Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по логопедии.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Логопедическая  работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях:

1)    развитие смыслового программирования текста,

2)    овладение языковыми средствами оформления связного текста.

При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению  к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.

Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности  является развитие письменной  и устной речи. 

40. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание, поскольку, именно путь ее профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Наиболее подробно причины возникновения  у детей нарушений письменной речи проанализированы А. Н. Корневым (1997, 2003).

Первая группа — это конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности  формирования функциональной специализации  полушарий мозга, наличие у родителей  нарушений письменной речи, психические  заболевания у родственников.

Вторая группа — это энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре-, пери-и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза (пренатальный период) чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степени затрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводит к отклонениям в развитии мозговых систем, получивших название «дизонтогений» (негрубые, резидуальные состояния), к неравномерности развития отдельных мозговых функций (минимальные мозговые дисфункции). Неравномерность развития каких-либо областей мозга отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики, обеспечивающих определенные функции.

Так, согласно данным нейропсихологии (Э. Г. Симерницкая, 1985; Л. С. Цветкова, 2001; Т. В.Ахутина, 2001; А.В.Семенович, 2002), функциональная несформированность лобных отделов мозга и связанная с этим недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности могут проявляться в нарушении организации письма как деятельности (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточность саморегуляции и контроля). Функциональная несформированность правого полушария может проявляться в недостаточности пространственных представлений, нарушении организации действий в пространстве, нарушении порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов. Функциональная несформированность левой височной области провоцирует затруднения в звукоразличении, нарушения в формировании у ребенка фонематического слуха, приводит к дефициту слухоречевой памяти в звене избирательности. Дефицитарность подкорковых образований мозга обусловливает недостаточность фоновых компонентов психической деятельности, в том числе и письма: плавности, переключаемости, уровня тонуса, отчего страдает графическое оформление записи.

С патогенезом нарушений письменной речи А. Н. Корнев связывает три варианта дизонтогенеза:

  • задержку развития психических функций;
  • неравномерность (асинхронию) развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций (что вносит дезорганизацию во взаимодействие и координацию при формировании функционального базиса письма); 
  • парциальное недоразвитие ряда психических функций.

При энцефалопатических вариантах этиологии дисграфии доминируют проявления асинхронии и парциального недоразвития психических функций. Дизонтогенез такого рода сказывается на формировании предпосылок интеллекта (сукцессивных функциях, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировке, внимании, памяти, речевых навыках и других функциях).

Третья группа причин, обусловливающих  возникновение дисграфии, — это неблагоприятные социальные и средовые факторы. Их влияние на патогенез нарушений письменной речи может быть значительным. К таким факторам автор относит:

  • не соотнесенное с фактической зрелостью ребенка время начала обучения грамоте;
  • не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности;
  • не соответствующие индивидуальным особенностям ребенка методы и темпы обучения.

Таким образом, по мнению А. Н. Корнева, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как  результат сочетания трех групп  явлений: биологической недостаточности  мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

В самый ранний период можно обнаружить лишь «цепочку» перинатальных вредностей, но уже этот тревожный признак  сам по себе настолько важен, что  не стоит ожидать появления всех остальных — нужно сразу принимать  профилактические меры.

В раннем постнатальном периоде  важно возможно полнее реализовать  медицинскую часть профилактических мер, направленную на устранение или  хотя бы сглаживание последствий  повреждения головного мозга  ребенка. Если удастся провести все  необходимые для этого лечебные мероприятия, то это и будет тот  самый большой вклад, который  могут внести медики в дело решения  проблемы дисграфии.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное  количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его  познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Большую помощь в этом могут  оказать тщательно подобранные  «развивающие» игрушки, а позднее  и игры. И безусловно, совершенно незаменимую роль в этом отношении  играет теплое эмоциональное общение  с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с  доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка — его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы пр., что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью в частности. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Развитие сенсорных функций  и психомоторики (зрительного  и слухового восприятия, зрительных  и слуховых дифференцировок; пространственных  представлений; кинетической и  кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций  (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения,  сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения;   формирование   навыков   планирования   деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование  навыков произвольного анализа  и синтеза языковых единиц (развитие  связной монологической речи, способности  к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического  и фонетического оформления речи).

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности  к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.

Отдельно следует сказать о  том, что профилактика дисграфии может осуществляться не только силами логопедов. С высокой эффективностью она может быть осуществима в системе коррекционно-развивающей работы практических психологов и нейропсихологов. Современные психологические и нейропсихологические методики работы с дошкольниками, направленные на гармонизацию развития ребенка и полноценную подготовку его к обучению в школе, очень многогранны. В процессе их реализации решаются задачи совершенствования речемыслительной деятельности ребенка, повышения уровня его языкового развития и формирования навыков произвольных действий с языковыми единицами. Поэтому в работе логопедов становится все более актуальным использование современных психологических и нейропсихологических диагностических и коррекционно-развивающих методик. Так, применение нейропсихологических методов диагностики значительно расширяет информацию о ребенке, и, следовательно, педагогическая стратегия может быть личностно-ориентированной и, значит, более эффективной.

В основе упомянутых коррекционно-развивающих  и обучающих технологий лежит  системный подход, направленный на формирование и совершенствование  у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"