Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:05, реферат
Изменение социально-экономических отношений вызывает дальнейшее развитие концепции маркетинга, ориентиром которого становится человек. Таким образом, эволюция маркетинга привела к возникновению его новейшей концепции — социального маркетинга. Социальный маркетинг логически появился в ходе развития маркетинга и является дальнейшим перспективным этапом этого развития. Это обусловлено рядом причин.
Обогащение социального
Как отмечает В.Н. Минина, cмена парадигмы управления заключается также в отказе от жесткого силового воздействия в управлении. Главное — стимулирование. Цель — расширенное воспроизводство богатства человеческой природы, развитие индивидуальных способностей на основе предоставления равных возможностей каждому и расширения ресурсной базы собственно социального производства. В.Н. Минина называет это социализацией управления и в подтверждение приводит пример возникновения модели социального маркетинга, которая ориентирована на социальное развитие.
В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами. Концепция социального маркетинга встраивается в эту модель как на социальном, так и на экономическом уровне. Она предполагает использования всего комплекса маркетинга для достижения экономического успеха. Но, кроме того, она способна стать инструментом общественного развития. Это особенно актуально в современных условиях, когда общество пытается отбросить все факторы, тормозящие более эффективную собственную репродукцию. Усиливается «давление» общества на общественное производство. В системах управления в индустриально развитых странах усиливаются социальный контроль над экономикой, ее планомерное регулирование в интересах общества. Общество проявляет свои интересы путем социального контроля: люди объединяются в группы для достижения коллективных целей, взаимодействуют друг с другом определенным, устойчивым образом. Активизируется, например, противостояние политике предпринимателей со стороны новой, растущей «уравновешивающей силы» (по терминологии Дж. Гэлбрейта) — субъектов гражданского общества: союзов потребителей, экологических движений, профсоюзов и др.
Все предприятия — ориентированные и не ориентированные на извлечение прибыли, оказываясь в условиях сложной, быстро меняющейся внешней среды, должны прослеживать основные тенденции ее изменения.
Ускорение темпов экономического роста приводит к социальному напряжению и обусловливает поиски новой парадигмы развития. Экономические и социальные проблемы современного общества во многом обусловлены кризисом индустриализма как идеологии развития человечества. Расширенное производство приводит к кризису идей. Активизируются движения в защиту прав потребителей, образуются общества потребителей — независимые организации, защищающие права покупателя: проверяющие качество потребительских товаров, публикующие рекомендации для потребителей, готовящие предложения для правительственных органов по делам торговли.
Сейчас большинство фирм уже признали все новые права, завоеванные потребителями. Возражения могут возникать только по поводу ряда конкретных положений законодательства как не способствующих разрешению имеющихся у потребителей проблем наилучшим образом. Но в любом случае признаются права потребителя на получение информации и защиты.
Литература :
1. Березин И. Маркетинг и исследования рынков. — М., 1999.
2. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. — М., 1998.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга. — М., 1999.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1991.
5. Захарова С. Кризис индустриализма и концепция социального маркетинга // Социологические исследования. — 1995. — № 5 — С. 34—38.
У психологии как науки достаточно своеобразная судьба. Изначально многие сопротивлялись тому, чтобы называть ее наукой. Да и сейчас можно услышать отзывы вроде «Что же это за наука, если она просто рассказывает о том, что и так понятно, что мы видим каждый день?»
С одной стороны, в этом есть доля правды: ведь психология это то, что окружает нас постоянно и непрерывно: это и мы сами с нашими особенностями, и наши близкие люди, и случайные прохожие. Таким образом психология ВЕЗДЕ. Просто очень трудно бывает осознать и принять психологию как совершенно особую науку :)
С другой стороны, психология была ВСЕГДА: просто именно в науку она начала трансформироваться только относительно недавно.
Примерно то же самое, мне кажется, можно сказать о маркетинге в широком смысле слова: он ведь везде! И всегда! Причем на пару с психологией частенько.
Надеюсь, с психологией примеров приводить не нужно? Кстати, можете почитать блог психолога Олега Сатова — там раскрываются самые разные вопросы… А вот пару примеров про маркетинг.
Допустим, вы ищете работу (когда-то я работала в кадровом агентстве, поэтому эта тема мне наиболее близка :)).
С одной стороны, вы сами ищете хорошую
компанию? А как
об этом узнать?
С другой стороны, мы сами пользуемся маркетингом в широком смысле слова при попытках получить работу в понравившейся компании.
Уже на собеседовании обе стороны активно пользуются различными законами и закономерностями маркетинга (примерно по той же схеме, как я уже описала).
