Розничная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

В процессе коммерциализации белорусской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

теория.docx

— 108.18 Кб (Скачать файл)

 

 

3 РАЗВИТИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ

     ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В рыночных условиях розничная торговля Беларуси ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства, широко внедряются достижения науки и техники.

Если  говорить о Республике Беларусь, то инфраструктура розничной торговой сети в 2008-2009 гг. составила (таблица 3.1):

Таблица 3.1 – Инфраструктура розничной торговой сети в Республике

Беларусь  в 2008-2009 гг.

 

Показатель 

Годы

Темп роста, %, отклонение (+;-)

2008

2009

Магазины - всего, ед.

30966

32075

103,58

в том числе:  магазины самообслуживания

10541

11025

104,59

с торговой площадью от 650 кв. м 

230

243

105,65

с торговой площадью от 1000 кв. м 

115

124

107,83

Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м 

2771

2968

107,11

в том числе магазинов самообслуживания

1602,7

1658,5

103,48

Фирменные магазины, ед.

589

608

103,23

Торговые центры, ед.

324

321

99,07

Площадь торговых центров, тыс. кв. м 

358,6

245,5

68,46

Торговые объекты в торговых центрах, ед.

20119

19994

99,38

Торговая площадь магазинов и  торговых центров - всего, тыс. кв. м 

3129,6

3213,5

102,68

Обеспеченность торговыми площадями  на 1000 жителей, кв. м 

322

342

106,21

Рынки, ед.

413

396

95,88

Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.

106,1

102,8

96,89

Магазины-склады - всего, ед.

175

173

98,86


Примечание – Источник: [14].

Данные  таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество магазинов выросло на 3,58 %, в том числе магазинов самообслуживания на 4,59 %, торговой площадью от 650 м.кв. на 5,65 %, а с торговой площадью от 1000 м.кв. – на 7,83 %.

Так же увеличение в 2009 году по сравнению с 2008 годом  наблюдалось по торговой площади магазинов на 7,11 %, в том числе по магазинам самообслуживания на 3,48 %. На ряду с данными изменениями наблюдалось и снижение количества торговых центров на 0,93 %, а их торговая площадь на 31,54 %. Снижалось и количество рынков на 4,12 %, а количество торговых мест на них на 3,11 %. Следовательно в Республике Беларусь происходили изменения структуры в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов  торговой площадью от 1000 м.кв., и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении современных форматов магазинов, используемых прогрессивные методы продажи.

Следует более подробно изучить структуру  розничной торговой сети потребительской  кооперации Республики Беларусь, для  этого составим таблицу 3.2 [12].

Таблица 3.2 -  Структура розничной торговой сети потребительской

 кооперации Республики  Беларусь  за 2008-2010 гг.

Примечание – Источник: [10,14].

Данные  таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общем количестве розничных торговых объектах Белкоопсоюза занимают магазины 92-93 %, однако в 2009 году по сравнению с 2008  годом их количество снизилось на 169 единиц, в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 22 ед. Так же наблюдалось увеличение доли мелкорозничной торговой сети потребкооперации (платок, ларьков, киосков) в 2010 году по сравнению с 2009  годом на 0,11 %, доля передвижной торговой сети – автомагазинов, выросла на 0,09 %. Но обратим внимание на то, что в целом по потребкооперации в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество всех розничных торговых объектов снизилось на 74 единицы, что свидетельствует о закрытии части магазинов приносящих убыток.

Для обслуживания сельского населения, агрогородков и малых населенных пунктов торговой сетью потребительской кооперации Республики Беларусь используются автомагазины, а так же магазины расположенные в сельской местности. Рассмотрим динамику магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2008-2009 гг., результаты оформив в таблице 2.12 [10,11].

Проанализируем магазины облпотебсоюзов Республики Беларусь (Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский облпотребсоюзы) за 2009 год (рис. 3.1):

 

Рисунок – 3.1 Количество магазинов облпотребсоюзов Белкоопсоюза за 2009 г по Республике Беларусь, ед.

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

На первом месте стоит г. Витебск – 121 торговый объект, на втором месте г. Минск – 90, на третьем г. Гродно – 62, на четвертом месте г. Гомель – 54, на пятом месте г. Могилев – 51, на шестом месте г. Брест – 20 торговых объектов, итого по РБ составляет 398 торговых объектов (при традиционном методе + метод самообслуживания).

             Рассмотрим динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг., торговых объектов в общем и по методу самообслуживания и по традиционному методу.

Таблица 3.3.-  Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг.

