Квалиметрия и ее возникновение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Изучение теоретических запросов, затрагиваемых в научных публикациях по качеству продукции, а также анализ связанных с проблемой качества практических потребностей предприятий различных отраслей народного хозяйства позволяют сделать следующий вывод: предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.
При окончательно систематизации последовательности, можно указать такие области науки о качестве продукции:
исследование природы качества продукции;
изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции;

Содержание

Введение 4


1. Качество, измеряемое и количественно оцениваемое 6
в квалиметрии.


2. Почему появились оценки качества 10


3. Что такое квалиметрия 12


4. Сфера применения квалиметрии 29
Заключение 18

Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

pda-0049.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Московский Государственный Индустриальный Университет 

МГИУ

 

 

 

Факультет  Экономики, Менеджмента

 и Информационных  Технологий

Кафедра  Производственный менеджмент

 

Дисциплина  Квалиметрия

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему :  «Квалиметрия и ее возникновение»

 

 

 

Выполнил : студентка 5 курса в/о

группа 9221 Наумова Т.Г.

 

Проверил: профессор Дежкина И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1998 г.

 

АННОТАЦИЯ

 

В данном реферате объемом  19 страниц, рассматривается понятие и предмет квалиметрия.

 

Ключевые слова:  КВАЛИМЕТРИЯ, КАЧЕСТВО, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, ПОКАЗАТЕЛЬ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр

Введение        4

 

 

1. Качество, измеряемое и количественно оцениваемое 6

в квалиметрии.

 

 

2. Почему появились  оценки качества    10

 

 

3. Что такое  квалиметрия      12

 

 

4. Сфера применения  квалиметрии    29

Заключение       18

 

Список использованных источников    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

 

 

  1. А.В. Гличев «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 1983г.

 

 

  1. В.А. Авилов Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства, «Экономика», Москва, 1967г.

 

  1. Г.Г. Азгальдов О взаимосвязи качества и потребительской стоимости , «Стандарты и качество», Москва, 1971г.

 

  1. Л.Н. Альперин Об инженерно  - психологической оценке качества технических устройств, «Стандарты и качество», Москва, 1967г.

 

  1. Райхман «О квалиметрии», «Стандарты и качество», Москва, 1983г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последнее  время появилось большое количество научных монографий и отдельных  статей, посвященных обобщению опыта  промышленных предприятий по повышению  качества продукции и решению  теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.

Это свидетельствует  о том, что в настоящее время  формируется новая наука, наука  о качестве продукции.

Что же составляет предмет этой науки?

Изучение теоретических  запросов, затрагиваемых в научных  публикациях по качеству продукции, а также анализ связанных с проблемой качества практических потребностей предприятий различных отраслей народного хозяйства позволяют сделать следующий вывод: предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

При окончательно систематизации последовательности, можно  указать такие области науки  о качестве продукции:

  • исследование природы качества продукции;
  • изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции;
  • разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества продукции;
  • изучение информационных аспектов производства и потребления продукции отдельного качества;
  • исследование экономических проблем, связанных с изменением качества продукции;
  • изучение социологических аспектов проблемы качества продукции

 

Из всех перечисленных  областей в настоящее время одной  из важных представляется та, которая  связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.

Эти оценки являются  неразрывным  элементом  любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом, надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И, наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции - предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

Вот почему есть основания  считать, что проблема измерения  и количественной оценки качества продукции  в настоящее время является узловой проблемой всей науки о качестве продукции.

Поэтому вполне естественно, что наука о количественной оценке качества – квалиметрия - привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов, занятых в промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение квалиметрии

 

 Качество, измеряемое  и количественно

оцениваемое в квалиметрии.

 

В настоящее  время важнейшие экономические  категории, как эффективность производства, производительность общественного  труда, цена, рентабельность, прибыль во все большей степени связываются с показателем качества выпускаемой продукции. Качество становится не просто объектом изучения и рассмотрения, но и объектом планирования и управления в государственном масштабе, а это означает, что оно становится также объектом измерения и оценки.

Выявить смысловое  понятие качества важно в связи  с настоятельной потребностью решить целый ряд важнейших практических проблем отечественной экономики, так или иначе связанных с  учетом качества продукции.

К числу этих проблем прежде всего относятся:

  • измерение производительности общественного труда;
  • определение эффективности капитальных вложений и новой техники;
  • оценка результатов производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
  • теория и практика ценообразования.

Методы  решения этих проблем в значительной степени зависят от того содержания, которое вкладывается в понятие качество продукции.

Исторически сложилось  так, что термин качество, в отлично  от большинства других терминов, развивался в рамках двух отдельных областей: во-первых, качество было и остается одной из важнейших категорий философии;  во-вторых, качество все больше становится не менее важным понятием н термином практически в любой отрасли современного материального производства, т. е. в современной экономике.