А ведь если задуматься, то подобные выводы можно сделать практически о любых ситуациях в жизни (в качестве яркого примера можно почитать упомянутую в предыдущих постах запись Сета Година о Денни Девито).
Пришло время объединить эти науки: ведь маркетинг в основе своей строится именно на психологии — то есть они обе между собой тоже сильно взаимосвязаны.
Я искренне уверена, что маркетинг, тесно переплетаясь с психологией, занимает в нашей жизни достаточно важное место. И умело пользуясь и одним, и другим, мы можем делать нашу жизнь если не лучше, то краше!
Особенно мне интересно и весело (после прочтения разнообразных книг о маркетинге) анализировать различные рекламные ролики и прочие действия компаний, направленные на достижение успеха/продаж и так далее. Кстати, в последнее время для меня и друзей это даже интереснее, чем обсуждать фильмы… но это уже совсем другая история :)
Книга нашего земляка М. Cандомирского
полна парадоксальных и очень оригинальных
мыслей. Прислушаемся к мнению этого человека.
ПСИХОЛОГИЯ КОММЕРЦИИ (отрывок из книги)
М. Сандомирский
Как известно, коммерция - это способ делать деньги. Причем не путем их печатания. А путем добровольного перераспределения. Так, что из чужого кармана они переходят в ваш собственный, причем на законных основаниях. Как говорят в народе: "Денежки были ваши - стали наши". Или, говоря проще, легальный способ повышения личного благосостояния за чужой счет. Способ, одобряемый обществом в целом и отдельными людьми (или группами людей) - в частности. И вот здесь-то, в этом одобрении разными людьми, и кроется важнейший секрет достижения коммерческого успеха. Ибо не секрет,что некоторые люди, занимающиеся коммерцией, оказываются в этом деле успешны и процветают. А другие, увы - нет... И зависит это не только от личной энергии, предприимчивости, деловой хватки и предпринимательской инициативы. Не только от капризов рынка (именуемых динамикой рыночной конъюнктуры) и капризов государства(именуемых форс-мажором). Не только от полезных деловых, административных и родственных связей предпринимателя. У нас ведь, в отличие от героев замечательного и нестареющего фильма "17 мгновений весны", мало иметь за спиной формулировку: "Связей, порочащих его, не имел". К этому нужно добавить еще одну: "Имеет большое число полезных для бизнеса административных связей." Впрочем, для бизнеса связи всякие нужны, связи разные важны... включая даже так называемые связи с общественностью. Впрочем, мы слегка отклонились от основной темы. Скажем о том, что для реального коммерческого успеха важнее всего – вне зависимости от предыдущих связей. Или что составляет для любого предпринимателя основу его личной связи... с успехом. Это - не что иное, как связь с клиентами, потребителями. Ведьглавный секрет успешности коммерческой деятельности, как мы уже упоминали, состоит в одобрении этой самой деятельности разными людьми. Особенно теми, за чей счет успех достигается, как в переносном смысле, так и в прямом - финансовом. Ибо успешный и правильно организованный бизнес протекает так, чтобы и "волки" были сыты (с прибылью), и "овцы" целы (сохраняли приличный уровень жизни, ориентированный на достаточно интенсивное потребление). Так, чтобы обе стороны оставались, довольны - и та, на чей счет попадает прибыль.. и та, за чей счет эта прибыль туда попадает. И которая иногда сама при этом "попадает". А как этого добиться, как сделать так, чтобы обе стороны процесса продажи были максимально удовлетворены? Удовлетворение того, кто получает прибыль, естественно. А как же обеспечить максимальное удовлетворение того, кто покупает - кто расстается с деньгами ради получения товаров / услуг? Как сделать так,чтобы он не просто оказался удовлетворен тем, что получил за свои деньги - но и считал себя выигравшим? Вот это и есть психологическая сторона коммерции.
Здесь-то и кроются психологические секреты успеха в работе с постоянными клиентами. Секреты опоры на их потребности.Нет ничего выше потребностей. Конечно же, высших.Как сказал известный специалист по маркетингу Дж.Ф. Литл. «Цель действительно успешного маркетинга - поиск "высших" потребностей клиентов. Высших не в смысле психологическом (как в классификации потребностей по А. Маслоу).
А высших в смысле их "командной" роли, их наивысшего приоритета в личной иерархии потребностей клиента. И в то же время - потребностей, лишь отчасти осознаваемых их носителем и ориентированных на перспективу. Так сказать, потребностей завтрашнего дня - но требующих удовлетворения уже сегодня.