Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:43, курсовая работа
Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику проведения маркетинговых исследований.
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
Введение
1.Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
3
2.Формулирование целей маркетинговых исследований
9
3.Выбор методов проведения маркетинговых исследований
10
4.Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований
15
5. Общая характеристика методов сбора данных
18
6.Экспертные оценки
20
Список литературы
25
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Социально-экономический факультет
Специальность Менеджмент организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Маркетинг»
Тема
«Маркетинговые исследования: полевые и кабинетные, выборочные обследования и экспертные оценки, правила поведения»
Нижний Новгород
2007
Содержание
Введение |
|
1.Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований |
3 |
2.Формулирование целей маркетинговых исследований |
9 |
3.Выбор методов проведения маркетинговых исследований |
10 |
4.Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований |
15 |
5. Общая характеристика методов сбора данных |
18 |
6.Экспертные оценки |
20 |
Список литературы |
25 |
Введение
Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику проведения маркетинговых исследований.
Исследование рынка
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.
Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.
В своей работе я рассматриваю цели, основные этапы и методы проведения маркетинговых исследований.
1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.
В табл. 1 приводятся данные, характеризующие частоту реализации отдельных направлений маркетинговых исследований, осуществленных американскими фирмами в 1991 г.
Таблица.1
Направления маркетинговых исследований
(разбор деятельности 599 компаний)
Тип исследований |
% выполнения |
Исследования рекламы |
|
1. Мотивационные исследования |
47 |
2. Исследования рекламы до ее массового тиражирования |
61 |
3. Исследования коммуникационных каналов |
68 |
4. Изучение эффективности рекламы |
76 |
5. Изучение рекламы конкурентов |
67 |
Исследования экономики бизнеса |
|
1. Краткосрочное (до одного года) прогнозирование |
89 |
2. Долгосрочное (свыше одного года) прогнозирование |
87 |
3. Изучение направлений изменений бизнеса |
91 |
4. Изучение цен |
83 |
5. Изучение размещения заводов и складов |
68 |
6. Изучение приобретений |
73 |
7. Экспорт и международный |
49 |
8. Информационная система управления |
80 |
9. Исследование текущей деятельности |
65 |
10. Исследование деятельности сотрудников компании |
76 |
Исследования корпоративной ответственности |
|
1. Изучение права потребителей иметь необходимую информацию |
18 |
Тип исследований |
% выполнения |
2. Изучение экологических воздействий |
23 |
3. Изучение правовых ограничений на рекламу и продвижение продукта |
46 |
4. Изучение социальных
ценностей и политические иссле |
39 |
Исследование продукта |
|
1. Реакция на новый продукт и его потенциальные возможности |
76 |
2. Изучение конкурентоспособности продукта |
87 |
3. Тестирование существующих продуктов |
80 |
4. Исследование упаковки:
дизайн и физические характерис |
65 |
Исследования сбыта и рынка |
|
1. Измерение рыночного потенциала |
97 |
2. Анализ рыночной доли |
97 |
3. Определение характеристик рынка |
97 |
4. Анализ сбыта |
92 |
5. Установление квот сбыта |
78 |
6. Изучение каналов товародвижения |
71 |
7. Аудиторский контроль за тестированием рынков и складского хозяйства |
59 |
8. Создание потребительских панелей |
63 |
9. Изучение стимулирования сбыта |
60 |
10. Продвижение продукта:
премиальные, купонные продажи, |
58 |
В таблице 1 приводятся результаты других исследований относительно частоты проведения отдельных маркетинговых исследований фирмами США в 1995 г. Здесь следует отметить, что, во-первых, не существует единой классификации направлений маркетинговых исследований, в результате чего в данных различных исследователей используются разные их классификации. Во-вторых, вследствие использования разных выборок обследуемых фирм получаются разные данные относительно частоты использования одних и тех же направлений маркетинговых исследований. В-третьих, актуальность отдельных направлений маркетинговых исследований может меняться по времени.
С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления исследований, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребителя формируют свое поведение в определенной рыночной среде.
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
I. Определение проблемы и целей исследования.
II. Разработка плана исследований.
II .1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
II .2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
II .З. Определение методов сбора необходимых данных.
II .4. Разработка форм для сбора данных.
II .5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.
III. Реализация плана исследований.
III .1. Сбор данных.
III .2. Анализ данных.
IV. Интерпретация полученных
Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осуществлен многими путями как на формальной, так и на неформальной основе. Например, фирма может использовать сложную информационную маркетинговую систему; может использовать более традиционную систему контроля за финансами фирмы; владелец предприятия малого бизнеса может сам самым тщательным образом наблюдать за влиянием внешней среды на состояние бизнеса.
Руководство организации, осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников — от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам, и т.д. Однако эта информация скорее всего касается проблем-симптомов, а не базовых проблем. Задачей исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем-симптомов.
Определение проблемы является следующим шагом в проведении маркетинговых исследований.
Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.
Необходимо знать, что включает определение проблемы:
При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.
Проблемы маркетинговых исследо
Можно выделить следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом.
Совместное применение этих подходов дает возможность получить наиболее полную информацию о проблемах управления маркетингом. Однако на практике проведение таких всеобъемлющих комплексных исследований — чрезвычайно сложная задача.
Ниже в рамках реализации второго подхода для выявления проблем управления маркетингом рассматривается метод логико-смыслового моделирования, который будет вписан в общий процесс выявления проблем управления маркетингом.
В этом процессе можно выделить следующие восемь этапов.