Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 09:22, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в исследовании товарной стратегии, и ее влияния на эффективность деятельности предприятия, а также поиск путей совершенствования товарной стратегии
Основные задачи исследования:
1. Изучить товарную стратегию предприятия и ее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
2. Исследовать подходы к оценке товарной стратегии предприятия;
3. Составить организационно-экономическую характеристику ОАО «Димское» Тамбовского района;
4. Проанализировать факторы, влияющие на формирование товарной стратегии ОАО «Димское» Тамбовского района;
5. Предложить мероприятия по совершенствованию товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района.
ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Понятие, сущность и цели товарной стратегии в стратегии предприятия
1.2Условия формирования и элементы товарной стратегии
1.3 Жизненный цикл товара как основной элемент товарной стратегии
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2Характеристика товарного ассортимента и специализация ОАО «Димское» Тамбовского района
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ результатов финансовой деятельности предприятия показал, что в 2012 году ОАО «Димское» получило чистую прибыль в размере 98496 тыс.рублей, что в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Выручка от реализации продукции за период исследования увеличилась на 93% и составила 33579 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции составила в отчетном году 2701244 тыс. рублей, что в 2 раза больше, чем в базовом. Прибыль от продаж увеличилась на 56% и в 2010 году составила 63760 тыс. рублей.
Уровень рентабельности продукции в 2010году уменьшалась на 24% и составила 23,5%, что означает на 1 рубль затрат предприятие получило 23,5 копеек прибыли.
Рентабельность продаж уменьшилась на 18%, и в 2010 году составила 19%, что означает, что на 1 рубль выручки, прибыль составила 19 копеек.
2.2 Характеристика товарного ассортимента и специализации ОАО «Димское» Тамбовского района
ОАО «Димское» производит сельскохозяйственную продукцию на основе ведущих достижений международного и российского опыта в области растениеводства, животноводства, кормопроизводства, обеспечивая высокое качество продуктов питания и внося свой вклад в повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.
Основным видом деятельности организации является: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки.
К дополнительным видам деятельности можно отнести разведение КРС, свиней, производство обработанного жидкого молока, оптовая торговля зерном, производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз,
ОАО «Димское» обеспечивает эффективное производство базовой продукции для розничного и промышленного потребления на локальном и региональном рынке в промышленном масштабе и с гарантированным уровнем качества. Продукция экспортируется в Иркутскую область на масложирокомбинат, Приморский край, Михайловский, Благовещенский, Бурейский, Белогорский районы.
Обеспечивает высокую эффективность производства и гарантированное качество, формируя дополнительную ценность для потребителей на рынке продукции кормопроизводства и переработки зерновых.
Далее рассмотрим специализацию ОАО «Димское» Тамбовского района (Таблица 7).
Таблица 7 – Специализация ОАО «Димское» Тамбовский район (Товарная продукция)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
В среднем за 3 года |
Ранг доли | ||||
тыс.рублей |
% |
тыс.рублей |
% |
тыс.рублей |
% |
тыс.рублей |
% | ||
Зерновые культуры |
38637 |
37 |
45501 |
13 |
51837 |
15 |
66436 |
21 |
2 |
Соя |
63334 |
23 |
229065 |
65 |
212752 |
63 |
168383 |
52 |
1 |
Прочая продукция растениеводства |
3160 |
1 |
25064 |
7 |
3309 |
1 |
10511 |
3 |
5 |
Итого продукция растениеводства |
105131 |
61 |
299630 |
85 |
267898 |
80 |
245331 |
76 |
- |
Скот и птица в живой массе |
3342 |
1 |
7279 |
2 |
6353 |
2 |
5658 |
2 |
6 |
Молоко |
33796 |
12 |
39937 |
11 |
40639 |
12 |
38124 |
12 |
3 |
Прочая продукция животноводства |
890 |
0,3 |
1284 |
0,4 |
2310 |
1 |
1495 |
0,5 |
7 |
Итого продукция животноводства |
38028 |
14 |
48500 |
14 |
49302 |
15 |
45277 |
14 |
- |
Прочая продукция организации |
67750 |
25 |
1273 |
0,4 |
18590 |
6 |
29204 |
9 |
4 |
Итого по организации |
174243 |
100 |
349403 |
100 |
335790 |
100 |
319812 |
100 |
- |
Рассчитаем уровень специализации
= ==0,34
Следовательно специализация в ОАО «Димское» - среднего уровня т.к находится в промежутке от 0,2 до 0,4, с наибольшим производством сои равном 52% в среднем за 3 года, а также зерновых культур равном 21% в среднем за 3 года.
Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:
- стоимость готовых изделий (
- полуфабрикаты собственной
- стоимость переработки сырья и материалов заказчика (Спсмз);
- стоимость инструментов, штампов, моделей, приспособлений,
отпущенных на сторону или зачисленных
в основные фонды, предприятия (продукция вспомогательных
- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (Р п.хар).
