Имидж как средство воздействия на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Массовое сознание – всегда консерватор, «лидеры мнений» (в социологии), т. е. готовые к восприятию нововведений, составляют ничтожно малые пять процентов социума. Оно предпочитает не рисковать и дорожит тем, что имеет. Поэтому массовое сознание (как адресат) всегда обрабатывает полученную информацию как бы с дополняющей позиции. Физиология восприятия такова, что, увидев или услышав нечто новое, мозг ищет ему соответствие, тождество, подобие или схожесть. Всякий раз при восприятии происходит попытка вписать новую строчку в сценарий (по Э. Берну), который уже существует в нашем сознании как неоспоримый образ реальности. В глобальном понимании для массового сознания такой образ – суть миф. Таков общий закон человеческой психики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ 4
1.1. Структура и составляющие имиджа. 4
1.2. ПР как средство повышения эффективности на подсознание людей. 7
2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА 15
2.1. Создание имиджа фирмы. 15
2.2. Формирование имиджа политического лидера. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Имидж как средство воздействия на массовое сознание.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Механизм  воздействия на массовое сознание известен человечеству, по крайней мере, уже  с античности. Такие обращения, как  и любая пропаганда во время войны, – своего рода «психическая анестезия», в задачу которой входит торможение некоторых естественных реакций человека в пользу других, более социально оправданных на данный момент. Военная пропаганда – всегда успешна, разжечь праведный гнев удается легко. Однако в мирное время массовое сознание более апатично и трезвомысляще. Почему же тогда манипуляция массовым сознанием все-таки имеет место? Посмотрим на природу восприятия человеком действительности.

    Массовое  сознание – всегда консерватор, «лидеры  мнений» (в социологии), т. е. готовые  к восприятию нововведений, составляют ничтожно малые пять процентов социума. Оно предпочитает не рисковать и дорожит тем, что имеет. Поэтому массовое сознание (как адресат) всегда обрабатывает полученную информацию как бы с дополняющей позиции. Физиология восприятия такова, что, увидев или услышав нечто новое, мозг ищет ему соответствие, тождество, подобие или схожесть. Всякий раз при восприятии происходит попытка вписать новую строчку в сценарий (по Э. Берну), который уже существует в нашем сознании как неоспоримый образ реальности. В глобальном понимании для массового сознания такой образ – суть миф. Таков общий закон человеческой психики.

    Средства  массовой информации с момента своего появления занимались созданием  символов или даже мифотворчеством. Кроме того, в качестве адресанта  в схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании. Газеты, радио, телевидение – суть режиссеры-постановщики пьесы, которой наше сознание заменяет реальный мир. Усиливает воздействие и описанный принцип дополнения. СМИ предлагают нам актеров на уже прописанные в сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого «героем», – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая существует у нас в сознании. Американские специалисты в области PR четко формулируют основные правила законного эффективного общения с массовым сознанием: контроль потока информации, определенная последовательность сообщений, многократное повторение,  все СМИ должны говорить в один голос, ограничение доступа «чужим» журналистам, активная наступательная тактика1. Таким образом, манипуляция аудиторией СМИ представляет собой целый комплекс определенных мероприятий, паразитирующих на стереотипности и символичности массового сознания.

    Сегодня уже не вызывает сомнения, что одним из важнейших направлений деятельности по связям с общественностью является создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Собственно формированию эффективного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции. 
 

 

  1.   ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

    1.1. Структура и составляющие  имиджа.

 

    Имидж - это совокупность ряда переменных, с преобладающей над содержанием  формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенциальных потребителей, а, также, ключ к успеху в правильности концепции развития общественных связей2.

    Какой бы непредсказуемой ни была реакция  общественности в период формирования облика структуры, вся система обязательно должна подчиняться стройной логической концепции. Имидж существует в сознании обывателя, как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контектстному.

    1. Визуальное измерение формирует  внешний образ: соответствие нормам  деловой и официальной одежды, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика, жесты. В вербальном измерении - культура общения: речь, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону. Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом, т.е. речь идет о репутации человека: динамика формирования имиджа определяется репутацией субъекта. Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом. Поэтому, в работе по формированию персонального имиджа, вопрос о репутации требует особого внимания.

    Технология  создания имиджа предполагает активное использование двух направлений: описательное (или информационное), представляющее образ (лидера, компании); оценочное, существующее как побуждающее оценки и эмоции, вызываемые информацией, различной интенсивности, несущей определенную эмоционально-психологическую реакцию.

    Оценка имиджа происходит при использовании опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов. Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь.

    В силу объективных условий, имидж  может быть позитивным, негативным, и нечетким. Целью структуры является создание позитивного имиджа, повышающего конкурентноспособность, привлекающего внимание общества, ускоряющего процесс приятия и увеличивающего объем сторонников, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы. Концепция формирования имиджа предполагает следующие этапы развития для успешного движения: планирование; организация; контроль.

    Структура имиджа включает 8 компонентов3:

    1. Имидж субъекта: представления общества  относительно уникальных характеристик:

    а) основные преимущества (выгоды, обеспечиваемые успешным завершением данной программы);

    б) дополнительные преимущества, обеспечивающие отличительные свойства (слоган, дизайн, реклама, качество, т.д.).

    2. Имидж потребителей: представления о стиле жизни, общественном статусе, о личностных (психологических) характеристиках населения.

    3. Внутренний имидж структуры: представления  сотрудников о своей организации,  лидере. Детерминантность внутреннего  имиджа в культуре и социально-психологическом климате организации, требует особого отношения к данным аспектам.

    4. Имидж лидера и ближайшего  окружения: включает представления  о способностях, установках, ценностных  ориентациях, психологических характеристиках,  внешности. 

