Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:22, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы обусловлена рыночным характером преобразований современной российской экономики. Интерес к логистике в нашей стране появился тогда, когда возникла практическая потребность в совершенствовании экономики и организации производства в рыночных условиях.
Коэффициент использования
грузоподъемности Кгр определяется отношением
массы груза в вагоне Мгр(т)к его грузоподъемности
q(т):
(2)
Коэффициент вместимости Квм рассчитывают как частное
от деления объема груза в вагоне
на вместимость вагона
:
(3)
Чем ближе к единице значение
этик коэффициентов, тем выше показатель
грузоподъемности или вместимости вагона.
Сравнительно часто отправитель
предъявляет к перевозке грузы, обладающие
различной объемной плотностью. Раздельная
их перевозка приводит к тому, что при
перевозке высокоплотного груза грузоподъемность
вагона используется хорошо, а вместимость
- недостаточно. Противоположный результат
получается при перевозке груза, обладающего
небольшой объемной плотностью: вместимость
вагона используется хорошо, а грузоподъемность
- недостаточно.
В тех случаях когда это возможно,
целесообразна совмещенная (комбинированная)
перевозка в одном вагоне высокоплотных
и низкоплотных грузов.
На железнодорожном транспорте
существуют и другие показатели: коэффициент
тары вагона Кт, погрузочный коэффициент
тары вагона Ктп, коэффициент удельного
объема вагона Куз , коэффициент удельной
грузоподъемности вагона Куз . Расчетные
формулы следующие:
(4)
где Мт, - масса тары вагона,
т;
q - грузоподъемность вагона
.т;
Мгр- масса груза в вагоне ,т;
Vваг- вместимость кузова вагона
,т.
Особое значение имеют технические
нормы загрузки вагонов.
Техническая норма
загрузки - количество груза, которое
должно быть загружено в вагон данного
типа при наилучшем использовании его
грузоподъемности и вместимости. Ввиду
того, что учесть все разнообразие грузов,
способов их подготовки и погрузки нельзя,
разрабатываются местные технические
нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями.
Техническую норму загрузки определяют
для тарных грузов с учетом их свойств
и схемы укладки, а для навалочных и насыпных
рассчитывают отдельно для перевозки
в крытых вагонах и на открытом подвижном
составе. Техническую норму загрузки вагонов
определяют по формулам:
для крытых вагонов
(5)
для открытых
(6)
Где Vв- полный объем вагона;
Кв- коэффициент использования
объема вагона при перевозке данного груза;
Vr-обем основной части груза;
Vm- объем «шапки»;
p- массовая плотность груза.
Для выполнения грузовых, коммерческих
и других операций железная дорога имеет
грузовые станции, которые оснащены грузовыми
устройствами и сооружениями.
Грузовая станция - это комплекс путевых и грузовых
устройств, технических и служебных помещений,
предназначенных для выполнения соответствующих
грузовых и коммерческих операций. Она
производит операции по приему, погрузке
и выдаче грузов и багажа.
Морской
и речной транспорт. Основными показателями, характеризующими
речные и морские суда, являются водоизмещение,
грузоподъемность, грузовместимость,
размеры судов (длина, ширина, высота борта)
и осанка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение (массовое и объемное) определяется
массой или объемом воды соответственно,
вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность
- перевозочная способность судна, выраженная
в тоннах. Дедвейт (или
полная грузоподъемность) - количество
тонн груза, которое может принять судно
сверх собственной массы до осадки по
летнюю грузовую марку.
Дедвейт определяется по формуле:
(7)
где Вп - массовое водоизмещение
судна с полным грузом, т;
Вц - массовое водоизмещение
судна без груза, т.
Грузовместимость - это способность судна вместить
груз определенного объема. Различают
грузовместимость одинарную, когда объем
всех грузовых помещений используется
единовременно, и составную, или двойную,
когда грузовые помещения используются
равновременно, по очереди. В зависимости
от рода перевозимых грузов определяют
грузовместимость для грузов тарно-упаковочных,
штучных и сыпучих.
Для выполнения операций по
погрузке и выгрузке, приему ивы даче грузов,
организации перевозок и обслуживанию
флота служат морские и речные порты и
пристани. Портом называют прибрежный
пункт, имеющий удобные водные подходы
для судов, связанный со стороны береговой
территории с железнодорожным и безрельсовым
транспортом и оснащенный сооружениями,
устройствами и оборудованием, обеспечивающими
быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов
и автотранспорта, навигационное обслуживание
судов, культурно-бытовое обслуживание
и экипировку судов.
