Зарубежный опыт стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 06:53, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является определить возможности и перспективы использования зарубежного опыта усиления трудовой мотивации работников на российских предприятиях.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать общий подход к мотивации персонала за рубежом.
2. Рассмотреть наиболее распространенные системы группового стимулирования труда на примере зарубежных предприятий.
3. Определить перспективы использования гибких систем вознаграждения персонала на российских предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт стимулирования персонала.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

2. Определение размера премий должно базироваться на таких показателях, на которые работники могут оказать реальное воздействие, то есть на что они могут повлиять (прежде всего, в лучшую сторону), контролировать на своих рабочих местах, производственных участках.

По  данным обследования Американского  центра по производительности, проведенного в 1986 г., многие компании сообщили, что системы участия в прибыли позволили резко улучшить атмосферу на производстве, лучше мотивировать работников, но на производительность и качество эти системы повлияли очень и очень незначительно. В то же время системы разделения выгод от повышения производительности привели к значительному улучшению в этой области, хотя и не всегда способствовали улучшению качества [5].

3. Работники обязательно должны сами участвовать в разработке систем участия в прибыли или в разделении выгод от повышения производительности, вместо того чтобы подобные системы разрабатывались лишь узким кругом специалистов или руководителей.

Рядовым рабочим и служащим часто намного  лучше видно, за счет каких источников можно поднять производительность, какие факторы являются ключевыми  на их участке и соответственно за что именно нужно премировать  людей.

Доля  премий за счет участия в прибыли  или разделения прибыли в общих  доходах работников в американских компаниях ниже, чем в японских. Например, в «Херман Миллер», с успехом применяющей эти системы, соответствующие премии составляют от 7 до 23% от базового фонда заработной платы. И американская практика показывает, что чем ближе эта доля к 50%, тем лучше результаты компании. В «Моторолле», где 90% работников охвачены подобными системами, доля премий составляет 42% базового годового фонда заработной платы, и в среднем на предприятиях компании уровень брака снизился на 2/3, резко сократились внутрипроизводственные запасы, прирост производительности на 20-30% в год не является неожиданным на многих участках [5].

В случае с «Мотороллой» особого внимания заслуживает то обстоятельство, что применяемые системы стимулироваиия труда оказали значительное воздействие именно на те факторы, которые являются сегодня ключевыми для успеха в конкурентной борьбе. Возросла не только производительность как таковая. Она возросла за счет снижения брака и запасов, что очень важно.

Для усовершенствования системы материального  стимулирования в современных условиях необходимо следовать следующим  правилам:

1. Базовая оплата должна быть  достаточной, для того чтобы  привлечь на фирму работников  нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70-90% общего дохода, получаемого работником. При этом речь идет не об  искусственном снижении заработка  на 10-30%, а о создании необходимой  гибкости в оплате труда, ее  связи с конечными результатами [5].

2. Увеличение размера базовой заработной  платы должно производиться строго  в соответствии с повышением  производительности на уровне  группы работников или предприятия  в целом. При этом рост производительности  необходимо рассматривать, исключая  влияние внешних факторов, вроде  инфляции или экономической конъюнктуры.  В этом отличие повышения базового  уровня заработной платы от  определения размера премий, которые  могут быть подвержены и влиянию  внешних факторов.

3. Участие работников в прибыли,  в разделении прибыли должно  базироваться на определении  прибыли в масштабе всей хозяйственной  единицы: предприятия, компании  в целом или производственного  центра, если он несет всю полноту  ответственности за прибыли и  убытки. При этом необходимо иметь  в виду два обстоятельства. Первое - краткосрочная прибыльность не  является лучшим критерием для  определения прироста базовой  заработной платы. Второе - участие  в прибыли всегда предполагает  разделение работниками риска,  связанного с работой на рынок.  Это также требует, чтобы системы  участия в прибыли служили  основой для премирования работников, а не для определения базовой  заработной платы. Прибыльность  всегда подвержена воздействию  факторов, на которые работники  не только не могут повлиять, но и которые далеко не всегда  могут даже контролировать. Участие  в прибыли, в сущности, сближает  положение работников с положением  собственников предприятия.

