Разработка программы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:
- рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;
- изучить виды социологических исследований;
- изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;
- дать характеристику компании по доставке воды «Fancy»;

Содержание

Введение 2
1. Сущность и значение социологических исследований труда 4
1.1. Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда 4
1.2. Виды социологических исследований 8
1.3. Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом 15
2. Разработка рабочей программы социологического исследования 18
2.1. Характеристика объекта исследования (организации, ее подразделения) 18
2.2. Обоснование основных элементов программы исследования 21
2.3. Инструментарий исследования 23
3. Апробация разработанной программы исследования 25
3.1. Выводы и предложения 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Zabrodina.docx

— 140.45 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Структура персонала по полу (доли)

 

Рис. 3. Гистограмма распределения персонала по полу, чел

 

Рис. 4. Структура персонала по возрасту (доли)

Рис. 5. Гистограмма распределения персонала по возрасту, чел

 

Рис. 6. Структура персонала по категориям (доли)

 

Рис. 7. Гистограмма распределения персонала по категориям, чел

Рис. 8. Структура персонала по уровню образования (доли)

 

Рис. 9. Гистограмма распределения персонала по уровню образования, чел

 

Проанализировав количественный и качественный состав персонала предприятия можно сделать следующие выводы.

Из четырех категорий персонала большую часть составляют специалисты - 7 чел (58%), на втором и третьем месте по численности находятся служащие 3 чел (25%), и руководители – 2 чел (17 %).

Структура персонала по полу. В целом по предприятию доля женщин преобладает (42% мужчин и 58 % женщин). Возрастной состав персонала. В целом большинство работников принадлежит к возрастной группе 26-35 лет (6 чел, 50%), чуть меньше число работников возрастной группы до 25 лет (4 чел, 33%), на третьем месте работники возраста 36-60 лет (2 чел, 17%). Коллектив молодой и проблема старения кадров на предприятии отсутствует.

Образовательный уровень. В целом по предприятию большинство работников имеют высшее образование (58%), второе высшее образование имеют 25%, среднее специальное – 17%.

Результаты социологического исследования, проведенного в главе 2 представлены в таблице 3. Факторы расположены по убыванию среднего балла.

 

Таблица 3. Средние баллы факторов, способствующих увеличению производительности труда

1. Работа без больших напряжений и стрессов

10,0

2. Хороший заработок

9,6

3. Интересная работа

9,4

4. Хорошие шансы продвижения по службе

8,9

5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы

8,8

6. Удобное расположение места работы

8,1

7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме

8,0

8. Значительные дополнительные льготы

7,9

9. Оплата, связанная с результатами труда

7,6

10. Справедливое распределение объёмов работ

7,5

11. Работа, требующая творческого подхода

7,2

12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности

6,9

13. Высокая степень ответственности

6,6

14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно

4,8

15. Сложная и трудная работа

2,4


 

В результате проведенного анкетирования можно сделать вывод, что наибольший интерес у респондентов вызовет работа без больших напряжений и стрессов.

Второе место занял фактор под названием хороший заработок.

На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Большинству работников не нравится скучная и однообразная работа.

В связи с явным отсутствием в группе трудоголиков фактор «сложная и трудная работа» занял лишь последнее место.

Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление служебного транспорта и предоставление личного секретаря.

Социологическое исследование при помощи специально разработанной анкеты позволяет подтвердить выдвинутые гипотезы:

- основной мотивирующий фактор – высокая заработная плата;

- работники предпочитают работу без напряжений и стрессов.

    1. Выводы и предложения

Достоинством социологического исследования является тот факт, что оно проводилось на предприятии, где остро стоит проблема повышения производительности труда работников.

Полученные результаты можно использовать для повышения производительности труда и заинтересованности работников.

Можно предложить руководству рассмотреть вопрос о переводе сотрудников из категории наёмных работников в категорию собственников. Для этого достаточно раздать небольшой процент акций в виде премий или части заработной платы сотрудникам. Благодаря этому люди свяжут успехи компании со своими личными успехами и будут ещё тщательнее подходить к своей работе.

Кроме того, для того чтобы у работников был стимул приносить предприятию большую прибыль необходимо разделить их заработную плату на несколько частей. Надбавки за выработку подразумевают под собой  выполнение определенного норматива. Норматив должен устанавливаться раз в квартал, повышаясь или понижаясь в зависимости от выполнения норм, степени использования рабочего времени, соблюдения трудовой дисциплины. Каждый из этих факторов должен оцениваться отдельно, а затем интегрироваться в общую оценку, влияющую на процент надбавки за выработку. Надбавка за выработку, таким образом, может повышаться или понижаться в зависимости от выполненной работником нормы.

Так как одним из основных стимулирующих факторов является высокая заработная плата, то руководству необходимо следить за своевременным Увеличением окладов работникам по итогам года.

 

 

Заключение

В первой главе курсовой работы рассмотрены основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда, изучены виды социологических исследований, а также использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом.

В наинаиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Во второй главе курсовой работы дана характеристика компании по доставке воды «Fancy», дано обоснование основных элементов программы исследования и определен инструментарий исследования.

Компания «Fancy» – один из крупных поставщиков бутилированной питьевой воды в 20-литровых «евробутылях», а также минеральной воды и газированныx напитков. Компания «Fancy» имеет линейную структуру управления. Главой предприятия является генеральный директор, которому подчиняются все начальники отделов. Компания разделена на пять отделов: отдел закупки и отдел продаж, бухгалтерию, юридический отдел и отдел кадров. Все сотрудники отделов напрямую подчиняются начальникам отделов. Начальники отделов закупки и продаж вместе с генеральным директором являются собственниками и образуют совет директоров.