Показатели

Годы

Отклонения (+;-)

2008

2009

2010

2009г. к 2008г.

2010 г. к 2009г.

2010 к 2008г.

Число объектов розничной торговли (магазинов), тыс ед

41000

43000

45700

2000

2700

4700

В том, числе объектов потребительской  кооперации, тыс ед

11,046

10,851

10600

-195

-251

-446

Доля объектов потребительской кооперации,%

23,25

21,97

21,08

-1,28

-0,89

2,17

Торговая площадь магазинов, тыс. м2.

3307

3650

3705

343

55

398

 в том числе торговая площадь  магазинов потребкооперации, тыс.  м2

1006,6

1005,8

1001,2

-0,8

-4,6

-5,4

 доля торговой площади магазинов  потребкооперации, %

30,44

27,56

27,06

-2,88

-0,5

-3,38


         Примечание –   Источник: собственная разработка по материалам стат. Сборника за 2011 г.

  Данные таблицы 3.3 говорят о том, что число объектов в 2010 годы по сравнению с 2009 г. увеличилось на 2700 тыс. ед., в том числе объектов потребительской кооперации не использующих (метод самообслуживания и традиционный) уменьшилось на 251 тыс. ед., также доля торговых объктов снизилась на 0,89 %; в том числе в 2009 по сравнению с 2008 уменьшились на 195 тыс. ед., соответсввенно те магазины которые работали себе в убыток и не приносили никакой прибыли предприятию, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,28 %.

Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 27-30 % в общей площади  всех магазинов страны, а количество магазинов – 21-24 %, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

Розничная торговая сеть потребительской кооперации, а также в общем по Республике Беларусь будет расти, так как в наше время «хороший покупатель» хочет приобретать товары в «хороших, чистых, уютных магазинах», соответственно некоторые магазины, приносящие убыток будут закрываться, некоторые ремонтироваться, а некоторые перейдут с традиционного метода на метод самообслуживания.

Таким образом, торговля является одной  из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. В условиях  формирования  рыночных  отношений  в  стране  существенно  возрастает  роль  торговли.  Торговля  становится  наиболее  устойчивой    сферой  в  развитии  рыночных  отношений.

В «Отраслевой Программе развития потребительской кооперации  на    2011-2015 годы» (далее – Программа) подготовлена в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 года №24. Развитие системы будет осуществляться в контексте реализации мер, определенных государственными программами, прежде всего Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Государственной программой укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы, говорится об усовершенствовании розничной торговли, открытие новых прогрессивных магазинов, введение новых инновационных систем.

За период реализации Программы-2010 вложено 836,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал.

Открыто 1,6 тыс. новых объектов торговли и общественного питания, в том  числе 625 новых магазинов, из них  в областных центрах - 14 торговых комплексов, 326 предприятий общественного питания быстрого обслуживания, 45 объектов придорожного сервиса, 57 развлекательных центров, внедрены современные торговые технологии с использованием компьютерных систем и самообслуживания в 1929 объектах, отремонтировано и реконструировано 1,5 тыс. торговых объектов, открыто 4,2 тыс. фирменных секций отечественных производителей.

   В результате реализации  настоящей Программы планируется  получение прибыли в 2011 году -  52 млрд. рублей, в 2015 году – 76 млрд. рублей. Уровни рентабельности продаж в 2015 году по расчетам составит 0,73 процента, реализованной продукции - 4 процента. Планируется обеспечить рентабельную работу всех организаций [9].

Основной задачей развития торговли является повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса пайщиков и обслуживаемого населения в товарах, приостановление тенденции снижения доли потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь (Удельный вес потребительской кооперации во всем товарообороте Республики Беларусь снизился с 10,2% в 2004 году до 9,6% в 2009 году).

Вместе  с тем имеются особенности, которые  определяют специфику кооперативной  торговли. В частности:

-   в большинстве районов магазины не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;

-  большинство магазинов имеет небольшие площади. Средняя площадь магазинов потребительской кооперации – 95 квадратных метров;

-   имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов – от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта – от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов – от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

МЕТОДОВ  РОЗНИЧНОЙ  ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

           Развитие средств коммуникации, вызванное достижениями научно-технического прогресса и изменением стиля жизни современных потенциальных покупателей, менталитета как покупателей, так и продавцов. Является действительным фактором, способствующий развитию новых методов продажи.

Так, наличие  в каждой семье телефона, телевизора, компьютера и создание электронных справочников дают основания для развития продаж по телефону и электронной торговли.

Информация о работе Розничная торговля