Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
Уральский государственный университет
путей сообщения
Кафедра: Экономика транспорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: экономика железнодорожного
транспорта
Проверил
Выполнил
Преподаватель:
студент гр. ЭКУ-310
Чернышёва
Л.И.
№ зач.кн. 10-ЭК/у-881
Никифорова А.В.
Екатеринбург
2013г.
Содержание
1. Экономические
аспекты транспортной логистики
1.1. Сущность транспортной
логистики
Транспорт – это отрасль материального
производства, осуществляющая перевозки
людей и грузов. Значительная часть операций
на пути движения материального потока
от первичного источника сырья до конечного
потребления осуществляется с применением
различных транспортных средств. Затраты
на выполнение этих операций составляют
до 50% от суммы общих затрат. Применение
логистики в транспорте превращает контрагентов
из конкурирующих сторон в партнеров,
взаимодополняющих друг друга в транспортном
процессе.
К задачам транспортной логистики
следует отнести:
Создание технически, технологически
и экономически сопряженных транспортных
комплексов.
Обеспечение технологического
единства транспортно– складского процесса.
Совместное планирование транспортного
процесса со складским и производственным.
Выбор транспортных средств.
Определение рациональных маршрутов
доставки.
Техническая сопряженность
в транспортном комплексе
означает согласованность параметров
используемых транспортных средств. Эта
согласованность позволяет применять
модальные перевозки, работать с контейнерами
и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность
подразумевает применение единой технологии
транспортировки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность
– это общая методология исследования
конъюнктуры рынка и построения тарифной
системы.
Под организацией перевозок
понимается:
подготовка транспортного процесса;
выбор подвижного состава и
погрузочно-разгрузочных механизмов;
выбор рациональной формы взаимодействия
транспортных и погрузочно-разгрузочных
средств;
Оптимизация перевозок достигается
при соблюдении следующих требований:
максимально полное использование
грузоподъемности подвижного состава
и организация поставок без промежуточных
складов;
кратность транспортной партии
груза единицам заказа, отправки и складирования;
Выбирая соответствующий вид
транспорта необходимо учитывать его
доступность и технико-эксплуатационных
показатели; также важным условием выбора
является обеспечение сохранности груза
в пути.
Логистика, в особенности транспортная
логистика, немыслима без активного использования
информационных технологий. Трудно представить
себе формирование и организацию работы
цепей доставки товаров без интенсивного
оперативного обмена информацией между
участниками транспортного процесса,
без возможностей быстрого реагирования
на потребности рынка транспортных услуг.
Сегодня практически невозможно обеспечить
требуемое потребителями качество обслуживания
и эффективность транспортных операций
без применения информационных систем
и программных комплексов для анализа,
планирования и поддержки принятия коммерческих
решений. Более того, именно благодаря
развитию информационных систем и технологий,
обеспечившему возможность автоматизации
типовых операций в транспортных процессах,
логистика стала доминирующей формой
организации товародвижения на технологически
высококонкурентном рынке транспортных
услуг.
В современных условиях особую
важность приобретают вопросы развития
и совершенствования глобальных информационных
технологий бизнеса, таких как мобильная
телефонная связь, Интернет, мультимодальность
и их применение для оптимизации транспортного
процесса. Необходим переход от конкуренции
между видами транспорта к активному сотрудничеству
на основе мультимодальности и транспортной
логистики. Действительно, названные направления
развития являются базисными в современной
концепции глобализации и гармонизации
транспортной логистики. Это проявляется
в формировании:
единой евразийской транспортной
системы (мультимодальные транспортные коридоры в России);
единого открытого информационного
пространства на основе Интернета (виртуальные
сети экспедирования, мониторинга грузов,
информационной поддержки транспортных
компаний);
единых стандартов в электронных
информационно– коммуникационных системах поддержки
бизнеса на транспорте, обеспечивающих
требуемую мобильность товаров и людей.
Характерно, что все современные
направления в развитии рынка транспортных
услуг ориентированы на активное использование
электронных форм обеспечения деловых
операций. Это проявляется и в названиях
новых, весьма перспективных и эффективных
электронных технологий: e– mobility, e-business,
e-logistics и др.
Перспективы дальнейшего внедрения
информационных систем и технологий в
транспортные процессы связаны, в частности:
с информационной интеграцией
на транспорте на основе Интернета и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;
с развитием сети высокоскоростных
платных магистралей с дистанционными
формами расчетов;
с формированием сети виртуальных
транспортно– экспедиторских агентств в Интернете
для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками транспортных услуг (службы самозаказа);
с решением проблем простоя
транспорта на границах путем активного
внедрения технологий «Green Custom» («зеленая таможня»), основанных на электронном документообороте EDI;
с информационной интеграцией товаропроизводящих и транспортно-обслуживающих компаний с потребителями на платформе Интернет-технологий.
Благодаря развитию сети Интернет
и активизации деятельности многочисленных
виртуальных служб цикл услуг по доставке
товаров конечному потребителю начинает
приобретать вполне конкретные, основанные
на типизации транспортно– технологических,
информационных и финансовых операций
формы. В силу этого логистика все теснее
связывается и все чаще ассоциируется
с разработкой сложных проектов доставки
– распределением товаров и ресурсов.
