Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности тарифной политики объектов связи на примере РУП «Белпочта».
В ходе выполнения работы необходимо выполнить следующие задачи:
-Описать структуру цены, методы определения себестоимости услуг;
- проанализировать тарифную политику предприятия связи;
-произвести сравнительный анализ показателей динамики тарифов на услуги почтовой связи для юридических и физических лиц;
-на основе анализа всех показателей сделать вывод о положительных и отрицательных результатах тарифной политики предприятия связи
-разработать мероприятия по повышению эффективности тарифной политики в рамках анализа государственного регулирования тарифов на услуги связи в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….5
1.Структура цены. Методы определения себестоимости услуг…………….…...7
2. Анализ тарифной политики предприятия связи…………………………….…15
3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи……………….…..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература……………………
Пример: Расчет тарифа на услугу почтовой связи «Пересылка простого отправления письменной корреспонденции массой до 20 грамм включительно»
Таблица 1. Расчет тарифа на услугу почтовой связи «Пересылка простого отправления письменной корреспонденции массой до 20 грамм включительно»
N |
Наименование |
Единица |
Затраты | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Материальные затраты |
руб. |
81 | |
2 |
Расходы на оплату труда |
-"- |
74 | |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
-"- |
25 | |
4 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов. |
-"- |
12 | |
5 |
Прочие затраты |
-"- |
13 | |
6 |
Себестоимость |
-"- |
205 | |
7 |
Прибыль |
-"- |
20 | |
8 |
Всего |
-"- |
225 | |
Продолжение таблицы 1. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |
9 |
Налоги на выручкув соответствии с законодательством |
-"- |
45 | |
10 |
ИТОГО |
-"- |
270 |
2. Анализ тарифной политики РУП Белпочта
Республика Беларусь с 1947 года является полноправным членом Всемирного почтового союза. Назначенный почтовый оператор РУП «Белпочта» является членом Телематического кооператива и Кооператива EMS, принимает участие в качестве наблюдателя на заседаниях различных рабочих групп Совета Почтовой Эксплуатации Международного Бюро Всемирного почтового союза, принимает активное участие в мероприятиях Регионального содружества в области связи.
С 2008 года РУП «Белпочта» является полноправным членом Accоциации Европейских почтовых операторов PostEurop.
Отрасль почтовой связи является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории для удовлетворения потребностей граждан, органов государственного управления, обороны, безопасности, охраны правопорядка Республики Беларусь, физических и юридических лиц в услугах почтовой связи. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта», являясь Назначенным оператором почтовой связи, обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики [4].
РУП «Белпочта» это:
· 6 областных филиалов
· производство «Минская почта»,
· филиал «Узел специальной связи»
· автотранспортное производство,
· 117 районных узлов почтовой связи,
· 3743 отделения почтовой связи (из них 753 городских , 2771 сельское и 92 передвижных).
Для обеспечения бесперебойной работы почтовой сети в Беларуси функционируют межобластные, межрайонные и внутригородские автомобильные маршруты, по которым курсируют около 1400 автомобилей (среднедневной пробег автомобилей около 115,1 тыс. км, протяженность доставочных участков 133,3 тыс. км).
В РУП «Белпочта» трудится 31 000 человек, из них 86% – женщины.
Чтобы удержаться на рынке услуг, необходим принципиально новый подход к организации рабочих мест по предоставлению услуг в части их автоматизации и организации обмена электронной информацией.
Одним из самых крупномасштабных проектов, реализованных РУП «Белпочта» в этом направлении, является проект комплексной автоматизации отделений почтовой связи (ОПС).
Оснащение всех отделений специальными компьютерно-кассовыми системами, организация локальных сетей в ОПС, построение единой корпоративной технологической сети почтовой связи, что дало возможность развивать новые технологии и услуги.
Реформирована система приема платежей в пользу третьих лиц. В масштабе всей республики был реализован прием платежей по принципу единого лицевого счета (один оператор – одно операционное окно – прием всех видов платежей за одну технологическую операцию).
На территории Республики Беларусь установлены и успешно функционируют 880 платежно-справочных терминалов, в каждом из которых можно:
- Произвести любой платеж по принципу Единого Лицевого Счета через систему «Сервер оплаты услуг» в режиме оn-line;
- Оплатить услуги операторов мобильной связи;
- Оплатить услуги РУП «Белтелеком» в режиме on-line;
- Оформить и оплатить
заказ по подписке на
- Произвести платежи
в счет погашения банковских кр
- Отправить электронный денежный перевод по Беларуси;
- Оплатить заказ в
Интернет-магазине РУП «
Информационно-поисковая
система, установленная в платежно-
В масштабах республики внедрена автоматизированная система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями на внутреннем и международном уровнях.
В настоящее время как физические, так и юридические лица в качестве знаков почтовой оплаты могут воспользоваться «Электронной маркой». Это знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления вместо почтовых марок и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. «Электронная марка» представляет собой специальный двумерный распознаваемый сканерами штрихкод (квадрокод), содержащий всю информацию о почтовом отправлении.
