Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы управления запасами и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои».
Исследования и разработки: - рассмотрены теоретико-методические основы управления запасами; - проанализированы состояние и процесс управления производственными запасами ОАО «Белорусские обои» филиал «Белобои»;
- разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия.

Содержание

Введение 4
1 Логистические аспекты управления запасами на предприятии 6
1.1 Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 6
1.2 Управление и контроль запасов 11
2 Оценка управления запасами филиала «Белобои» ОАО «Белорусские обои» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ состояния запасов предприятия и системы управления 25
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами предприятия ОАО «Белорусские обои» на основе логистики 31
Заключение 37
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 4.29 Мб (Скачать файл)

 

 

 

2 Оценка управления запасами филиала «Белобои» ОАО «Белорусские обои»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Открытое акционерное  общество «Белорусские обои» - одно из крупнейших специализированных предприятий  по выпуску обоев среди стран  СНГ, образовано на базе созданной в  1910 г. Минской обойной фабрики.

С января 2010 года ОАО  «Белорусские обои» объединяет в  себе три филиала (филиал «Белобои» (г. Минск), филиал «Гомельобои» (г. Гомель) и филиал «Добрушская бумажная фабрика») в виде открытого акционерного общества с уставным фондом, образованным в соответствии с Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 05.04.2007 № 21.

Основным видом хозяйственной  деятельности является производство обоев. Кроме этого, ОАО имеет лицензии на право осуществления розничной  торговли (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное питание; медицинской деятельности, международные перевозки грузов автомобильным транспортом, деятельности в области промышленной безопасности.

ОАО имеет на балансе Торговый Дом «Белорусские обои» и столовую второй наценочной категории. Все основные фонды находятся в собственности предприятия, а земельный участок – в долгосрочном пользовании.

На 1 октября 2008 года в ОАО  установлены две технологические  линии фирмы «Фишер - Крекке» (Германия) по производству обоев глубокой печати, 6 линий «Пламаг» по производству пенообоев, 5 линий «Ламипринт» по производству обоев флексопечати, 3 технологические  линии «JSM», «Nil’s – 1,2» по производству дуплексных обоев.

С июня 2008 г. предприятие на арендуемых мощностях в г. Гомеле производит виниловые обои, в том числе на флизелиновой основе.

Ввиду территориального размещения фабрики в центральной части  города она вошла в число предприятий, подлежащих выносу на другую площадку в соответствии с нормами градостроительного проектирования. В настоящее время  разработан, утвержден концерном  «Беллесбумпром» и согласован с  Минским горисполкомом детальный  план по выносу, реконструкции и  модернизации обоепечатного производства. Обоснование инвестиций в строительство  производственно-хозяйственного комплекса  ОАО «Белорусские обои» на новой  площадке выполнено ПРУП «Белпромпроект».

Главным направлением деятельности предприятия на среднесрочную перспективу  остается техническое переоснащение  мощностей с установкой нового современного оборудования и модернизация существующего, применение новых технологий, современных  материалов для организации выпуска  продукции, пользующейся повышенным потребительским  спросом.

Основными рынками сбыта продукции  ОАО «Белорусские обои» выступают:

  • Республика Беларусь;
  • страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Грузия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Таджикистан);
  • страны дальнего зарубежья (Литва, Латвия, Болгария, Польша, Индия).

В структуре реализации филиала  «Белобои» в натуральном выражении 43% приходится на внутренней рынок, 55% - на страны СНГ и только 2% произведенной  продукции поставляется на рынки  стран дальнего зарубежья. Показатели финансово-экономической деятельности предприятия отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-экономической  деятельности предприятия за 2009-2011 гг.

Наименование показателей

Ед. изм.

Период

Темп роста, %

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

Объем производства промышленной продукции  в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах без НДС)

млн. руб.

73918,5

113565,7

125599,3

153,6

110,6

Выручка от реализации продукции

млн. руб.

92571,2

123738,3

136105,5

133,7

110,0

Выручка от реализации продукции (за вычетом  налогов, сборов и платежей из выручки)

млн. руб.