Автомобильный
транспорт. Материально-техническая база
автомобильного транспорта состоит из
подвижного состава (автомобили, тягачи,
прицепы и полуприцепы), автотранспортного
предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают
по грузоподъемности: особо малой - до
0,5 т, малой - от 0,5 до 2 т, средней -от 5 до
15 т и особо большой - более 15 т. Автомобили-тягачи
- это автомобили, приспособленные для
буксировки прицепов. Целесообразность
использования подвижного состава того
или ИНОГО типа определяется его эксплуатационно-техническими
качествами и конкретными условиями эксплуатации.
К эксплуатационно-техническим качествам
автомобиля относят его габариты и массу,
проходимость, устойчивость и маневренность,
подвижность, динамические качества и
экономичность. Показателями эффективности
подвижного состава могут быть себестоимость,
производительность, энергоемкость, материалоемкость
и др. Состояние и тенденции развития автомобильного
транспорта в зарубежных странах и Российской
Федерации приведены в табл 5.
Таблица 5
Структура автомобильного
парка некоторых промышленно развитых
стран и Российской Федерации
Для осуществления перевозок
грузов на автомобильном транспорте имеются
автотранспортные предприятия (АТП) - транспортные
предприятия комплексного типа, осуществляющие
перевозку грузов или пассажиров, хранение,
техническое обслуживание и ремонт подвижного
состава, а также обеспечение транспортных
средств эксплуатационными материалами.
Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки,
станции технического обслуживания, авторемонтные
- мастерские, автозаправочные станции. [2]
Глава 3. Транспортная
характеристика грузов и грузовых перевозок
Груз - это продукт производства
(сырье, полуфабрикаты, готовая продукция),
принятый транспортом к перевозке. Если
груз уг1акован в соответствующую условиям
перевозки тару, маркирован согласно правилам,
находится в надлежащем кондиционном
состоянии и может быть сохранно перевезен,
то считается, что он находится в транспортабельном
состоянии. Совокупность свойств груза,
определяющая условия и технику его перевозки,
перегрузки и хранения, называется транспортной
характеристикой груза.
Груз характеризуется режимом
хранения, способами упаковки, перегрузки
и перевозки, физико-химическими свойствами,
размерами, объемом, массой и формой предъявления
к перевозке.
Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные
механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля,
режим хранения груза, меры по технике
безопасности и пожарной безопасности
определяются физико-химическими свойствами
груза и формой предъявления его г. перевозке.
С учетом особенностей грузов созданы
соответствующие грузовые устройства
(транспортеры, насосы и др.) и транспортные
средства (вагоны, суда, автомобили).
За перевозку грузов и выполнение
погрузочно-разгрузочных работ взимается
плата, которая определяется по единой
тарифной номенклатуре грузов.
Транспортная классификация
грузов, единая для всех видов транспорта,
по свойствам, которые определяют различие
стороны процесса перевозки и хранения,
отсутствует. На каждом виде транспорта
существует свои классификация, учитывающая
его особенности. Для примера ниже приведена
классификация грузов по условиям хранения,
перевозке и форме Предъявления на речном
и автомобильном транспорте:
Таблица 6
Наиболее удобна транспортная
классификация грузов, применяемая на
морском транспорте(рис.4).По этой классификации
все грузы делят на три группы :массовые
,генеральные(штучные) и особорежимные.
Рис.4.Транспортная
классификация грузов
К первой группе относят насыпные, наволочные,
наливные и лесные грузы, которые имеют
определенную массу. К насыпным относят
в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных
культур ,к навалочным -уголь, песок, гравий,
камень. Эти грузы предъявляют к перевозке
преимущественно большими партиями ,обеспечивающими
полную загрузку вагонов, судов и автомобилей.
К наливным относят жидкие грузы, которые
перевозят в специальном подвижном составе
(цистернах, бензовозах).К лесным грузам
относят лес, пиломатериалы, фанеру и другие
изделия из древесины.
Вторая группа – общие (генеральные),или штучные,грузы-
перевозят упакованными в разнообразную
тару или без упаковки. По числу наименований
это самая многочисленная категория грузов.
В зависимости от вида упаковки различают
грузы: мешковые, киповые, катно-бочковые, ящиковые,
контейнерные и пакетные. В мешках перевозит
грузы, не требующие защиты от механических
повреждений; в кипы и тюки упаковывают
естественные и искусственные волокна
и изделия из них (в тюки обычно упаковывают
непрессованный материал, а волокнистые
вещества - хлопок, джут и т. п - прессуют
в кипы). К катно-бочковым относят грузы,
перевозимые в бочках, барабанах и рулонах.
В металлических бочках перевозят топливо,
смазку, а в деревянных - сухие химические
и пищевые продукты. Металлические барабаны
предназначены для транспортировки химических
продуктов и других веществ. В ящики накуют
многие грузы промышленности. Типоразмеры
ящичиых грузов очень разнообразны и
регламентированы ГОСТом на тару и упаковку.