4. Компании, успешно внедрившие системы  участия в прибыли, могут позволить  платить работникам много, так  как они много и получают  от них.

В «Линкольн электрик», например, уровень  заработной платы вдвое превышает  средний по промышленности. Стоимость  и цены на продукцию фирмы при  этом не возрастают, поскольку растет эффективность производства [5].

5. Достигнутый уровень жизни не  может рассматриваться в качестве  основы для определения базового  уровня заработной платы. Могут,  конечно, существовать доплаты  разового характера с поправкой  на инфляцию. Но именно разового  характера, в виде премий, а  не основы для базового заработка.  Могут существовать и более  специфические формы участия  работников в прибыли, с приобретением  ими акций своей компании.

3 Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом

В последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию  нефинансовых вознаграждений. Во многом (особенно в крупных компаниях) это  происходит под давлением профсоюзов, во многом - из-за объективной необходимости  удерживать квалифицированных сотрудников  и привлекать новых исполнителей. Эта тенденция привела к возникновению  системы «пакета услуг». При ее использовании сотрудник получает возможность выбора из некоторого количества различных вознаграждений то, в чем  он максимально заинтересован в  настоящий момент. В течение послевоенного  периода доля дополнительных выплат и социальных услуг (benefits) в совокупном финансовом вознаграждении работников на Западе непрерывно росла, и сегодня достигает от 25 до 40% в зависимости от конкретной страны, отрасли или группы персонала. За это время они перестали быть прерогативой крупных фирм и превратились в один из наиболее важных факторов привлекательности компании для потенциальных сотрудников. Однако уже к середине 1960-х годов стали очевидны проблемы традиционного подхода к предоставлению дополнительных выплат и социальных услуг, когда относящиеся к одному иерархическому уровню сотрудники имели право на одинаковые по стоимости и ассортименту наборы соответствующих выплат и услуг. Работодатели отмечали, что влияние данных пакетов на мотивацию и показатели работы сотрудников значительно ослабло, поскольку их отдельные элементы имели различную ценность для различных сотрудников, и что сами эти сотрудники в подавляющем большинстве не имели ясного представления о реальных затратах компании на компенсационные пакеты. В качестве одного из решений проблемы и возникла идея гибких программ дополнительных выплат и социальных услуг [6].

Гибкая  программа дополнительных выплат и  социальных услуг предполагает, что  работники имеют право выбирать из предлагаемого работодателем  перечня выплат и услуг те, которые, по их мнению, лучше соответствуют  их потребностям и интересам. В большинстве  случаев выбор ограничен общей  стоимостью набора: работнику, например, может быть назван годовой лимит, который он по собственному усмотрению должен распределить среди представленных в перечне выплат и услуг. Во многих программах работники могут выбирать выплаты и услуги, стоимость которых превышает установленный лимит, оплачивая это превышение из собственного кармана (вообще долевое участие самого работника в финансировании соответствующих выплат и услуг всячески поощряется). С другой стороны, если работник не полностью использует свой лимит, он чаще всего может получить неиспользованную сумму в виде денежного эквивалента.

Первым  примером гибких программ стали широко известные в настоящее время  программы «кафетерий» (cafeteria plan), появившиеся в 1960-х годах. Их внедрение в жизнь, однако, выявило и главные для того времени проблемы: с одной стороны, в условиях отсутствия современных компьютеров и программного обеспечения работодатели отмечали высокую сложность и дороговизну управления программами, а с другой - сами работники испытывали немалые трудности, делая свой выбор. К настоящему времени популярность гибких программ вновь значительно возросла, в том числе и потому, что большинство элементов таких пакетов не облагается налогами, и сам термин «гибкая система» имеет достаточно широкий диапазон значений. По мнению американских специалистов, например, можно говорить о следующих разновидностях гибких программ:

Основная  программа «кафетерий» предлагает работникам организации некоторый  обязательный минимальный набор  выплат и услуг плюс возможность  выбора дополнительных услуг или  их денежного эквивалента в рамках установленного лимита. Главное достоинство  такой программы видится в  поддержании баланса между предоставлением  работнику свободы выбора, с одной  стороны, и - с другой стороны - возможности  для работодателя защитить первого  от «плохого» выбора.