86890,4

115299,2

125599,3

132,7

108,9

Численность работающих

чел.

734,0

1130,0

1130,0

154,0

100,0

Производительность труда

тыс. руб./чел.

47,4

40,8

44,5

86,1

108,9

Себестоимость реализованной продукции (включая расходы на реализацию), всего, в том числе:

млн. руб.

80046,8

110296,1

121520,8

137,8

110,2

Материальные затраты

млн. руб.

62746,5

85832,3

94866,4

136,8

110,5

Расходы на оплату труда

млн. руб.

9079,9

12884,3

14663,2

141,9

113,8

Отчисления на социальные нужды

млн. руб.

3376,8

4914,6

5386,4

145,5

109,6

Амортизационные отчисления

млн. руб.

366,5

2083,2

2917,6

568,4

140,1

Прочие

млн. руб.

4477,0

4581,6

3687,3

102,3

80,5

Прибыль от реализации (за вычетом налогов)

млн. руб.

5421,6

4877,4

4078,5

90,0

83,6

Рентабельность продукции

%

6,65

4,42

3,36

-

-

Рентабельность продаж

%

6,24

4,23

3,25

-

-


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Анализ данных таблицы 2.1 позволяет сделать следующие  выводы:

1) ежегодно растет объем производства продукции: только в 2010 г. темп роста составил 153,6 %. Но кризисные явления 2011 года замедлили рост реализации, который составил лишь 110,6 %.

2) несмотря на рост объемов  продаж чистая прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия, уменьшается: с 5421,6 млн в 2009 до 4078,5 млн руб. в 2011 г. Это объясняется значительным увеличением затрат на производство и реализацию продукции.

3) большую часть себестоимости  продукции занимают материальные  затраты, что характерно для  данного производства;

4) наблюдается снижение  показателей эффективности деятельности: рентабельности продукции с 6,65 % в 2009 г. до 3,36 % в 2011 г., рентабельности  продаж – с 6,24 % до 3,25 % соответственно.

Но, несмотря на несколько ухудшившиеся показатели, деятельность предприятия можно назвать достаточно эффективной. Проведем ее краткий финансовый анализ. Для анализа финансового состояния предприятия использовались данные консолидированного бухгалтерского баланса филиалов «Белобои» и «Гомельобои» (форма 1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2) за 2010 год.

Структура активов предприятия  в 2010 году изменялась в сторону снижения удельного веса внеоборотных активов. На начало 2010 года удельный вес внеоборотных активов составлял 42,5 %, на конец года – 40,7 %. При этом восстановительная стоимость основных средств за 2010 год увеличилась на 7749 млн руб., остаточная – на 3329 млн руб. Общая стоимость внеоборотных активов на начало и конец года составила 57440 и 61197 млн руб.

Удельный вес оборотных  активов за анализируемый период, напротив, возрос с 57,5 до 59,3 %. Стоимость оборотных активов в анализируемом году увеличилась с 77708 до 89095 млн руб., то есть на 11387 млн руб. По состоянию на 01.01.2011 года наибольший удельный вес в структуре оборотных активов занимают запасы и затраты и дебиторская задолженность.

Исследование структуры  пассива бухгалтерского баланса  определяет степень финансовой устойчивости организации. Структура пассивов за анализируемый период изменилась в сторону снижения удельного веса собственного капитала в валюте баланса с одновременным увеличением доли долгосрочных и краткосрочных обязательств. Стоимость собственного капитала двух филиалов на начало и конец 2010 года составила 90712 и 95104 млн руб. соответственно. Увеличение стоимости собственного капитала в денежном выражении в целом за анализируемый период составило 4392 млн руб., в то время удельный вес в валюте баланса снизился с 67,1 до 63,3 %. Задолженность предприятия по долгосрочным кредитам и займам и прочим долгосрочным обязательствам на протяжении анализируемого периода продолжает сохраняться на незначительном уровне – около 0,2-0,3 % в валюте баланса. Задолженность предприятия по краткосрочным кредитам и займам за 2010 год возросла с 14421 до 22647 млн руб. Кредиторская задолженность по двум филиалам составила 29559 и 31024 млн руб. на начало и конец анализируемого года. Основной удельный вес в ней занимает задолженность филиалов перед поставщиками и подрядчиками – 81,8 и 76,8% на начало и конец анализируемого года.