К штучным грузам относят металл в болванках,
слитках, чушках, кирпич и т.п.
Штучные грузы делят на негабаритные,
тяжеловесные и легковестные. Тяжеловесными
на водном транспорте считают грузы, имеющие
массу одного места более 1 т (на железнодорожном
- более 0,5 т. На автомобильном - более 30
т), а легковесными
- грузы, плотность которых менее 0,5т/ м3
(вата. спички, тряпье и др.). Негабаритными
(длинномерными) называют грузы, которые
по своим размерам выходят за пределы
габарита подвижного состава.
К третьей
группе относят особорежимные грузы,
т. е. грузы, которые хранят м перевозят
при условии соблюдения специальных правил.
К ним относятся опасные и скоропортящиеся
грузы, а также живой скот и сырые животные
продукты.
Порядок перевозки, перегрузки
и хранения опасных и скоропортящихся
грузов регламентируется тарифными руководствами
и действующими правилами и инструкциями,
издаваемыми транспортными министерствами
и ведомствами. Опасные грузы перевозят
в таре, соответствующей стандартам и
ведомствам техническим условиям.
Большое значение для транспортной
характеристики груза имеет сто линейные
размеры, показатели объема и массы. Учет
их при выборе типа подвижного состава
позволяет правильно решать задачу полного
использования вместимости транспортных
средств.
К линейным размерам относится:
длина 1, ширина b, высота h, диаметр д. В
некоторых государствах, кроме метрических
единиц, используют фут (304г,8 мм), регистровую
тонну (2,83 м3) и др.
Перевозимый груз состоит
из собственно груза и тары. Полная
масса груза и тары называется массой брутто,
чистая - массой нетто.
На железной дороге в массу брутто входит
и масса подвижного состава.
Общее количество грузов, которое
можно разместить на подвижном составе,
устанавливают по их плотности удельному
объему. Удельный объем-это объем, который
занимает 1 т груза на подвижном составе,
например, свинец в слитках - 0,2 м3/т. Плотность
(объемная масса) груза в эксплутационной
практике является вспомогательной величиной;
она выражается в килограммах (или тоннах)
кубический метр.
В практике часто объемной массой
насыпных и наволочных грузов называют
насыпную массу груза, т.е. массу единицы
объема груза, способа его хранения и укладки.
Стандартная насыпная масса определяется
взвешиванием груза ,насыпанного в мерный
ящик размером 1000*1000*1000мм.
Насыпную массу
,рассчитывается по формуле
(8)
Где М-масса груза в мерном ящике
(сосуде),т;
V-объем ящика(сосуда),м3.
Необходимо иметь в виду, что
плотность насыпных и наволочных грузов
зависит от высоты слоя.
Для генеральных(штучных)грузов
важной характеристикой объема и массы
является удельный объем места
,определяемый отношением габаритного
объема места
,к его общей массе
:
(9)
Объем места может быть определен
как произведение го внешних (габаритных)размеров:
(10)
Мерой учета количества наливных
грузов является их масса, поскольку у
всех жидкостей с изменением температуры
меняется объем. Для жидких грузов мерами
вместимости служат литры и килолитры.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо
от вида сообщения должны иметь маркировку
, одинаковую для всех видов транспорта.
Маркировкой называют различного вида знаки,
рисунки, надписи или условные обозначения
, наносимые на грузы, устанавливающие
порядок их учета и меры по сохранности
при транспортировке. Поэтому маркировку
наносят так, чтобы она была ясно видна
и сохранялась до конка перевозки. Различают
маркировку товарную, отправительскую,
специальную и транспортную.
Товарная (фабричная) маркировка содержит
наименование изделия и название производителя
товара, его адрес, заводскую марку, указание
сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения
о товаре.
Отправительская
маркировка содержит номер места (в числителе)
и чтило мест (в знаменателе), наименование
отправителя и получателя, пункт отравления
и назначения.
Специальная
(предупредительная) маркировка указывает
способ хранения груза и обращения с ним
в пути и во время грузовых операций. На
опасные грузы наносят дополнительную
маркировку знаками, надписями и цветными
наклейками согласно правилам о перевозке
этих грузов. Маркировочные знаки приведены
на рис 4.
Транспортная маркировка наносится отправителем в
виде дроби (в числителе - порядковый номер,
за которым эта отправка принята к перевозке
по книге отправления, в знаменателе -
число мест данной отправки) и рядом с
дробью номер грузовой накладной, например
Транспортную маркировку наносят
на грузовые места независимо от отправительской
маркировки. На тарно-штyчных грузах указывается
масса брутто и нетто.