1.2. Экономическая эффективность
применения логистики при оценке
функционирования производственно-транспортных
систем
Логистика – универсальный
практический инструмент оптимального
планирования, контроля и управления транспортировкой
грузов различными видами транспорта
и другими материальными и нематериальными
операциями, совершаемыми в процессе доведения
сырья, материалов и готовой продукции
до потребителя в соответствии с интересами
и требованиями последнего, а также передачи,
обработки и хранения соответствующей
информации. Это оптимизирующий инструмент
поиска схемы обеспечения своевременной
доставки товара к местам назначения при
обязательном сокращении транспортных
расходов. Проблемы рационализации перевозок
имеют технические, ценовые, правовые,
организационные и другие аспекты. Оптимальная
организация перевозок требует меньше
инвестиций, позволяет снять проблемы
несогласованности работы разных видов
транспорта еще на этапе планирования
перевозок груза.
Необходимо подчеркнуть, что
в условиях рыночной экономики привлекательность
той или иной работы определяется, в конечном
счете, финансовой выгодой. И если сокращение
затрат клиентов-пользователей транспортных
услуг очевидно выражается в уменьшении
транспортной составляющей в цене продукции,
рационализации использования перевозочных
ресурсов партнеров, обеспечивающих доставку
грузов, в получении транспортными предприятиями
дополнительных доходов, то одной из важнейших
целей применения логистики является
получение коммерческой выгоды за счет
разработки и организации оптимальных
схем доставки грузов всеми видами транспорта
по территории России и других государств
на основе единого технологического и
информационного процесса, объединяющих
деятельность всех видов транспорта.
Железные дороги России являются
ключевым и системообразующим звеном
на российском рынке транспортных услуг
(80 % объема грузовых перевозок) и наиболее
подготовлены технически, технологически
и организационно для внедрения логистики.
Высокий уровень информатизации на российских
железных дорогах, создание мощных сетей
связи на основе инновационных технологий
позволяет применять новые методы и инструменты
планирования и оптимизации перевозок,
что создает основу для эффективного согласования
процессов перевалки на другие виды транспорта
и приема/сдачи грузов на пограничных
переходах, регулирования вопросов, связанных
с рациональным использованием транспортных
средств.
Логистическая цепь – упорядоченная
последовательность событий материального
и сопутствующих ему информационного
и финансового потоков в процессе доставки
товаров потребителям, включающая собственно
транспортные операции (т.е. операции,
связанные с территориальными перемещениями
грузов), операции управленческого характера,
операции погрузки и выгрузки. Логистическая
цепь включает маршрут движения груза
и звенья, выполняющие локальные логистические
операции или функции. Звеньями логистической
цепи являются предприятия транспорта,
подразделения крупных транспортных корпораций
или транспортные агенты, в том числе за
рубежом, компании-операторы, владеющие
собственным подвижным составом, таможенные
брокеры, терминалы, морские и речные порты,
зарубежные логистические центры. Таким
образом, полная логистическая цепь –
это упорядоченное множество звеньев,
по которым проходят потоки от отправителя
до получателя грузов.
Рассмотрение процесса доставки
как логистической цепи объединяет процессы,
связанные с производством, транспортировкой
и сбытом в комплексную макрологическую
систему. Такой подход обуславливает определенную
интеграцию и возможность получения результата,
отличного от суммы отдельных эффектов,
получаемых в рамках определенной деятельности.
Исследование любой хозяйственной
деятельности предполагает комплексное
использование групп показателей, наиболее
важными из которых являются – стоимостные,
количественные и качественные, так как
именно эти группы характеризуют основные
уровни деятельности предприятия.
Для логистической цепи система
показателей определяется конкретными
условиями ее функционирования, так как
экономические показатели изучаются в
тесном взаимодействии с техникой и технологией
производства, его организацией.
Общими интегральными показателями,
характеризующими функционирование всей
цепи в целом будут являются показатели:
1. Общая прибыль функционирования
логистической цепи, как обобщающий стоимостной
показатель, характеризующий финансовые
результаты работы участников логистического
процесса:
где
– выручка от результата функционирования
логистической цепи,
– совокупные затраты
от функционирования логистической
цепи.
С учетом взаимодействия участников
цепи актуализируется вопрос дистанцирования
прибыли между ними.
2. Производительная сила
логистической цепи, как обобщающий количественный
показатель, характеризующий производственные
возможности цепи. Анализ, рассматриваемой
нами логистической цепи при перевозке
экспортных грузов показал, что она имеет
производственную и транспортную составляющие.
Для производственной составляющей целесообразно
воспользоваться понятием (показателем)
мощности. Особенностью транспортной
(железнодорожный транспорт) составляющей
является цикличность перевозочного процесса,
для оценки которого используют показатели
продолжительности цикла и его емкости.
При этом следует учитывать зависимость
продолжительности цикла всей технологической
цепочки (технологии перевозки) от продолжительности
циклов элементов, входящих в нее и структуру
взаимосвязей между элементами цепи:
производственная часть, рассматриваемой логистической цепи представляется как мощностью последовательной структуры, так и мощностью параллельной структуры:
при последовательной структуре
при параллельной структуре
для транспортной составляющей:
производительная сила последовательной
структуры