Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:01, контрольная работа
Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Принципы и тенденции развития внешнеторговой политики……………………………………………………………...…4
Тарифные ( экономические ) ограничения международной торговли…………………………………………………………………9
Нетарифные количественные ограничения международной торговли…………………………………………………………… .….14
Скрытые и неэкономические методы торговой политики…………………………………………………..…………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………………….….23
В числе наиболее эффективных нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, прежде всего торговые договоры. На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5—10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли. Для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.
В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие правовые режимы:
Режим наибольшего
Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляетиностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.
Нетарифные ограничения оказывают существенное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Чем бы ни объяснялось введение скрытых видов торговых ограничений, все они дискриминируют иностранные товары в пользу отечественных, а издержки по введению такого рода ограничений перекладываются, в конечном счете, на плечи потребителя.
При этом не все из действующих видов ограничений являются протекционистскими мерами защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Введение некоторых из них продиктовано заботой о жизни и здоровье населения, стремлением полнее проинформировать потребителя о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранных товаров и услуг.
Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
Прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:
субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.
В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
Обратный демпинг — завышение цен на экспорт посравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.
Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая поишлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
4 . СКРЫТЫЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Скрытые методы – это барьеры нетаможенного характера, позволяющие стране в обход международных соглашений в одностороннем порядке ограничивать экспорт или импорт. Они могут осуществляться как центральными, так и местными органами государственной власти.
К скрытым методам относятся:
Технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, санитарно-гигиенических норм, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров. Однако во многих случаях эти меры диктуются не столько соображениями протекционизма, сколько интересами защиты потребителей.
Внутренние налоги и сборы – в случаях, если накладываются только на импортные товары, а отечественные обложению ими не подлежат. Тогда эти налоги ведут к повышению цены импортных товаров и снижению их конкурентоспособности. Отличительные особенности их – используются как центральными, так и местными органами государственной власти, могут часто произвольно изменяться, очень многообразны.
Государственные закупки – инструмент, обязывающий государственные предприятия приобретать товары только у национальных производителей, часто несмотря на более высокие издержки. Особенно широко используется в условиях гипертрофированной государственной собственности.
Тебование о содержании местных компонентов в производимых товарах. Доля местных производителей в конечном продукте устанавливается законодательно, несмотря на то, что их издержки могут быть выше. Все эти меры призваны сократить импорт, поддержать местных производителей, увеличить занятость. Количественно последствия их использования оценить весьма сложно, но практика позволяет судить, что они ведут к удорожанию импортной продукции, что дополнительным бременем ложится на потребителей, в конечном счете, снижает благосостояние страны и эффективность экономики в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
Повысится стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
Сховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
Нплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.