Деятельность транснациональных корпораций(тнк)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА И ТИПЫ 4
1.1 Понятие и признаки ТНК 4
1.2 Типы и структуры ТНК. 5
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ 9
2.1 Формы и методы деятельности фирм. 9
2.2 Организация производственной деятельности. 11
2.3 Совместное предпринимательство, как форма деятельности ТНК. 15
2.4 Формы сотрудничества. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Международный маркетинг1.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Производственные заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Сборочные предприятия осуществляют сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продают их иностранным потребителям часто через местных посредников. Сборочные предприятия создаются в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, мотоциклов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования.

Зарубежные сборочные предприятия являются удобным средством для организации сбытовой сети технического обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их как базу, ТНК получают возможность не только продавать в этой стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные контакты с местными правительственными чиновниками, фирмами-импортерами.

Создание собственных сборочных  и производственных предприятий  за границей обеспечивает ТНК дополнительные прибыли в результате более низких издержек производства в странах, где создаются эти предприятия.

Для привлечения необходимых капиталов развивающиеся страны вводят ряд льгот для фирм, строящих машиностроительные предприятия, в частности, отменяют полностью или частично таможенные пошлины и налоги на ввоз оборудования и материалов для таких предприятий; ограничивают импорт готовой продукции, аналогичной той, которую будут выпускать создаваемые предприятия; предоставляют иностранным фирмам права полного или частичного перевода прибылей, получаемых на сборочных предприятиях; устанавливают налоговые льготы на начальный период действия предприятия.

Создание дочерних производственных предприятий за границей обеспечивает производство на более высоком техническом уровне, чем это доступно местным фирмам, благодаря пользованию принадлежащих материнским компаниям лицензий, патентов и технических знаний. Существенную роль сыграло и то, что ТНК внесли изменения в формы организации обеспечения своих предприятий необходимым сырьем и материалами. ТНК создали за границей огромную сеть филиалов и дочерних компаний, практически поставивших под свой контроль добычу сырья в развивающихся странах и владеющих крупнейшими плантациями на территории этих стран.

Для этой организационной формы характерны сочетание производственной деятельности с совершением крупных коммерческих операций; полное устранение торгового посредничества на всем пути продвижения продукции от производителей одной страны к потребителям другой, от плантации до розничного магазина; объединение производственных, торговых и транспортных функций; организация специального торгового аппарата в форме дочерних сбытовых компаний.

Рост поставок сырья с подконтрольных предприятий свидетельствует также  о расширении прямых импортных операций, хотя эти внутрикорпорационные операции считаются импортными лишь по форме, поскольку они учитываются таможенной статистикой импортирующих стран. По существу же эта часть международной деятельности ТНК.

Огромную сеть филиалов и дочерних компаний имеют за границей так называемые колониально-сырьевые ТНК, скупающие  сельскохозяйственные товары непосредственно  у фермеров-производителей в развивающихся странах или разрабатывающие сырьевые ресурсы этих стран. Роль ТНК в организации закупок сырья, в производстве и сбыте готовых промышленных изделий в развивающихся странах остается высокой. Она определяется сохранением в той или иной форме экономической, а в некоторых случаях и политической зависимости многих стран, что создает для ТНК благоприятную возможность ведения в этих странах исключительно прибыльных операций. Реализация этой возможности обеспечивается прежде всего сосредоточением в руках сырьевых ТНК разветвленной закупочной сети.

Определенную роль в создании зарубежного  производства сыграло также стремление ТНК к обеспечению  производства стабильными и дешевыми источниками сырья, находящимися в развивающихся странах, для снижения себестоимости выпускаемой ими продукции и, следовательно, повышения рентабельности производства. В этом же направлении действовало стремление ТНК к расширению экономического и политического влияния в мире, что поощрялось различными мерами финансового и организационного содействия со стороны государств. Эти и другие факторы обусловили стремительный рост прямых заграничных капиталовложений ТНК в создание собственных производственных предприятий.

Создание заграничных дочерних производственных компаний стало важной организационной формой содействия установлению господства ТНК на рынках многих стран.