    5. Имидж представляющей его структуры: собирательный, обобщенный образ организации, раскрывающий наиболее характерные черты лидера:

    а) профессиональная компетентность: мобильность (быстрота и качество...); аккуратность в выполнении должностных обязательств; точность выполнения обязательств, обещаний; информированность (готовность дать ответ на возникший вопрос); высококвалифицированный уровень профессиональной подготовки;

    б) культура: коммуникабельность (приветливость, открытость, доступность в общении,  улыбчивость);  правильность речи; социально-психологические характеристики партнеров (сподвижников);

    в) социально-демографические и физические данные:  возраст;  пол;  уровень  образования;  наличие-отсутствие физических дефектов;

    г) визуальный имидж: деловой стиль в одежде; аккуратная прическа; ограничения в использовании аксессуаров, украшений, декоративной косметики.

    Имидж базовой структуры формируется  на основе прямого контакта, при  котором каждый сотрудник рассматривается  как лицо организации, по которому судят  о состоянии всей структуры. Роль представителей и доверенных лиц организации имеет непосредственное воздействие на создание позитивного целостного имиджа лидера, а значит, и всей компании.

    Составляющие  имиджа4.

    1. Визуальный имидж: целенаправленное воздействие на зрительные ощущения, фиксирующие информацию о дизайне, фирменной символике и иных носителях графической информации (реклама).

    2. Социальный имидж: навязывание  широкой общественности представлений  о социальных целях и роли  организации в экономической,  социальной и культурной жизни общества.

    3. Бизнес-имидж: формирование представлений  о субъекте деловой активности (деловая репутация, объем продаж, относительная доля рынка, инновационность  технологий, разнообразие товаров,  гибкость ценовой политики т.д.), бизнес-имидж организации обладает относительной стабильностью.

    Каждый  элемент структуры имиджа, воздействующий на представления людей в течение  продолжительного временного отрезка  должен быть заполнен самой организацией: недостающий элемент, в силу определенных стереотипов, массовое сознание заполняет самостоятельно, создавая тем самым барьер трудно преодолеваемой существующей установки при последующем внедрении информации. Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных структур, существующих в центре внимания СМИ, на виду общественности. Коррекция имиджа подобных структур ведется постоянно, посредством воздействий на общественное мнение для обеспечения благоприятного поведения общественности в отношении организации.

    1.2. ПР как средство повышения эффективности на подсознание людей.

 

    В современном профессиональном бизнесе  четко просматривается тенденция  его ускорения. Следовательно, серьезным  козырем в конкурентной борьбе становится опережение в уровне знаний. ПР позволяют  реализовать экономическую мудрость, проявить “высший пилотаж” в своевременном сборе достоверной информации через разнообразные контакты с общественностью о потребностях общества и динамике рынка, используя общественность в качестве независимого консультанта. ПР, таким образом, дают фирме возможность опередить конкурентов и выиграть время. А фактор времени на рынке очень важен. ПР многолики и многогранны, поэтому не просто кратко сформулировать их основные цели. Генеральная цель ПР – формирование ситуации успеха фирмы в обществе. Основные цели5:

    1. Позиционирование объекта ПР (от  англ. position – положение, нахождение) – создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа.

    2. Повышение имиджа – после квалифицированно выполненного позиционирования можно перейти к повышению (возвышению) имиджа, используя ранги показателей имиджа и ранжируя их по степени значимости.

    3. Антиреклама, т. е. снижение  имиджа. Снижать имидж легче, чем  возвышать, т.е., позиционировать  достоинства. Цель антирекламы –уменьшить приток клиентов в том случае, если фирма не в состоянии всех удовлетворить, а обижать отказом нежелательно. В этом случае следует разъяснять клиентам существующие проблемы.

    4. Отстройка от конкурентов – как правило, это комбинация возвышения одного имиджа при снижении другого (или позиционирование своего объекта ПР на фоне конкурентов). Отстройка может быть явной и скрытой (например, зачем пить плохой кофе, если можно пить хороший чай).

    5. Контрреклама – восстановление случайно сниженного имиджа. Опровержение недобросовестной (неэтичной, заведомо ложной) и иной рекламы конкурентов. Контрреклама распространяется с целью ликвидации негативных последствий недобросовестной рекламы, устранения противоречий. Контрреклама обязательно должна быть дана вовремя, тогда она эффективна вдвойне.

    6. Изучение влияния внешней среды  на деятельность фирмы: отслеживание  изменений в государственной  политике, международном положении,  общественном мнении, настроении  масс – потенциальных пользователей. Исследование демографических, культурно-этических и др. факторов. Преодоление “барьера недоверия” к фирме и ее продукции путем влияния на стереотипы и сознание людей. Поиск, изучение и выявление спонсоров и инвесторов.

    Формы ПР разнообразны и многочисленны. Напомним лишь основные: пресс-конференции для журналистов; подготовка и рассылка пресс-релизов в СМИ; некоммерческие статьи в прессе; телепередачи, радиорепортажи; общественная и благотворительная деятельность; юбилейные и праздничные мероприятия: ежегодные отчеты о “добрых делах”; “контакты наверху”; проведение массовых акций не по профилю деятельности фирмы (спорт, искусство, лотерея, игры, наука и др.); отношения со средствами массовой информации и т.д6.

    Специалисты в области ПР насчитывают сотни  мероприятий, по праву включаемых в ПР. Естественно, что каждая фирма, каждый субъект предпринимательской деятельности выбирает те из них, которые могут быть выполнены квалифицированно и со временем принесут наибольшую пользу.

Информация о работе Имидж как средство воздействия на массовое сознание