Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:10, реферат
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого поводятся маркетинговые исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Для
успешного ведения дел
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинговые
исследования являются крайне необходимыми.
Они, кроме того, требуют комплексного
и детального подхода. Но средства и силы,
затраченные на проведение маркетингового
исследования, при условии тщательной
разработки и соблюдении всех необходимых
правил, сполна окупаются и во многом предопределяют
успешную работу фирмы.
ПОНЯТИЕ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА
Туристское
предприятие действует в
Для того, чтобы определить маркетинговую стратегию и провести ее в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о:
1) внутренней среде туристского предприятия, ее потенциале и тенденциях развития;
2) внешней
среде, ее особенностях и месте, занимаемом
в ней предприятием.
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Внутренняя среда (микросреда) — это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
· кадры;
· организация;
· финансы;
· маркетинг.
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования туристского предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
Культура предприятия складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые культура придает предприятию.
Во-первых, для предприятий с сильной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих на них. Такие предприятия уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей.
Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.
В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система карьеры и какие критерии используются для продвижения сотрудников по службе.
В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, насколько об этом осведомлены все сотрудники и насколько серьезно они относятся к ним. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории фирмы, серьезно и с уважением относятся к правилам и символам, то можно с высокой степенью вероятности предположить, что предприятие обладает сильной культурой.
Особая
важность анализа культуры предприятия
состоит в том, что она не только
определяет внутрифирменные
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Внешняя
среда рассматривается как
· макроокружения;
· непосредственного окружения.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристского предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею.
Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров.
Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода.
В мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туристских услуг в общей структуре потребления населения. Усредненные данные по городам КМВ свидетельствуют, что население вынуждено тратить только на приобретение продуктов питания около 70 % своих доходов. Такая ситуация отрицательно влияет на развитие рынка туристских услуг.
Природные факторы не могут не влиять на деятельность туристского предприятия, тем более, что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) — важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Так, например, природные ресурсы региона Кавказских Минеральных Вод позволяют привлечь туристов не только в летний период. Что в значительной степени могло бы положительно сказаться на развитии региона. Так как природопользование все больше подпадает под контроль государства, то фирмы в своей маркетинговой деятельности должны учитывать и данный аспект.
Маркетинг
туристского предприятия
Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Первые "среди равных" в непосредственном внешнем окружении туристской фирмы — это, безусловно, потребители. Их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.
Следующей
важнейшей составляющей непосредственной
внешней среды являются конкуренты,
участвующие в непрекращающемся соперничестве
за предпочтения потребителей. Американский
специалист в области маркетинга Дж.Пилдич
в своей книге "Путь к покупателю"
подчеркивает, что знать своих конкурентов,
— значит, не жалея времени и сил, скрупулезно
изучать их. Для чего это необходимо? А
для того, что именно конкуренты задают
те критерии, которые фирме предстоит
достичь или превзойти.
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
· целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
· бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
· основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
· дополнительный, продажа некоторого объема услуг;
· растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
· прослоенный,
т.е. рынок, на котором коммерческие операции
нестабильны, но имеются перспективы превращения
в активный рынок при определенных условиях.
Однако может стать и бесплодным рынком.
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.
Основным туристским продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание — стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры).
Туристские фирмы должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.
При определении рыночных возможностей туристского предприятия весьма полезным может быть опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров.
Концепция
жизненного цикла товаров исходит из того,
что любой товар, какими бы великолепными
потребительскими свойствами он ни обладал,
рано или поздно вытесняется с рынка другим,
более совершенным товаром. Постоянно
только наличие потребностей, а средства
их удовлетворения изменяются. Каждый
предложенный на рынок товар имеет определенный
цикл жизни, в течение которого он находит
своих покупателей.
КОНКУРЕНТЫ
Для
предпринимательской
Степень
развития туристского рынка в
городах – курортах нашего региона,
сложность работы на нем во многом
диктуются особенностями
Информация
о конкурентах, сгруппированная
по определенным показателям, дает возможность
построить конкурентную карту рынка. На
которой было бы видно реальное положение
вашей тур фирмы на конкурентном рынке.
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Анализ
рыночных возможностей туристского
предприятия завершается