Методы, принципы и правила классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Классификация как составная часть товароведения предполагает разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объектом классификации выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, для производителей – товары промышленного назначения.

Содержание

1) Классификация: Общие принципы и правила………………………….3
2) Методы классификации………………………………………………….4
3) Виды классификации…………………………………………………….8
4) Список литературы ……………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа дима мед. товар.docx

— 73.25 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО Новосибирский государственный  медицинский университет

 

 

 

 

Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического  товароведения

 

 

                                           КОНТРОЛьНАЯ РАБОТА

 

 

по «Медицинскому  товароведению»

на тему «Методы, принципы и правила классификации»

Выполнил: студент  факультета, экономики  и управления в здравоохранении, заочного отделения, 3 курса,1 группы,

Евсюков Дмитрий  Анатольевич

 

Проверил: доцент Джупарова И.А.

 

 

                                                 Новосибирск 2013 г

 

Содержание :

1) Классификация: Общие  принципы и правила………………………….3

2) Методы классификации………………………………………………….4

3) Виды классификации…………………………………………………….8

4) Список литературы …………………………………………………………………………….. 

Классификация: общие  принципы и правила

  Классификация как составная часть товароведения предполагает разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объектом классификации выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, для производителей – товары промышленного назначения.

Существуют общие принципы классификации: установление цели. Целью  является систематизация, идентификация  и прогнозирование свойств товара.

Установление числа классификационных  признаков. Признаки классификации  делятся на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, химический состав), технологические (конструкция, рецептура, способ производства).

Выбор метода классификации  – иерархический (последовательное разделение множества объектов на подчиненные  классификационные группировки), фасетный (параллельное разделение множества  объектов на независимые классификационные  группировки).

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. При классификации разными методами применяют общие и специфические правила. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения. К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

1. первоочередность наиболее общих  признаков при делении множества  на подмножества;

2. использование на каждой ступени  только одного признака, имеющего  принципиальное значение для  этого этапа;

3. разделение объектов последовательно  - от большего к меньшему, от  общего к частному;

4. выбор из множества признаков  одинаковой степени общности  наиболее существенного;

5. необходимость установления оптимального  числа признаков и ступеней, а  также глубины.

Специфичными правилами фасетного  метода являются:

1. примерно одинаковая значимость  и независимость используемых  классификационных признаков;

2. отсутствие общности классификационных  признаков;

3. возможность дополнения количества  признаков.

 

Методы классификации.

Классификация – процедура  разделения множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами: иерархическим  или фасетным.

1) Иерархический метод  подразумевает, что исходное множество  объектов подразделяют на классы, группы, виды по основным признакам,  характеризующим эти объекты  по принципу «от  общего  к частному». Каждую группировку  в соответствии с выбранным  признаком подразделяют на несколько  других , каждую из которых по  другому признаку – ещё на  несколько подчиненных.

- Между классификационными  группировками устанавливается  отношение подчинения

- Построение иерархической  классификации объектов проходит  в следующей последовательности:

А) Выбор множества объектов (например, медицинских товаров), которое  необходимо классифицировать для решения  конкретных задач.

Б) Выделения основных признаков (например , свойств, характеристик, показателей, параметров), по которым будет разделения множества на подмножества.

В) Выбор порядка  следования признаков – уровня деления.

 построения классификации,  так и её практического применения.

Правила при построении иерархической  классификации:

- разделение множества  на подмножества на каждом  уровне производят только по  одному признаку деления.

- получаемые в результате  деления группировки на каждом уровне относятся  только к одной вышестоящей группировки и не пересекаются, то есть не повторяются.

- Осуществление разделения  множества без пропусков очередного  или добавления промежуточного  уровня деления.

-Произведения  классификации  таким образом, чтобы сумма  образованных подмножеств составляла  делимое множество. 

При построении иерархической  классификации наиболее существенным и сложным является выбор системы  признаков, используемых в качестве основания деления, и определения  порядка  их следования.

- В основу иерархической  классификации закладывают признаки, необходимые для решения конкретных  задач, для которых она создана.