ТП = ГП + ПФс + Спсмз + Пвц + Р п.хар
Для ОАО «Димское» товарной продукцией будет являться мясо и пищевые субпродукты КСР, свиней, овец, обработанное жидкое молоко, а также зерно, семена и маслосодержащие плоды.
Из таблицы 7 следует, что объем товарной продукции а ОАО «Димское» увеличился в 1,8 раз и в 2012 году составил 319812 тыс.рублей. При этом наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства. Объем продукции растениеводства увеличился в 2,3 раза составив 245331 тыс. рублей, при этом увеличился и ее удельный вес на 15%. Несмотря на то, что объем продукции животноводства увеличился в отчетном году на 12% составив 45277тыс. рублей, ее удельный вес остался неизменным.
2.3 Анализ факторов, влияющих
на формирование товарной
Существуют факторы, влияющие на формирования товарной стратегии ОАО «Димское», а также товарного ассортимента выпускаемого предприятием.
Общими факторами являются спрос и рентабельност
Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.
Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.
К специфическим факторам относятся:
Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Стратегические решения по товару являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что товар служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Кроме того, товар представляет центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара.
Товарная стратегия предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. В ее задачу входит обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов). Кроме этого сюда входит разработка и осуществление стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Продуманная товарная стратегия служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного потенциального покупателя.
Политика ОАО «Димское» в области удовлетворения нужд потребителя, а именно качества продукции, является частью стратегии предприятия, определяющей успех на рынке, формируется его высшим руководством с привлечением широкого круга специалистов, способных обеспечить качество продукции в будущем.
Проанализировав деятельность ОАО «Димское» были выявлены слабые стороны товарной стратегии данного предприятия, такие как:
- недостаточная широта
- слабая рекламно-
- влияние сезонности на
Для устранения выявленных недостатков предлагается провести несколько мероприятий по совершенствованию товарной стратегии предприятия, а именно:
Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существенных рамках. Расширения товарного ассортимента приведет к:
- Получению дополнительной прибыли;
- Задействованию неиспользуемых мощностей;
- Ликвидации пробелов с целью недопущения конкурентов.
Комплексные рекламные кампании, включающие в себя объявления в прессе, по радио, телевидению, на щитах наружной рекламы, строятся на одних и тех же рекламных идеях и творческих находках, так чтобы возможности каждого средства распространения рекламы дополняли друг друга. ОАО «Димское» для проведения широкомасштабной рекламной кампании рекомендуется использовать следующие средства рекламы: реклама на телевидении, наружная реклама, участие в сельскохозяйственных выставках. Следует использовать мощный рекламный взрыв для начала кампании. Для достижении этой цели можно использовать новый рекламный видеоролик. Рекламную кампанию необходимо проводиться в пик сезона продаж, т.е осенью.
Суммируя все вышесказанное, определим перечень мер, которые необходимо осуществить ОАО «Димское» для совершенствования товарной стратегии:
- выявить преимущества
и недостатки товаров-аналогов, выпускаемых
конкурентами и
- изучить мероприятия
конкурентов по
- определить возможные модификации путем повышения качественных характеристик, таких как долговечность, улучшение дизайна;
- выявить и использовать
подходящие для предприятия
- дифференциация продукции,
обеспечивающая относительно
- воздействовать
- увеличивать долю занимаемую на рынке, расширения сбытовой сети.
Таким образом, для успешной деятельности ОАО «Димское» необходимо приложить все свои возможности и средства и к тому же постараться улучшить свою конкурентную позицию на других сегментах рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость разработки товарной стратегии в сельскохозяйственных предприятиях в условиях рыночной экономики растет также вследствие неэластичности спроса и высокой взаимозаменяемости продовольственных товаров, большой трудоемкости и ресурсоемкости аграрного производства, замедленного оборота капитала. Основными причинами, препятствующими ее разработке на современном этапе, являются отсутствие квалифицированных кадров, дефицит финансовых ресурсов и критическое состояние материально-технической базы большинства сельских товаропроизводителей, низкая инвестиционная привлекательность отрасли.
Таким образом, ни одно предприятие не может гарантировать стабильности своих рыночных позиций, если не будет иметь научно обоснованной товарной стратегии, с помощью которой происходит формирование и управление ассортиментом, внедрение инноваций в производстве продукции и поддержание ее конкурентоспособности на требуемом уровне, нахождение для нее оптимальных каналов распределения и рыночных ниш.
Разработка и осуществление товарной стратегии требует соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых, финансовых, кадровых) в настоящее время и на перспективу.
В результате анализа деятельности ОАО «Димское» Тамбовского района можно сделать вывод о том, что предприятие является динамично развивающимся. Наблюдается рост таких важных показателей как рентабельность и прибыльность предприятия. При анализе ассортиментной политики предприятия было выяснено, что ассортимент очень сильно подвержен влиянию сезонности, хотя является достаточно широким и устойчивым.
Информация о работе Разработка товарной стратегии предприятия ОАО «Димское» Тамбовского района