Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:48, курсовая работа
Интерес к такой многоаспектной и нынче столь актуальной теме как маркетинг, а надо отметить, что с каждым годом он становится все большим, если не сказать глобальным, растет не только в пределах отдельно взятой страны, но и в мире в целом. Это объясняется тем, что маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Цели в маркетинге могут быть классифицированы следующим образом:
1. Рыночные - завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков;
2. Маркетинговые - создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба;
3. Управленческие - совершенствование структуры управления;
4. Обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара;
5. Контрольные
Развитие маркетинга связанно с последовательностью его концепции. Основными функциями маркетинга являются:
аналитические, связанные с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг.
производственно-сбытовые - организация разработки новых товаров; их производство, сбыт, и послепродажное обслуживание; разработка и реализация ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта.
управления и контроля - управление маркетингом; стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.
Глава 2. Классификации маркетинга
Первая классификация маркетинга
Маркетинг делится на виды в зависимости от ориентации предприятия в деле продвижения своей продукции.
Представим в виде таблицы сравнительный анализ этих видов маркетинга.
Сфера действий |
Маркетинг, ориентированный на |
Маркетинг интегрированный | |
потребителя |
товары и услуги | ||
Цель рекламных компаний |
Информирование потребителей |
Стимулирование сбыта, формирование имиджа фирмы |
Информирование потребителей, формирование имиджа фирмы |
Степень знания конечного потребителя |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Уровень расходов по реализации |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Сбытовые каналы |
Торговые посредники |
Собственная сеть |
Сочетание дилеров и собственной сбытовой сети |
Конкуренция |
По качеству, по цене |
По параметрам продукции, по нововведениям |
По потребительским свойствам товаров и услуг |
Анализ продукта |
Стремительное реагирование на текущие нужды и запросы потребителей |
Ориентация на масштабные технические нововведения |
Ориентация на нововведения в сфере сбыта + изменения продукта соответственно нуждам и запросам потребителей |
Вторая классификация маркетинга
Деление маркетинга осуществляется в зависимости от охвата рынка.
Массовый маркетинг (
Целевой маркетинг (концентрированный или сфокусированный маркетинг) – подразумевает под собой разработку продукта для определенного узкого рыночного сегмента или же работу на один выбранный сегмент.
Дифференцированный маркетинг (множественный маркетинг) - это работа на нескольких сегментах одновременно. В рамках данной стратегии охвата предприятие в принципе может обслужить и весь рынок, если при этом для каждого отдельного сегмента разрабатывается свой комплекс маркетинга.
Третья классификации маркетинга
Деление маркетинга осуществляется в зависимости от различных состояний спроса.
Стимулирующий маркетинг - применяется в тех случаях, когда спрос отсутствует. В таких условиях потребители могут быть безразличны к товару или вообще не заинтересованы в нем.
Причины, по которым спрос может отсутствовать: несоответствие рынка сбыта, новизна изделия, отсутствие информации, потеря ценности товара.
Маркетинговая задача – выявление способов увязки выгод продукта с естественными человеческими потребностями и интересами.
Противодействующий маркетинг – применяется, когда спрос иррациональный, создающий реальную угрозу общественному благополучию или безопасности отдельных индивидов (табак, алкоголь, оружие).
Задача маркетинга - ликвидация или максимальное снижение спроса.
Методы маркетинга: запрет или ограничение рекламы, повышение цен, антиреклама, формирование негативного общественного мнения о потребителях данной категории товаров, ограничение доступа товара.
Демаркетинг - применяют в условиях чрезмерного спроса. В данном случае уровень спроса постоянно существенно выше, чем предприятие способно удовлетворить.
Задача маркетинга - снижение спроса до разумных пределов.
Методы маркетинга: сокращение или прекращение рекламы, увеличение цен, выдача лицензий другим фирмам.
Ремаркетинг - применяется фирмами при снижающемся спросе.
Причины такого явления: появление товаров-заменителей, моральное старение товара,
снижение качества товара, снижение престижности товара.
Маркетинговая задача - анализ причин падения спроса, оценка перспектив восстановления спроса, разработка комплекса мероприятий, которые будут направлены на оживление спроса.
Поддерживающий маркетинг – применяется, когда спрос полноценен. В данном случае спрос полностью соответствует возможностям предприятия, которое удовлетворено своим торговым оборотом.
Задача маркетинга - поддержание существующего уровня спроса как можно дольше, несмотря на меняющиеся предпочтения потребителей и усиливающуюся конкуренцию.
Методы маркетинга: модернизация товара, политика цен, реклама, изменение условий продажи, проверка целесообразности затрат на маркетинговые операции.
Конверсионный маркетинг - применяется в условиях негативного или отрицательного спроса. Рынок может находиться в состоянии отрицательного спроса в случае, когда подавляющая часть потенциальных потребителей товар недолюбливает и даже согласна на определенные издержки, чтобы избежать его покупки.
