                                     (2.)

где:

Торэ – тариф на электроэнергию в регулируемом секторе ОРЭ (РС ОРЭ) либо цена покупки электроэнергии в  конкурентном секторе ОРЭ (КС ОРЭ), сложившаяся  в результате торгов Некоммерческого Партнерства  «Администратор торговой системы» в расчете на 1 МВт∙ч покупаемой электроэнегии;

Ту – суммарная стоимость  услуг ОАО «Федеральная Сетевая  Компания ЕЭС», ОАО «Системный Оператор – Центральное Диспетчерское  Управление ЕЭС», НП «АТС», ОАО РАО «ЕЭС России» в расчете на 1 МВт∙ч покупаемой электроэнергии;

Тэс – стоимость услуги по передаче 1 МВт∙ч электроэнергии по сетям  электросетевых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика экономии  выхода и работы на оптовом рынке  электроэнергии для различных групп  потребителей ОАО «Мосэнергосбыт» ( по расчетам автора)

Таблица  3

№ п/п

Группы потребителей1

Тариф на электроэнергию для разных диапазонов напряжения, руб./МВт.ч

Экономия от выхода потребителей в регулируемый сектор оптового рынка электроэнергии, руб./МВт.ч

Экономия от выхода в конкурентный сектор оптового рынка электроэнергии, руб./МВт.ч

Характеристика экономии от выхода потребителей в регулируемый сектор оптового рынка электроэнергии, %

Характеристика экономии от выхода в конкурентный сектор оптового рынка электроэнергии, %

ВН

СН-I

СН-II

ВН

СН-I

СНII

ВН

СН-I

СНII

ВН

СН-I

СН-II

ВН

СН-I

СН-II

1

Электрифицированный железнодорожный  транспорт

912,2

1124,2

1280,9

-10,1

93,45

60,27

11,44

114,99

81,81

-1,11

8,31

4,71

1,25

10,23

6,39

2

Метрополитен

   

1114,7

   

20,29

   

41,83

   

1,82

   

3,75

3

ЦТП, ТП, котельные

   

903,6

   

-190,8

   

-169,3

   

-21,12

   

-18,73

4

Иные проч.потребители, в т.ч. ГУП  «Мосгорэнерго»

797,1

 

1217,4

42,68

 

122,99

64,22

 

144,53

5,35

 

10,10

8,06

 

11,87

5

Бюджетные потребители

   

1059,3

   

-35,11

   

-13,57

   

-3,31

   

-1,28

6

Базовые потребители Московской области

1072,6

1135,2

1234,3

150,3

104,45

13,67

171,84

125,99

35,21

14,01

9,20

1,11

16,02

11,10

2,85


 

1 – тарифы на электроэнергию для группы потребителей, указанных в пп. 2-5, установлены Постановление РЭК г. Москвы от 15.12.2006 № 63 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Мосэнерго» потребителям города Москвы в 2005 году», для группы потребителей, указанной в п. 1, 6 – Протоколом Правления Энергетического комитета Московской области от 28.12.2004 г № 34;

2 – базовые потребители - потребители с максимальным значением заявленной мощности, равным или более 20 МВт и годовым числом часов использования заявленной мощности более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или АСКУЭ (Приказ ФСТ РФ от 14.12.2004 № 289-э/15).

 

 

16

Расчет объема средств, получаемых ОАО «Мосэнергосбыт» от разницы  между размером установленного тарифа для промышленного предприятия  и размером экономически обоснованного тарифа при энергоснабжении  промышленного предприятия только от АО-энерго (Sао), производится по формуле:

                               Sао= Vао*(Tаоэ),                                       (3.)

где:

Vао – годовой фактический объем потребления электроэнергии предприятия, приобретаемый у АО-энерго;

Tао – установленный тариф на электрическую энергию при покупке ее у АО-энерго;

Тэ – экономически обоснованный тариф.

 

В таблице 4. приведены результаты вычислений, отражающие величину средств, получаемых АО-энерго от разницы между  размером установленного тарифа для  промышленного предприятия и  размером экономически обоснованного тарифа в случае снабжения потребителя только от АО-энерго и в случае частичного выхода потребителя на ОРЭ.

Расчет тарифной разницы  ОАО «Мосэнергосбыт» при сопоставлении  различных вариантов энергоснабжения

Таблица 4.

Показатель

Единица изм.

Усл. Обозн.

Результат

Объем э/э, закупаемый предприятием у  АО-энерго

Тыс. МВтч

Vао

150

Объем э/э, закупаемый предприятием на ОРЭ

Тыс. МВтч

Vорэ

50

Одноставочный тариф при покупке  всего объема э/э у АО-энерго

Руб./МВтч

Тао

1194,2

Экономически обоснованный одноставочный  тариф при покупке всего объема э/э у АО-энерго

Руб./МВтч

Тэ

1020,68

Одноставочный тариф при покупке  части объема э/э на ОРЭ

Руб./МВтч

Торэ

1253,91

Экономически обоснованный одноставочный  тариф при покупке части объема э/э на ОРЭ

Руб./МВтч

Тэорэ

1071,71

Экономически обоснованный тариф  на передачу электрической энергии*

Руб/МВтч

Рэорэ

109,74

Установленный уполномоченным органом  исполнительной власти в области тарифообразования тариф на передачу электрической энергии**

Руб/МВтч

Pорэ

182,02

Величина компенсации разницы  тарифов, получаемая АО-энерго, при  покупке потребителем всего объема э/э у АО-энерго

Тыс. руб.