Целью проведения социологического исследования является определение факторов, от которых зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует их на продуктивную работу.

В качестве объекта исследования выступила группа работников в возрасте 19-60 лет в количестве 10 человек.

Предметом изучения является производительность труда исследуемой группы работников.

Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а также выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов.

Гипотеза исследования: - основной мотивирующий фактор – высокая заработная плата; - работники предпочитают работу без напряжений и стрессов.

В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения. В данном случае использовалось заочное анкетирование, с целью сохранения конфиденциальности. Респондентам раздавались анкеты. После заполнения анкеты собирались, затем вычислялся средний балл  для каждого фактора.

В третьей главе курсовой работы определены результаты пилотажного исследования, сделаны выводы и предложения.

В результате проведенного анкетирования можно сделать вывод, что наибольший интерес у респондентов вызовет работа без больших напряжений и стрессов.

Второе место занял фактор под названием хороший заработок.

На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Большинству работников не нравится скучная и однообразная работа.

В связи с явным отсутствием в группе трудоголиков фактор «сложная и трудная работа» занял лишь последнее место.

Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление служебного транспорта и предоставление личного секретаря.

Социологическое исследование при помощи специально разработанной анкеты позволяет подтвердить выдвинутые гипотезы:

- основной мотивирующий фактор – высокая заработная плата;

- работники предпочитают работу без напряжений и стрессов.

Достоинством социологического исследования является тот факт, что оно проводилось на предприятии, где остро стоит проблема повышения производительности труда работников.

Полученные результаты можно использовать для повышения производительности труда и заинтересованности работников.

Можно предложить руководству рассмотреть вопрос о переводе сотрудников из категории наёмных работников в категорию собственников. Для этого достаточно раздать небольшой процент акций в виде премий или части заработной платы сотрудникам. Благодаря этому люди свяжут успехи компании со своими личными успехами и будут ещё тщательнее подходить к своей работе.

Так как одним из основных стимулирующих факторов является высокая заработная плата, то руководству необходимо следить за своевременным Увеличением окладов работникам по итогам года.

 

 

Список использованной литературы

  1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  2. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2008.
  3. Кравченко А.И. Социология / А. И. Кравченко. СПб: Питер, 2008.
  4. Попов Ю.Н. Современная экономика и социология труда. - М.: Экон-Информ, 2003.
  5. Социология / под ред В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2002.
  6. Социология/ Под ред. В.М. Сырых. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
  7. Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социологические исследования. - 2003.
  8. Управление персоналом на производстве: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  9. Федосеев, В.Н. Управление персоналом организации: учебное пособие / В.Н. Федосеев. М.: Экзамен, 2005.
  10. Фененко Ю.В. Социология: учебник для вузов / Ю.В. Фененко. М.: Проспект, 2008.
  11. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов. М.: Гардарики, 2008.
  12. Экономика и социология труда / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2008.
  13. Гарфилд Ю. Индексы научного цитирования, их анализ и использование: Реферат/ ИНИОН АН СССР; Автор Т.В. Горбунова. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.
  14. Гарфилд Ю., Мейлин М., Смолл Г. Цитатные данные как индикаторы науки // Научная информация и система научных коммуникаций: М.: ИНИОН АН СССР, 1981.
  15. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М.: Наука, 1988.
  16. Поиск информации в библиотеках: Методические рекомендации / Сост. Э.Р. Сукиасян. М., 1993.
  17. Прайс Д., Бивер Д. Сотрудничество в “невидимом колледже” / Пер. с англ. М.К. Петрова // Коммуникация в современной науке: Сборник переводов / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Э.М, Мирского и В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976.
  18. Семеновкер Б.А. Ретроспективная государственная библиография СССР: Справочник. М.: Кн. палата, 1990.

 

1 Управление персоналом на производстве: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

2 Фененко Ю.В. Социология: учебник для вузов / Ю.В. Фененко. М.: Проспект, 2008

3 Гарфилд Ю. Индексы научного цитирования, их анализ и использование: Реферат/ ИНИОН АН СССР; Автор Т.В. Горбунова. М.: ИНИОН АН СССР, 1988

4 Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М.: Наука, 1988

5 Гарфилд Ю., Мейлин М., Смолл Г. Цитатные данные как индикаторы науки // Научная информация и система научных коммуникаций: М.: ИНИОН АН СССР, 1981

6 Поиск информации в библиотеках: Методические рекомендации / Сост. Э.Р. Сукиасян. М., 1993

7 Прайс Д., Бивер Д. Сотрудничество в “невидимом колледже” / Пер. с англ. М.К. Петрова // Коммуникация в современной науке: Сборник переводов / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Э.М, Мирского и В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976

8 Семеновкер Б.А. Ретроспективная государственная библиография СССР: Справочник. М.: Кн. палата, 1990

9 Кравченко А.И. Социология / А. И. Кравченко. СПб: Питер, 2008

10 Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2008

11 Попов Ю.Н. Современная экономика и социология труда. - М.: Экон-Информ, 2003

12 Федосеев, В.Н. Управление персоналом организации: учебное пособие / В.Н. Федосеев. М.: Экзамен, 2005

13 Тощенко Ж.Т. Предмет и структура социологии труда // Социологические исследования. - 2003

14 Фролов С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов. М.: Гардарики, 2008

15 Экономика и социология труда / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2008

16 Социология / под ред В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2002

17 Социология/ Под ред. В.М. Сырых. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002

18 Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000

 


Информация о работе Разработка программы социологического исследования