Важно подчеркнуть, что поскольку  ТНК организуют свои сбытовые и производственные дочерние компании на рынках других стран, то уже сами эти компании выступают в качестве контрагентов на рынке. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителей и конечным потребителем. Суть этих изменений сводится к тому, что заграничные сбытовые и производственные дочерние компании ТНК, составляющие элемент ее собственности, вступают в непосредственные контакт с конечным потребителем, как промышленным, так и розничным на рынке страны местонахождения и на рынках других стран. Это означает, что не только возрастает роль прямых коммерческих операций, но и меняется их характер.

2.3 Совместное предпринимательство,  как форма деятельности ТНК.

В настоящее время различные  соглашения о сотрудничестве заключаются  большей частью между фирмами  развитых стран с рыночной экономикой, где государственное регулирование не регламентирует столь жестко поведение иностранного инвестора. Вместо традиционной картины, когда крупная иностранная фирма пытается проникнуть на рынок через сотрудничество с местным партнером, складывается иная ситуация: многие соглашения предусматривают совместную деятельность во многих областях. В подобных предприятиях часто участвуют сопоставимые по мощи фирмы, которые являются международными по размаху операций, и каждая из них может вносить одинаковый, а не дополняющий вклад в общие усилия.

Между двумя крайностями—отдельными сделками между двумя фирмами, с одной стороны, я их полным слиянием, с другой, — лежат несколько форм сотрудничества. Они различаются, во-первых, по формуле компенсации каждому партнёру, отраженной в заключенном между ними соглашении, и, во-вторых, по направлению.

2.4 Формы сотрудничества.

1. Соглашения о предоставлении технологии и обучении персонала.

2. Соглашения о производстве (сборке) с последующей продажей поставщику.

3. Лицензирование.

5. Соглашения о предоставлении "ноу-хау".

6. Соглашения об оказании услуг в области управления и маркетинга.

7. Совместные предприятия не акционерного типа.

8. Совместные предприятия акционерного типа.

Компании, которая оказывает подобные услуги, единовременно выплачивается определенная сумма, и на этом взаимоотношения между фирмами заканчиваются, если, конечно, между ними не заключено дополнительно лицензионное соглашение.

В соглашениях о производстве (сборке) с последующей продажей поставщику и о франчайзинге основной формой компенсации партнерам служит наценка на поставленные товары, хотя при франчайзинге может быть оговорен процент с оборота.

Соглашения о предоставлении "ноу-хау" и оказании услуг в области  управления предполагают более высокий уровень взаимопомощи и организационных связей. Практика показывает, что лицензирование включает в себя передачу "ноу-хау" — необходимой, но не запатентованной информации.

Под термином "совместное предприятие" часто подразумевается создание самостоятельной компании, чей капитал разделен между двумя или более партнерами, рассчитывающим на пропорциональную долю в дивидендах в качестве компенсации.

Совместные предприятия в отраслях, замкнутых на определенную страну, представляют меньшую угрозу для ТНК с точки зрения создания широкой конкуренции только в том случае, если партнером является местная фирма, которая едва ли станет инвестировать в другие страны.

В общем, выгоды от международного сотрудничества покрывают его прямые и косвенные издержки, такие как создание конкурентов. Нельзя назвать случайностью тот факт, что количество совместных предприятий различных типов значительно превышает численность филиалов, как формы международного бизнеса. Совместные предприятия, лицензирование и другие формы сотрудничества служат достижению, по крайней мере, семи более или менее взаимосвязанных целей:

1) снижению риска (диверсификация номенклатуры товаров; распределение и/или снижение фиксированных затрат; уменьшение общего объема инвестиций; ускорение проникновения на рынок и окупаемости);

2) экономии и/и рационализации (снижение средних затрат при увеличении объема, снижение затрат через использование относительных преимуществ каждого партнера):

3) обмену технологиями (объединение технологий, обмен патентами и территориями);

4) устранению конкуренции;

5) преодолению государственных торговых или инвестиционных барьеров (получение разрешения действовать в качестве местного юридического лица благодаря местному партнеру, удовлетворение местных потребностей);

6) содействию первоначальной международной экспансии фирм, не обладающих достаточным опытом.

