Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности товара и его оценка.
Задачи:
•рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
•провести анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»;
•на основе проделанной работы сделать выводы и подвести итог.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..5
2. Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»………………………………………………………………………...16
2.1. Характеристика исследуемого предприятия……………………………...16
2.2. Конкурентоспособность производимой продукции……………………...19
2.3. Разработка конкурентной стратегии для продукции ОАО « АМК»
на основе SWOT-анализа………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность товара и его оценка маркетинг.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Улучшение использования  финансового потенциала включает; повышение эффективности инвестиций, улучшение использования собственного капитала, совершенствование механизма привлечения и использования заемных средств; повышение финансовой устойчивости предприятия, улучшение его деловой репутации; повышение платежеспособности предприятия; выявление резервов снижения дебиторской и кредиторской задолженностей; создание инновационных фондов.

Совершенствование социальной политики предприятия предполагает; сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма.

Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др.

Сюда же отнесены резервы использования мероприятий государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования.

Основным направлением ликвидации отставания предприятий  от конкурентов является стратегия  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции. Двумя взаимосвязанными аспектами этой стратегии выступают  улучшение качества продукции и снижение издержек производства.

Сущность стратегии  управления конкурентоспособностью должна состоять в комплексном системном  подходе к решению проблем  обеспечения высокого качества и  устойчивой конкурентоспособности  изделий. Управление качеством ориентировано на предупреждение дефектов и ошибок, а не на их проверку. В решении проблемы повышения качества выпускаемых изделий должны принимать участие все: от генерального директора до рабочего. Система управления качеством должна предоставлять возможности предприятиям осуществлять поставки продукции, отвечающей требованиям клиентов и национальному законодательству. Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией  уровень конкурентоспособности  будет определяться такими факторами, как развитие производства новых  видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.5

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые  предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”.

Это, прежде всего, относится  к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной  разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников.

Это практически означает выпуск как можно большего количества новых, Пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность - выше. На ближайшие 10 – 15 лет многие крупные компании уже выбрали ту “волшебную палочку”, которая, по их мнению, позволит в кратчайшие сроки обеспечить условия для резкого повышения уровня конкурентоспособности.

Для решения этой задачи предполагается осуществить целый  комплекс технических, и организационно-управленческих мероприятий. Их реализация и должна определять весь курс действий в обозримом периоде. Конечным результатом должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого конвейера.

Суть этого подхода  заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов  затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия.

По существу ставится задача объединить в рамках хозяйственных  комплексов нового типа мелкость и  адаптивность мелкосерийного производства низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, многие компании собираются сосредоточить усилия на трех главных направлениях: комплексной автоматизации производственных процессов; совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы; развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника. Именно такая конкуренция ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.

Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями по сути дела уже начался и развивается по ряду конкретных направлений.

В качестве основных из них  можно назвать следующие:6

Во-первых, осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших кампаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности.

В относительно небольшом  органе корпоративного управления концентрируется  решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на Коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.

Во-вторых, нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных кампаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах “рискового финансирования”. “Широко распространенной практикой крупных кампаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке”.

Эти предприятия могут  создаваться как самостоятельными, так и по соглашению с другими  компаниями, как бы на “кооперативных” началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

В-третьих, дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

 

2. Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»

2.1. Характеристика исследуемого предприятия

ОАО «Архангельский молочный комбинат» образован в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных  мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью» от 01.07.93 г. № 721, зарегистрировано с присвоением номера государственной регистрации № 702/1983. Полное официальное название Общества – открытое акционерное общество «Архангельский молочный комбинат».

Общество является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Общество образовано и осуществляет свою деятельность в  соответствии с законодательством РФ.

Основная цель деятельности ОАО «Архангельский молочный комбинат» – получение прибыли, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.

Так же целями организации  являются:

- адаптация хозяйственной  деятельности и системы управления  фирмой к изменяющимся внешним  и внутренним экономическим условиям;

- сохранение коллектива  специалистов и руководящих работников, имеющихся на фирме и привлечение  лучших кадров;

- обеспечение условий,  необходимых для развития творческого  потенциала работников и повышения  уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;

- обеспечение стабильного  положения фирмы на рынке;

- сохранение и поддержание  на необходимом уровне всех  видов финансовых ресурсов;

- обеспечение качества  товара по хорошей цене.

Основной деятельностью  ОАО «Архангельский молочный комбинат» является производство и торговля молочными продуктами.

Деятельность предприятия  зависит от многих факторов. Например, от таких как деятельность поставщиков, наличие и потребность в трудовых ресурсах, государственные законы, наличие потребителей. Все это можно назвать средой прямого воздействия на предприятие.


 





 


 

 

Рисунок 1. Среда  прямого воздействия ОАО «Архангельский молочный комбинат».

 

Для обеспечения обязательств Общества, его производственного и социального развития за счет прибыли и иных поступлений образуются целевые фонды. Помимо фондов, предусмотренных уставом, совет директоров вправе принимать решение о создании иных целевых фондов.

Резервный фонд образуется из прибыли. Отчисления осуществляются ежегодно в размере не менее 5 % от прибыли и продолжаются до тех пор, пока фонд не будет равен 25 % уставного капитала. Обязательные отчисления возобновляются, если резервный фонд будет израсходован полностью или частично. Средства фонда не могут использоваться для иных целей.

Фонд работников образуется путем ежегодных отчислений от чистой прибыли в размере 3 %.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структура управления ОАО «Архангельский молочный комбинат».

 

Контроль за деятельностью  общества осуществляется ревизионной комиссией в количестве 5 человек, которая избирается на 1 год общим собранием. Члены комиссии не могут одновременно являться членами совета общества, ликвидационной комиссии, директором.

Общество обязано вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета несет директор. Достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается ревизионной комиссией.

На предприятии между работниками и администрацией заключается коллективный договор, в котором определена кадровая политика, оплата труда, социальная защита и т.д.

На рисунке представлена структура управления (рис. 2). Данная структура является линейно-функциональной. Руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия управленческих решений.

Общее управление деятельностью предприятия  осуществляет общее собрание учредителей  общества.

Текущее управление поручено директору  в его подчинении находятся: зам по производству, главный инженер, начальник отдела снабжения, начальник ОТК, начальник отдела маркетинга, начальник отдела экономического обоснования, начальник транспортной службы, главный бухгалтер. В свою очередь каждый  начальник возглавляет службу и имеет в подчинении руководителей низового звена или исполнителей.

Такая структура, быстро решать возникающие проблемы, точнее доводить до подчиненных управленческие решения. К тому же с экономической точки зрения это менее затратная структура по сравнению с другими возможными.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»