В качестве критериев для  оценки удовлетворительности структуры  бухгалтерского баланса используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Показатели этой группы представлены в таблице 2.2. Они характеризуют общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Чем выше покрытие обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надежнее финансовое положение предприятия.

Таблица 2.2 - Показатели ликвидности и платежеспособности

Наименование показателя

Норматив

01.01.10

01.01.11

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

³1,7

1,761

1,629

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

³0,3

0,428

0,381

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)

≤0,85

0,329

0,367

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4)

<=0,5

0,119

0,116

Коэффициент абсолютной ликвидности

³0,2

0,046

0,031

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

 

2,560

2,598


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

На начало 2010 года коэффициенты ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами (К1 и К2) имели значения, превышающие нормативные, что является основанием для признания структуры баланса удовлетворительной, а финансового положения филиалов – устойчивым и стабильным. По состоянию на конец 2010 года значение коэффициента текущей ликвидности опустилось ниже нормативного, значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами также снизилось, но незначительно.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитывается как отношение  просроченных финансовых обязательств организации (долгосрочных и краткосрочных) к общей стоимости активов. При  этом расчетное значение коэффициента должно находиться в пределах 0,5. Значения коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами организации  на начало и конец 2010 года позволяют сделать вывод о сохранении в нормируемых пределах просроченной кредиторской задолженности в 2010 году.

Коэффициент абсолютной ликвидности  является коэффициентом, характеризующим  платежеспособность должника, и показывает, какая часть краткосрочных активов  может быть погашена немедленно. Коэффициент  рассчитывается как отношение легко  ликвидных активов к текущим  обязательствам организации. Расчетные  значения коэффициента абсолютной ликвидности  на начало и конец анализируемого периода не достигают нормативного значения, что является показателем  неспособности организации погасить за счет имеющихся высоколиквидных  активов собственные обязательства  и свидетельствует о недостаточной  ликвидности активов.

 

2.2 Анализ состояния запасов предприятия и системы управления

Отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) является самостоятельным  структурным подразделением предприятия  и отвечает за его снабжение сырьем, покупными материалами, запасными  частями, агрегатами, горюче-смазочными материалами, специальной одеждой  и обувью, инструментом, а также  другим имуществом, обеспечивающим технологический  процесс  производства и эффективного функционирования предприятия.

Для обеспечения ритмичности  отдел материально-технического обеспечения  осуществляет заключение договоров, контролирует их выполнение и своевременную поставку материалов на объекты. Для обеспечения  прогнозируемых объемов производства продукции определяется годовая  потребность в сырье и материалах. Кроме того, определены источники  их получения и места расположения поставщиков.

В части закупок сырья  и материалов предприятием ведется  активная работа с поставщиками как Республики Беларусь, так и Российской федерации и стран дальнего зарубежья. В странах СНГ и дальнего зарубежья производится закупка тех видов сырья и материалов, которые или не производятся на территории Республики Беларусь, или производятся, но имеют по сравнению с импортными аналогами более высокую цену, или, с учетом высокого требования к качеству выпускаемых обоев, по своим качественным характеристикам не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним технологическими регламентами ОАО «Белорусские обои». В частности, перламутровые пигменты, в том числе интерференционные, бумага-основа, металлизированные и печатные краски, пигментные пасты, поливиниловый спирт, акриловая краска со вспенивающимся эффектом, различные виды глиттера. Все закупки производятся на альтернативной основе и утверждаются комиссией по закупкам сырья и материалов.

При направлении денежных ресурсов для обеспечения закупки  по договорам в качестве предоплаты отделом МТО отслеживаются направленные средства до полного их отоваривания. В практике МТО последних лет  непоступления товаров по оплаченным счетам не было. Закупка всех необходимых материалов осуществляется на тендерной основе. В своей работе специалисты ОМТО руководствуются следующими документами, регламентирующими осуществление закупок:

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии