Порядок проведения конкурсного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена наличием большого количества проблем по вопросам конкурсного производства.
Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование организации как юридического лица. Данная процедура применяется к организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве очередности.

Содержание

Введение 1
1. Понятие конкурсного производства 2
2. Срок проведения конкурсного производства 3
3. Конкурсный управляющий 4
4. Этапы удовлетворения требований 14
5. Заключительные действия 15
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 1

1. Понятие конкурсного производства 2

2. Срок проведения конкурсного производства 3

3. Конкурсный управляющий 4

4. Этапы удовлетворения требований 14

5. Заключительные действия 15

Заключение 17

Список  использованной литературы: 18

Введение

Актуальность данной темы обусловлена наличием большого количества проблем по вопросам конкурсного производства.

Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре  банкротства. В результате конкурсного  производства прекращается существование  организации как юридического лица. Данная процедура применяется к  организации, признанной банкротом, в  целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения  полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве очередности.

Таким образом, предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих порядок регулирования  конкурсного производства.

Цель исследования - на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить понятие, сущность и функции конкурсного  производства и на этой основе выявить  пути совершенствования конкурсного  производства.

Предмет исследования и его общая  цель предопределили постановку следующих  взаимосвязанных задач:

- раскрыть понятие, сущность, функции  и содержание конкурсного производства, как одной из стадий процедуры  банкротства;

- отразить правое регулирование  конкурсного производства;

- сформулировать и обосновать  основные этапы удовлетворения  требований;

- заключительные действия.

 

 

 

1. Понятие конкурсного производства

Конкурсное производство (процедура  банкротства) - применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований кредиторов.1

Конкурсное производство представляет собой систему мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника, во-вторых, удовлетворение требований кредиторов должника за счет реализации имущества  должника в соответствии с установленной  законом очередностью.

Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и означает невозможность  восстановления финансового состояния.

Конкурсный управляющий на этой стадии процесса банкротства осуществляет функции как руководителя, так  и органов управления должника. В  случае проведения ликвидации крупного производства целесообразным является назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным  объемом обязанностей и ответственности.

Наиболее важными полномочиями, которые имеет конкурсный управляющий, являются: анализ финансового состояния  должника, ликвидация дебиторской задолженности, решение вопросов, связанных с  исполнением либо отказам от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом, осуществление дополнений имущества  в целях формирования конкурсной массы.

Таким образом, целью конкурсного  производства является - удовлетворение требований кредиторов. В процессе конкурсного производства конкурсная масса продается на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Срок проведения конкурсного производства

Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. не раз вставал вопрос о сроках осуществления  конкурсного производства. В Законе о банкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длились годами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы части задолженности. В Законе о банкротстве 2002 г. сроку  продолжительности конкурсного  производства посвящена ст. 124. В  данной статье говорится, что «Конкурсное  производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может  продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем  на шесть месяцев».

С даты принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов  управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов  управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения  о заключении крупных сделок, принимать  решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или  третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника, а также  временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий  в течение трех дней с даты утверждения  конкурсного управляющего обязаны  обеспечить передачу бухгалтерской  и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей  конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной  обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний  управляющий несут ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

3. Конкурсный управляющий

При принятии решения о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный  суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, и  размер вознаграждения конкурсного  управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может  быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует  до даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий - арбитражный  управляющий, утвержденный арбитражным  судом для проведения конкурсного  производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным  законом полномочий. (ст. 2 Закона о  банкротстве). Конкусным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве).2

Закон о банкротстве 1998 г. разрешил существенный вопрос. Он определил  статус конкурсных управляющих как  плательщиков страховых взносов. Ранее  данная проблема стояла перед Пенсионным фондом РФ. В настоящее время эта  проблема решена, так как ст. 19 Закона о банкротстве арбитражные управляющие  отнесены к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, на них распространяется порядок уплаты и тариф, на основании  которых уплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели.3 А.Крохмалюк «Арбитражные споры в зеркале статистики», газета «Бизнес адвокат», № 5, 1999 г..