Причины отрицательного спроса: товар вышел из моды, плохие ощущения при потреблении товара, вредность товара для здоровья, отрицательный имидж производителя товара, потеря ценности товара.
Задача маркетинга - анализ причин, по которым клиенты испытывают неприязнь к товару, и оценка перспектив изменения негативного отношение рынка с помощью переделки товара, более активного стимулирования и рекламы, снижения цен.
Развивающийся маркетинг – применяется в условиях скрытого спроса, возможного при возникновении у потребителей желания, которое нельзя удовлетворить с помощью представленных на рынке товаров и услуг.
Задача маркетинга - своевременное выявление спроса, оценка величины потенциального рынка и создание эффективных товаров и услуг на новом качественном уровне, которые способны удовлетворить спрос, то есть превратить его в реальный из потенциального.
Синхромаркетинг - применяется фирмами при нерегулярном или колеблющемся спросе. В таком случае сбыт колеблется на почасовой, ежедневной и сезонной основе.
Задача маркетинга - нахождение способов сгладить колебания в распределении спроса во времени посредством гибких цен.
Четвертая классификация маркетинга
Деление маркетинга осуществляется в зависимости от тех сроков, на которые фирмы рассчитывают свою политику.
Пятая классификация маркетинга
Деление маркетинга осуществляется в зависимости от степени охвата рынка.
Шестая классификация маркетинга
Деление маркетинга осуществляется в зависимости от вида продукта.
В классическом понимании маркетинг рассматривался как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современное определение маркетинга (данное Американской ассоциацией маркетинга) таково: маркетинг ? это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Сегодня требуется максимально широкое понимание маркетинга, не ограничивающиеся отдельными функциями и задачами.
Маркетинг развивается так же, как и другие сферы хозяйственной деятельности. В индустриальную эру применялись два основных вида маркетинга:
Маркетинг, ориентированный на продукт (на изделие или услугу). Если ваше предприятие выпустило прекрасный продукт или может предоставить потребителям превосходнейший по качеству вид услуг, то можно считать работу сделанной лишь наполовину, но не более того. Внедрение нововведения на рынок можно считать завершенным только в том случае, когда кто-то другой, за пределами вашего предприятия, высоко оценит сделанное вами, посчитает изготовленный товар или услугу ценной и значимой для своих нужд. Такое отношение к вашей работе может проявиться только в том, что этот кто-то купит изделие вашей фирмы. Купить же можно только то, о чем по крайней мере знаешь; в чем разбираешься, чьи достоинства тебе известны; что ты знаешь, как можно применить или использовать; от чего ты получишь удовлетворение, сможешь отблагодарить самого себя.
Сегодня для крупных предприятий ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или вида услуг, которые бы положили начало формированию новой отрасли промышленности. Если вы все же решитесь на использование такого метода маркетинга в рамках уже сформированной отрасли, сложившегося рынка, то прежде чем нести расходы, связанные с организацией производства, заниматься поиском помещения под офис, убедитесь, есть ли на рынке достаточное число потребителей, желающих приобрести то, что вы изготовите.
Маркетинг, ориентированный на потребителя. Самое важное обстоятельство, которое вы должны знать: что именно покупают отдельные потребители. Знания и информация о рынке, полученные в рамках традиционного подхода к маркетингу, у вас, как правило, не из ?первых рук?. Обычно это статистические отчеты и сборники или какие-то специальные исследования, проведенные экспертами по чьей-либо просьбе.
Главная сложность здесь заключается в том, что маркетинг ? трудно осязаемая категория. Если у вас есть продукт, изделие, вы (или потребитель) можете его пощупать, понюхать, измерить, оценить каким-то иным образом. Когда речь идет о маркетинге, об изучении нужд и запросов потребителей, мы имеем дело с тем, что не поддается измерению или оценке традиционными, всем известными способами. Тем не менее с этим придется мириться и учиться использовать экспертные и вероятностные методы.
Таблица 1. Сравнительный анализ видов маркетинга
Сфера действий предприятия |
Маркетинг, ориентированный |
Интегрированный маркетинг | |
на продукт |
на потребителя | ||
Реклама направлена прежде всего на |
стимулирование сбыта и формирование имиджа |
информирование потребителей |
информирование потребителей и формирование имиджа фирмы |
Расходы по реализации |
высокие |
низкие |
средние |
Каналы сбыта |
собственная сеть |
торговые посредники |
сочетание собственной сбытовой сети и дилеров |
Степень знания профиля конечного потребителя |
низкая |
высокая |
высокая |
Конкуренция по |
параметрам продукции и нововведениям |
цене и качеству |
потребительским свойствам продукции |
Анализ продукта |
ориентация на крупные технические нововведения |
быстрое реагирование на текущие нужды и запросы |
ориентация на нововведения в сфере сбыта в сочетании с изменениями продукта в соответствии с будущими нуждами и запросами |
Информация о работе Маркетиг: понятие, сущность, особенность