Совместное предприятие может  уменьшить риск партнёров путём  распределения риска большого проекта между несколькими фирмами, предоставления возможностей диверсификации номенклатуры товаров.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транснациональными корпорациями (ТНК) являются фирмы, состоящие из родительских компаний и их зарубежных филиалов. Первоначально ТНК изучались  в рамках теории фирмы, затем стали  разрабатываться самостоятельные  концепции. В их основе лежат, прежде всего, идеи американских экономистов С. Хаймера о необходимости для фирмы иметь преимущества перед местными конкурентами при осуществлении прямых инвестиций за рубежом и Р. Коуза о наличии специфического рынка внутри крупной корпорации, а также Р. Верона, который в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК в первую очередь стремление национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар.

Фирма за рубежом (зарубежный филиал) может не только учреждаться, но и приобретаться. Это происходит двумя способами: через слияние части капитала ТНК с уже существующей за рубежом фирмой (в этом случае появление частично принадлежащей ТНК зарубежный филиал) и через поглощение существующей за рубежом фирмы, т.е. через покупку целиком этой фирмы. В последние полтора десятилетия от ½ до ¾ ежегодного объема прямых инвестиций осуществлялось через слияние и поглощение. В современных условиях ТНК прибегают не только к слияниям и поглощениям, но и весьма активно к стратегическим альянсам и другим межфирменным кооперационным соглашениям, которые помогают им использовать конкурентные преимущества всех участников таких союзов без дорогостоящих затрат покупку их активов.

ТНК вносят огромный вклад в международный  научно-технический обмен, прежде всего через прямую передачу (чаще продажу) технологии от родительской компании ее зарубежным филиалам. Международное движение капитала, особенно прямых инвестиций, все больше переплетается с другой формой международных экономических отношений – международной торговлей товарами и услугами. Однако современные ТНК более активно используют международное производство, чем международную торговлю.

Транснациональные корпорации в своем  стремлении к безграничному расширению являются основными двигателями глобализации мирового хозяйства. Фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение монопольной власти таких корпораций и суверенитета государства. Многие экономисты-международники склонны предсказывать долговременную тенденцию к росту влияния государства на деятельность многонациональных корпораций. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о том, что ТНК уже доказали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик, вовлекать их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные вкусы и предпочтения. Многонациональные фирмы подрывают власть и позиции местных монополий и несмотря на свои крупные размеры нередко повышают степень конкурентности национальных рынков.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ефимова, Е.Г. Мировая экономика: учеб. Пособие для студентов-экономистов./ Е.Г Ефимова, С.А. Бордунова . – М.: МГИУ, 2009. – 208с.
  2. Овчинников, Г.П. Международная экономика: учебное пособие./ Г.П. Овчинников. – Санкт-Петербург: Издательство “Полиус”, 2010. – 310с.
  3. Ленский, Е.В. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы./ Е.В.Ленский, В.А.Цветков. – М.: АФПИ еженедельника “Экономика и жизнь”, 2009. – 160с.
  4. Ломакин, В.К. Мировая экономика./ В.К.Ломакин. – М.: Изд. объединение “ЮНИТИ”, 2011. – 256с.
  5. Международные экономические отношения: Учебник./ Под М43 ред. И.П. Фаминского.- М.: Юристъ, 2011. – 847с.
  6. Мировая экономика,: Учебник./ под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009. – 860 с.
  7. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов./ Под ред. проф. И.П. Николаевой, - 3-е изд., перераб и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009–510 с.
  8. Мировая экономика и международные экономические отношения: (в 2 ч.) 4.1: Учебник./ под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. Наук, проф. Р.И.Хасбулатова: - М,: Гардарики, 2011. – 671 с.
  9. Мировая экономика и международные экономические отношения: (в 2 ч.) 4.2: Учебник./под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. Наук, проф. Р.И. Хасбулатова: - М,: Гардарики, 2009. – 718 с.

Информация о работе Деятельность транснациональных корпораций(тнк)