В статье 129 Закона о банкротстве  перечислены функции и полномочия конкурсного управляющего. Согласно п.1 ст. 129 Закона о банкротстве «С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом».

С момента назначения конкурсного  управляющего вся деятельность должника находится под контролем последнего.

Конкурсный управляющий обязан:

· принять в ведение имущество  должника, провести его инвентаризацию;

· привлечь независимого оценщика для  оценки имущества должника, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом;

· уведомить работников должника о  предстоящем увольнении не позднее  месяца с даты введения конкурсного  производства;

· принимать меры по обеспечению  сохранности имущества должника;

· анализировать финансовое состояние  должника;

· предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед  должником, требования о ее взыскании  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом;

· заявлять в установленном порядке  возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

· вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом;

· принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества  должника, находящегося у третьих  лиц;

· исполнять иные установленные  настоящим Федеральным законом  обязанности.

Согласно ст. 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе:

· распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые  установлены настоящим Федеральным  законом;

· увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые  установлены федеральным законом;

· заявлять отказ от исполнения договоров  и иных сделок в порядке, установленном  статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

· передать на хранение документы  должника, подлежащие обязательному  хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

· предъявлять иски о признании  недействительными сделок, совершенных  должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих  лиц, о расторжении договоров, заключенных  должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

· осуществлять иные права, связанные  с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим  Федеральным законом.

Важным вопросом в деятельности конкурсного управляющего является оплата его услуг. Согласно Закону о  банкротстве 1992 г. размер вознаграждения конкурсного управляющего определялся  собранием кредиторов. Неудобство положений  данного Закона заключалось в  том, что собрание кредиторов не регламентировало характера и порядка осуществления  выплат, не устанавливался минимальный  и максимальный предел суммы вознаграждения управляющему. На практике, управляющему устанавливалось и выплачивалось ежемесячное вознаграждение. Размер вознаграждения зависел от сложности и объема работы, расходов конкурсного управляющего, в связи с осуществлением деятельности. В результате не было четкой схемы определения вознаграждения. Данный вопрос зависел от решения собрания кредиторов и конкурсный управляющий зачастую не мог определить заранее суммы причитающегося вознаграждения. Размер оплаты услуг конкурсного управляющего колебался от 10 до нескольких сотен минимальных размеров оплаты труда.4

Оплата услуг конкурсного управляющего, согласно ст. 26 нового Закона о банкротстве, производится в виде вознаграждения.

1. Вознаграждение управляющего  за каждый месяц осуществления  им своих полномочий устанавливается  в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом  арбитражным судом, если иное  не установлено настоящим Федеральным  законом, и должно составлять  не менее чем десять тысяч  рублей.

В случае отстранения управляющего арбитражным судом в связи  с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться.5

2. Конкурсным кредитором, уполномоченным  органом или собранием кредиторов  управляющему может быть установлено  дополнительное вознаграждение  за счет средств кредиторов, утверждаемое  арбитражным судом и выплачиваемое  за результаты его деятельности.

3. Вознаграждение лицам, привлеченным  управляющим для обеспечения  своей деятельности, выплачивается  за счет имущества должника, если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом, собранием  кредиторов или соглашением кредиторов.

Здесь возникает проблема выплаты  вознаграждения конкурсному управляющему при отсутствии у должника какого-либо имущества. Согласно п. 4 ст. 25 Закона о  банкротстве, данная проблема разрешается  при помощи созданного при ФСДН специализированного  фонда. В случае заключения конкурсным управляющим договора с ФСДН возникает  гарантия получения конкурсным управляющим  минимального вознаграждения. Законом  о банкротстве 1998 г. установлено, что  минимальный и максимальный размер вознаграждения управляющему может  предусматриваться правовыми актами Российской Федерации.

Информация о работе Порядок проведения конкурсного производства