- Последовательность признаков определяют по принципу « от общего к частному» с учетом приоритетной вероятности обращений к разным уровням деления при решении конкретных задач .(Рис. 1)

Рис. 1. Иерархический метод построения классификации.

Фасетный метод  - подразумевает, что множество объектов подразделяют на независимые подмножества( классификационные  группировки), обладающие определенными  признаками, необходимыми для решения  конкретных задач (рис. 2).

- Последовательность построения  фасетной классификации та же, что иерархической классификации.

- Для вычленения из  множества объектов конкретного  подмножества , обладающего определёнными признаками, необходимо выполнить следующие этапы:

А) Выделить основные признаки (характеристики), всесторонне характеризующие  объекты и обеспечивающие его  идентификацию.

Б) Сгруппировать выделенные признаки по принципу однородности в  фасеты.

В) Присвоить им коды.

Г) Определить фасетные формулы  для образования подмножеств.

При фасетном методе построения классификации подмножества формируют (от частного к общему), то есть на основе различных наборов  конкретных характеристик  объекта  образуют конкретные подмножества.

Основные правила при  создании фасетной классификации:

- Признаки  в различных фасетных не пересекаются, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению.

- Из общего числа фасетов,  характеризующих множество объектов, выбирают необходимые для решения   поставленных задач и устанавливают  их строгую последовательность (фасетную формулу).

 

Рис. 2. Фасетный метод классификации.

 

                       Виды классификации

 

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами — от 01 до 99. На второй ступени — подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени — группы (хххх..); на четвертой — подгруппы (ххххх.); на пятой — виды продукции (хххххх).

Классификация продукции  в ОКП может быть завершена  на третьей, четвертой или на пятой  ступенях классификационного деления. Если какие-либо виды продукции содержат конкретные типы, марки, модели или  другие характеристики, то для их отражения  должны быть созданы отраслевые классификаторы продукции. В последних в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из ОКП.

В ассортиментной части А-ОКП  используют все последующие разряды  кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется  десятиразрядным кодом изделия  и двухразрядным контрольным  числом, (а также наименованием  изделия по нормативному документу.

Торговая классификация  товаров. Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение.

Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

  • потребительские товары - товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;
  • товары промышленного назначения - товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения;
  • оргтехнические товары (товары для офиса) - товары, предназначены для улучшения организации административно- управленческой деятельности.

Каждый род товаров  подразделяется на подроды и классы. [6,c.46]

Род потребительских товаров  делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские  товары.

Класс товаров – это  множество товаров, которые удовлетворяют  обобщенные группы потребностей. Классы товаров подразделяются на подгруппы  в зависимости от используемого  сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют  аналогичные группы потребностей, имеющих  определенные различия.

Группа однородных товаров  – это подмножества товаров, которые  удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями  применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.

Подгруппа товаров – это  множество товаров, которые имеют  общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.

Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товаров –  это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных  признаков.

Наименование товаров  – это совокупность товаров определенного  вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и  индивидуальными особенностями, которые  обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.

Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.

Таким образом, классы, подклассы  и группы составляют общую товарную классификацию потребительских  товаров.

По покупательскому спросу товары классифицируются:

- товары повседневного  спроса (хлеб, молоко, сахар);

- товары предварительного  выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);

- товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

При классификации товаров  выделяют:

- объективные параметры  собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний  вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;

- рыночные параметры:  цена, конкурентоспособность, широта  выбора, удобство транспортирования,  привлекательность товаров;

- параметры, используемые  в процессе потребления: прочность,  простота ухода, срок замены.[17]

Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.

Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и  культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.

Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.

 

 

 

Список литературы:

  1. Жиряева Е. В. Товароведение. — СПб: Питер, 2002. —- 416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  2. Красовский ПЛ., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. — 2-е издание. - М.. Центр экономики и маркетинга, 1999. ~240с. : ил.
  3. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов - М.: Норма, 2007. – 448с.
  4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов – М.: Издательство НОРМА, 1997. – 283с.
  5. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник: — 2-е изд., испр. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 510 с.

Информация о работе Методы, принципы и правила классификации