Качество вначале  рассматривалось как какое-то одно - главное, доминирующее свойство, наиболее ярко характеризующее предмет или  явление. При этом все остальные  свойства предмета или процесса как  менее важные не принимались во внимание. Несмотря на то, что такое понимание качества зародилось очень давно, на самой ранней стадии изготовления продуктов труда, но и сейчас, при сравнительно большей степени развития материального производства, в некоторых случаях для облегчения задачи условно абстрагируются от ряда свойств того или иного предмета или процесса и, говоря об их качестве, имеют в виду только главное свойство.

Например, и  сегодня под качеством бетона иногда подразумевают только одно, но самое главное из всех его свойств  – прочность на сжатие в 28-дневном возрасте, т.е. так называемая «кубиковая прочность» или марка бетона.

В шинном производстве под качеством шины нередко условно  понимают только одно ее свойство - ходимость, в химической промышленности при  производстве полистирола -его относительною вязкость.

Итак, недостатки такого узкого, ограниченного понимания  термина качество продукции совершенно ясны. И все же в каких-то частных  случаях такое понимание, вероятно, правомерно.

Как известно, любой  предмет обладает практически бесконечным  количеством свойств, составляющих в целом его качество. Но из этого бесконечного количества для характеристики качества продукции необходимо выделить лишь те свойства, которые в данный момент представляют интерес с точки зрения удовлетворения личных или общественных потребностей. Именно поэтому понятием качество продукции всегда связано со степенью удовлетворения каких-то потребностей индивидуума или общества.

По мере углубления познания качества стала возникать  необходимость как-то это качество учитывать, сопоставлять с потребностями, измерять степень соответствия им.

В связи с  этим начали увязывать свойства предметов  с характером потребностей и отождествлять  эти связи с показателями, указанными в технической документации (чертежах, стандартах и технических условиях). Возникли понятия - брак, дефект, т. е. отклонение одного из показателей качества продукции от требований, указанных в чертежах, технических условиях или стандартах. Но подобное понимание характеризует скорее не качество продукции как таковой, а качение работы по ее изготовлению.

В дальнейшем в  понятие качество стали постепенно включаться функциональные показатели, которые не зафиксированы в чертежах, технических условиях или стандартах, но, тем не менее, характеризуют качество. К ним относятся показатели надежности, долговечности, эстетичности н др. Наконец, в понятие качество стали включать и другие технические показатели, характеризующие потребительную стоимость изделия, - функциональность, удобство, технологичность н т. д.

Вместе с  тем, старое понимание качества продукции, как степени соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам, стало ограничиваться рамками контроля качества на производстве - в цехах, на отдельных рабочих операциях, в отделах технического контроля предприятий, в инспекциях по качеству.

Таким образом, к настоящему временя выделилось три направления в трактовке  понятия и термина «качество  продукции»; первое, условно отождествляющее качество с каким- то одним, главным свойством продукции; второе, рассматривающее качество только с точки зрения соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам (и, как уже отмечалось, фактически характеризующее не качество продукции, а качество работы); третье, новое, изучающее качество с точки зрения комплекса отдельных составляющих это качество полезных свойств.

Логическим  завершением этого подхода к  трактовке понятия качество продукции, становящегося все более комплексным, являются предложения рассматривать  качество продукции с точки зрения, во-первых, всех тех потребностей, которые продукцией с этим качеством удовлетворяются, а, во вторых, - с точки зрения всех затрат, которые несет общество на производство и потребление этой продукции. В наиболее последовательной и концентрированной форме эта точка зрения вылилась в утверждение, что «качество продукции обусловлено двумя сторонами товаров - стоимостью и потребительной стоимостью...» .

Таким образом, для качества в производственно-техническом  смысле можно выделить три различных  понятия, отличающихся друг от друга  полнотой учета отдельных свойств изделия.

к а  ч е с т в о  п р о  д у к ц и и - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;

единичный показатель качества продукции - показатель качества продукции, относящийся только к одному из ее свойств;

комплексный показатель качества продукции - показатель качества продукции, относящийся к нескольким ее свойствам:

интегральный  показатель качества продукции - комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных. затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

г л  а в н о е (единичное) к а  ч е с т в о - качество, отождествляемое с каким-то одним определяющим. доминирующим свойством, характеризующим потребительную стоимость данного продукта труда, при условном абстрагировании от всех остальных его свойств. Выбор такого свойства должен быть обусловлен и подкреплен достаточно длительной и устойчивой практикой его применения именно как синонима качества этого продукта труда. Например, по отношению к бетону главным качеством может являться прочность; для наручных часов - средний суточный ход (точность);

и н  т е г р а л ь н о  е к а ч е с т в о - качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических свойств, т.е. выражаемое совокупностью потребительной стоимости и суммарных затрат на производство и потребление этого продукта труда.

Исследование  качества продукции с применением трех различных понятий (единичное качество, качество, интегральное качество) хорошо согласуются с тремя направлениями в трактовке понятий и терминов «качество продукции». Таким образом, метродологический принцип деления на три вида качества соответствует историческому процессу развития этого понятия.

Информация о работе Квалиметрия и ее возникновение