На основе проведенного анализа разработок исследователей
в области риск-менеджмента предлагаем алгоритм внедрения системы управления рисками в логистике, который включает пять этапов, необходимых для функционирования системы эффективного управления рисками. Следует отметить, что эти пять
этапов являются взаимозависимыми, т.е.
результаты, полученные на одном из этапов,
могут привести к необходимости корректировки
последующих этапов.
Первым этапом алгоритма внедрения
системы управления рисками в логистике в является анализ рисков с помощью
SWOT-анализа (рис. 1). На данном этапе происходят
выявление рисков, их специфика, выделение
особенностей их реализации, включая изучение
размера экономического ущерба, а также
изменение рисков во времени, степень
взаимосвязи между ними и изучение факторов,
влияющих на них.
Вторым этапом является выявление
наиболее значимых рисков с помощью экспертного
метода менеджерами-логистами путем ранжирования рисков,упорядочения
оцениваемых объектов исследования в
порядке возрастания или убывания их качеств на основании спциальных документов.
Третий этап – установление
рейтингов рисков с помощью шкалы оценки
рисков.
Четвертым этапом алгоритма
является выбор средств снижения с помощью
разработанной модели определения методов
управления рисками. На данном этапе существенный
аспект принятия решений о выборе средств
снижения состоит в том, что согласно принципу
результативности системы управления
рисками соответствующие инструменты
должны применяться не для любых рисков,
а, в первую очередь, в отношении тех, негативные
последствия которых приводят к наиболее
заметному влиянию на деятельность предприятия.
Последний этап – внедрение и корректировка внедрения системы управления
рисками, который обеспечивает обратную связь
в исследуемой системе. Это очень важный
этап, так как именно он обеспечивает гибкость
и адаптивность управления рисками, а
также устойчивость системы управления
рисками в логистике.
Рис. 1. Алгоритм внедрения системы управления рисками в логистике
Итак, алгоритм внедрения системы
управления рисками в логистике на предприятих
в современных условиях хозяйствования
должен иметь четкую иерархическую структуру
с необходимостью ее корректировки по
итогам реализации программы мероприятий
по снижению рисков и с учетом изменяющихся
факторов воздействия. Внедрение предложенного
алгоритма позволит предприятию оптимизировать
систему общего корпоративного управления
логистическими процессами.
В риск-менеджменте используются,
как правило, четыре основных метода управления
риском: устранение, предотвращение риска;
уменьшение неблагоприятного влияния
факторов на деятельность предприятия;
передача риска; а также перераспределение
риска. Можно выделить следующие виды
перераспределения рисков:
− управление рисками на основе
перераспределения доли участия топ-логистов
в предложении бизнеса;
− управление рисками за счет
привлечения партнеров в формате концепции
чистых рисков;
− управление рисками на основе
диверсификации;
− управление рисками на основе
страхования.
Специализированные
страховые компании, являются самостоятельными
субъектами рынка. Вместе с тем, выполняя
свои задачи, они становятся частью институциональных
логистических инфраструктур. Согласно
договору страхования, страхователь уплачивает
так называемые страховые премии страховщику,
а последний возмещает ущерб, в случае
наступления страхового случая. Следует иметь в виду,
что никакое страховое возмещение не в
состоянии полностью возместить ущерб,
обусловленный тем или иным риском, т.к.
кроме прямого, неизбежен и косвенный
ущерб. Страхового возмещения оказывается
недостаточно для полной ликвидации ущерба.
Поэтому задача логистов состоит в недопущении
наступления страхового случая. Таким
образом, в системе страхования, целью
которого является обеспечение высокой
надежности функционирования логистической
системы, центральное место занимает управление.
Риск-инструментарий включает
также политические, организационные,
правовые, экономические, социальные инструменты,
и риск-менеджмент, как система, допускает
возможность одновременного применения
нескольких методов и инструментов риск-управления.
Управление рисками в логистике
– сложная многоаспектная задача. В процессе
разработки и реализации комплексной
системы мероприятий важным шагом является
создание на предприятии организационной
структуры управления рисками в логистике,
а также урегулирование процесса заключения
соглашений существенно содействует снижению
уровня риска взаимодействия с контрагентами.
В первую очередь, при заключении любого
договора риск-менеджеру необходимо проверить
потенциального партнера или поставщика
путем досконального мониторинга из различных
источников, а также впоследствии анализа
в журнале «Рейтинг контрангентов».
Итак, основными практическими
шагами в управлении рисками в логистике
можно выделить:
− оптимизация организационной структуры
службы логистики в соответствии с организационной структурой предприятия;
− усовершенствование электронной логистики как стратегического фактора в управлении рисками;
− построение информационной логистической
системы предприятия для взаимодействия и проведения
операций со всеми участниками цепи товародвижения
в реальном времени;
− внедрение системы управления
рисками в логистике.
Заключение
Риск-менеджмент становится необходимым
практически для любого подразделения
предприятия, а в силу того, что предприятие
– это единая система, возникает потребность
в комплексном управлением риском, то
есть с учетом потребностей как отдельных
подразделений, так и предприятия в целом.
В ходе проведенного исследования
разработан алгоритм внедрения системы управления
рисками в логистике, что позволит обосновать
оптимальное решениев области риск-менеджмента. Менеджерам-логистам
необходимо эффективно организовывать
процесс функционирования логистической
системы с учетом возможных рисков и минимизировать
возможность их возникновения, используя
практический опыт передовых стран и инновационные
стандарты оргнанизации ISO в области риск-менеджмента.
Можно выделить общий алгоритм
работы с рисками: идентификация, анализ
и оценка, управление рисками. Применение
отечественными предприятиями усовершенствованного
концептуального подхода к управлению
рисками в логистике позволит оперативно
учитывать факторы риска, присущие определенной
сфере деятельности. Это необходимо реализовывать
в системе стратегического и тактического
управления предприятием, для построения
интегрированной системы управления рисками
предприятий. В современных условиях глобализации
и транснационализации международной
экономики интегральная парадигма управления
рисками на предприятиях становится неотъемлемой
частью корпоративной стратегии, обеспечивая
сквозное управление потоками ресурсов
в оптимально разработанной логистической
цепи для получения максимально возможной
прибыли всем участникам в результате
эффекта синергии.
Список
использованной литературы
1. Аникина Б.А. Логистика: Под
ред. Б.А. Аникина. - 2007. - 170 c.
2. Гаджинский А.М. Логистика:
2007.-256 с.
3. Логистика: Учебник / под. Ред.
Б.А. Аникина: 3-е изд., 2000–208 с
4. Плоткин Б.К. Базы логистики.
СПб., 2008.- 117с.
5.Бродецкий Г.Л. Управление
рисками в логистике / Г.Л. Бродецкий, Д.А.
Гусев.-М.: Академия, 2008 −
192 с.
6. Мишина Л.А. Логистика. Конспект
лекций. / Л.А.
Мишина. М.: Эксмо, 2008. — 160 с.