В www.belpost.by системе «Электронная
марка» марка приобретается
Деятельность Республиканского унитарного предприятия почтовой связи РУП «Белпочта» направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня благосостояния работников, безусловное выполнение утвержденных целевых показателей прогноза социально-экономического развития. Для этих целей разработан и выполняется ряд мероприятий по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, проводится постоянная работа по развитию рынка услуг. Одной из основных задач предприятия на сегодняшний день является повышение доходности, снижение себестоимости услуг за счет снижения производственных издержек, роста производительности труда.
При пересылке внутренних переводов суммой свыше 100 000 рублей предоставляются скидки.
Таблица 2 – Шкала скидок при пересылке внутренних переводов [5]
Сумма перевода, в бел. руб. |
Скидка, % |
Тариф за каждый рубль суммы денежного перевода |
% |
с 100 001 по 1 000 000 |
40 |
0,03 |
3,0 |
с 1 000 001 по 3 000 000 |
60 |
0,02 |
2,0 |
с 3 000 001 по 5 000 000 |
80 |
0,01 |
1,0 |
с 5 000 001 и свыше |
90 |
0,005 |
0,5 |
В целом тарифная политика за последние пять лет характеризовалась ростом тарифов по отельным видам услуг в рамках госрегулирования тарифов, что было связано с ростом затрат РУП «Белпочта» (приложения А-Е). Затраты на оказание услуг почтовой связи являются основой для формирования тарифов на данный вид услуг. Структура себестоимости услуг представлена в таблице 3:
Таблица 3 - Структура себестоимости (в процентах) [6]
Элемент затрат |
Удельный вес | |
по плану |
по отчету | |
Расходы на оплату труда |
61,1 |
61 |
Отчисления на социальные нужды |
21,4 |
21,4 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
1,2 |
1,3 |
Материальные затраты |
1,3 |
1,3 |
Прочие расходы |
15 |
15 |
ИТОГО |
100 |
100 |
Из таблицы 3 следует, что основную долю в структуре затрат на почтовые услуги занимает оплата труда работников РУП «Белпочта». В связи с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 гг. предусматривалось повышение оплаты труда работников всех отраслей, в том числе и связи.
Структуру плановых затрат для наглядности изобразим графически (рис.2).
Рисунок 2 - Структура затрат по плану [6]
Из рисунка 2 выявлено до 10% резервов снижения себестоимости продукции за счет сокращения прочих затрат, куда входят накладные и административные расходы. Их нормативный уровень может быть установлен на планке 5% от себестоимости почтовых услуг.
Анализ показывает незначительное отклонение по статье затраты на оплату труда в направлении их экономии 0,1 процентных пункта фактической структуры затрат от плановой.
Динамика тарифов на услуги почтовой связи для юридических и физических лиц представлена данными таблицы 4, составленной согласно информации официальной статистики и данных приложений А-Е:
Таблица 4 – Индексы тарифов на услуги связи для юридических и физических лиц (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) [6]
Наименование потребителей услуг почтовой связи |
Годы | ||||
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Юридические лица |
168,4 |
102,8 |
101,6 |
102,7 |
105,6 |
Физические лица |
233,7 |
115,4 |
108,8 |
117,0 |
110,9 |
Из таблицы 3 следует, что наибольший рост тарифов почтовой связи к предыдущему году характерен для 2000г., что связано с повышением цен на тарифы и услуги после проведения деноминации. Расчет цепного индекса был проведен с учетом деноминации. В остальной период тарифы для юридических лиц отличались незначительной положительной динамикой роста в пределах 3-5%. Однако РУП «Белпочта» для компенсации своих затрат ежегодно повышало тарифы для физических лиц (на 9-17%).
Более наглядно динамика индексов тарифов на услуги почтовой связи может быть представлена на рисунке 3:
Рисунок 3 – Динамика индексов тарифов на услуги РУП «Белпочта»[6]
Таким образом, на основе анализа рис.3 можно отметить, что тарифная политика РУП «Белпочта» за 2003-2010гг. отличалась стабильностью. Предприятие проводило ценовую дискриминацию, т.е. более высокое повышение тарифов для физических лиц по отношению к юридическим лицам в рамках госрегулирования тарифов. Однако уровень тарифов выше для юридических лиц, чем физических.
2. Государственное регулирование тарифов на услуги связи
Государственное регулирование в области почтовой связи согласно Закону «О почтовой связи» осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции и включает [3]:
определение государственной политики;
разработку, утверждение и обеспечение реализации программ развития и функционирования почтовой связи;
принятие (издание) нормативных правовых актов;
осуществление международного сотрудничества;
лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию и оценку соответствия требованиям технических нормативных правовых
Информация о работе Государственное регулирование тарифов на услуги связи