Sао

26 028

Величина компенсации разницы тарифов, получаемая АО-энерго, при покупке потребителем части объема э/э на ОРЭ

Тыс. руб.

Sорэ

21 834


 

На основе маркетингового подхода  к организации коммерческой деятельности  рассмотрена стратегия развития конкурентных преимуществ ОАО «Мосэнергосбыт» на целевых макросегментах рынка, включающая три основные направления:

  • удержание рынка сбыта (доли рынка) в традиционной зоне обслуживания за счет формирования устойчивого конкурентного преимущества компании как гарантирующего поставщика (ГП) и повышения качества обслуживания;
  • выход на новые рынка сбыта путем территориального расширения зоны продаж электроэнергии за счет потенциальной зоны обслуживания близлежащих регионов;
  • активное позиционирование компании на рынке дополнительных услуг.

В третьей главе «Условия и механизмы повышения эффективности энергосбытовой деятельности на рынке электроэнергии»  определены формы и методы повышения качества и надежности энергообеспечения, условия для совершенствования энергосбытовой деятельности  на оптовом и розничном рынках электроэнергии, организационно-экономические предпосылки для логистизации систем управления электроэнергетическим комплексом.

Для эффективного функционирования рынка  необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических  и юридических условий, системы институтов, позволяющих обеспечить бесперебойность и непрерывность движения сырьевых, материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков между субъектами рыночных отношений. Рассмотрена деятельность энергосбытовых предприятий в условиях формирования трех  новых сегментов рынка: прямых поставок; спотового рынка; балансирующего рынка.

Баланс электроэнергии следует разрабатывать на основе расчетов, оптимизированных по критерию плановых переменных издержек, связанных  с производством и поставками всего объема электрической энергии на ФОРЭМ и потребительские рынки.

Расчет может  производиться с помощью логистической  модели оптимального годового планирования производства, передачи и распределения  электроэнергии с учетом всего парка генерирующего оборудования ЕЭС России. Эта модель представляет собой логистическую производственно-распределительную задачу с учетом транспортного фактора (передачи) электроэнергии:

 

                                                            n            m

1) х ≥ 0,         2) ∑ хj = ∑Рi = Р                                  (4.)

                                              j                i

     n

          3) ∑ хj ( Тj1 + Тj2 +V j) =W                     min            (5.)


                   j

 

                                       W

        4) Т́э    =     --------;                                   (6.)

                                 Р

 

где:

(j, n) - субъекты ФОРЭМ и другие электростанции, имеющие генерирующие источники электроэнергии (мощности);

хj - плановый объем поставки на ФОРЭМ и другим покупателям (в соответствии с оптимальным балансом электроэнергии)  j-м субъектом (производителем), квт/ч;

(i, m) - субъекты ФОРЭМ и другие покупатели электроэнергии;

 Рi - потребность в электроэнергии i -го покупателя, квт/ч;

 Тj1 - составляющая отпускного тарифа ) j-го производителя по производственным затратам на электроэнергию, руб. /квт/ч,;

 Тj2 - составляющая отпускного тарифа j-го производителя электроэнергии по затратам на передачу и распределение электроэнергии, руб./ квт/ч.;

V j - составляющая отпускного тарифа j-го го производителя электроэнергии по прибыли;

Р - плановая потребность оптового рынка в электроэнергии;

W - общая сумма затрат на закупку через ФОРЭМ и другие каналы поставки (потребительские рынки) планового объема электроэнергии;

Т́э - постоянная составляющая единого тарифа на электроэнергию по территориальным зонам оптового рынка.

 

Таким образом, механизм формирования эффективной структуры ФОРЭМ  на период до создания конкурентного рынка э/э включает:

1. Формирование комбинированной  схемы ФОРЭМ, при которой основная  часть энергии и мощностей  продается на одноуровневом ФОРЭМ  по долгосрочным и среднесрочным  (от недели до года) контрактам, а относительно небольшая часть  - на оптовом двухуровневом рынке (в суточном графике).

2. Обеспечение возможности проведения  расчетов балансов мощности и  энергии и их оптимизации на  едином рынке для разработки  предложений по заключению договоров.

3. Формирование системы автоматизированного  поступления всей необходимой для разработки договоров информации.

4. Обеспечение расчетов за сальдо-перетоки  электроэнергии и мощности производить  в два этапа:

-фиксированное контрактное получение  с ФОРЭМ на долгосрочной и  краткосрочной основе (по двухставочным тарифам);

Информация о работе Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)