Программа «буфет» предполагает, что работник имеет право пересмотреть получаемый им на данный момент пакет в сторону  увеличения объема наиболее важных для  него выплат и услуг (например, стоматологических) за счет сокращения объема других (например, страхования жизни).

Программа «комплексные обеды» предоставляет  на выбор сотрудникам несколько  пакетов выплат и услуг примерно одинаковой стоимости, но различных  по составу. Это могут быть, например, пакеты, рассчитанные на молодого работника, еще не имеющего семьи, на сотрудника, имеющего детей или других иждивенцев, на сотрудника предпенсионного возраста и т.д. Наиболее типичными элементами пакетов в США являются медицинское страхование, страхование жизни, страхование от инвалидности, оплата стоматологических услуг, помощь в уходе за детьми и иждивенцами, оплата дополнительного отпуска и т.д.

Выявление конкретных предпочтений персонала, необходимое  для разработки различных пакетов, осуществляется либо в ходе неформальных коммуникаций, как это обычно происходит в мелких фирмах, либо путем разработки так называемых социальных анкет  или специальных вопросников (это  характерно для крупных организаций  с сотнями и даже тысячами сотрудников). В таком вопроснике работника обычно просят проранжировать ряд дополнительных выплат и услуг по степени их важности для него и его семьи, ответить, готов ли он пожертвовать частью своего заработка на финансирование дополнительных выплат и услуг сверх того, что ему предоставляет фирма, также просят указать пол, возраст, семейное положение, профессию и т.д.

Многочисленные  обзоры 1980-1990-х годов показали, что  и персонал, и работодатели чаще всего положительно оценивают гибкие программы: работники - объясняя это  более высокой степенью удовлетворения своих потребностей и позитивным восприятием самой свободы выбора, работодатели - отмечая повышение мотивации персонала, усиление его лояльности к организации, более эффективный контроль над трудовыми издержками, а в ряде случаев - и их снижение. Но, как отмечают многие специалисты, «информирование персонала о предоставляемых выплатах и услугах не менее важно, чем сами эти выплаты и услуги», и в последние годы США, например, переживают настоящий бум в этой сфере. Так, проведенный недавно Aon Consulting Benefacts опрос американских работодателей показал, что почти 75% респондентов в настоящее время осуществляют индивидуальное информирование своих работников об их финансовом вознаграждении. Формы такого информирования самые различные: от неформальной беседы тет-а-тет до официального письма (employee earnings and benefits letter), подписанного менеджером по персоналу, или электронной почты, видеокассет, Интернета [6]. В целом можно заключить, что наличие гибких программ дополнительных выплат и социальных услуг работникам способствует повышению результативности систем мотивации персонала.

Заключение

В России, обладающей значительным кадровым и интеллектуальным потенциалом, предприятия сегодня недостаточно используют инструменты, связанные с повышением мотивации сотрудников, делая основной акцент на «манипулировании зарплатой»: повышая или понижая в зависимости от успехов деятельности на рынке. Исключение составляют только крупные компании. Вместе с тем, в современном менеджменте все большее значение приобретают именно мотивационные аспекты управления трудом, поскольку мотивация напрямую влияет на результаты работы. Для мотивации сотрудников зарубежные предприятия используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. При этом заметная роль отводится способам мотивации, не имеющим отношения к материальным поощрениям.

Для российских предприятий является полезным изучение зарубежного опыта трудовой мотивации, поскольку с учетом существующей специфики в экономическом развитии государства, менталитета российского народа, а также внутренней и внешней среды представляется реальным внедрение многих элементов применяемых за рубежом систем стимулирования персонала.

 


Информация о работе Зарубежный опыт стимулирования персонала