Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:00, реферат
Формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности.
Региональные проблемы промышленной политики
Формирование
промышленной политики на федеральном
и региональном уровнях является
важнейшей составляющей современного
этапа реформирования в России. Используя
данный инструмент, государство осуществляет
управление всей рыночной средой, а
также отдельными отраслями и
предприятиями с целью
Отказ от системы
централизованного планирования и
административно-командного управления
привел к усилению регионализации в
экономике. Причем этот процесс шел
не только на уровне субъекта федерации.
Сегодня хозяйственные
Проблема формирования и реализации промышленной политики тесно связана с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии. Действительно, хотя рыночный механизм и обеспечивает эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций он обнаруживает свою “недостаточность” с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Оно, как правило, реализуется по следующим направлениям1.
1. Удовлетворение
потребностей в общественных
благах, включающих национальную
оборону, общественный порядок,
2. Устранение
отрицательных и
3. Ликвидация
асимметричности в
4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов.
В любой народнохозяйственной
системе существует свое соотношение
рыночных и нерыночных рычагов в
управлении. Конечно, сложно количественно
охарактеризовать экономическую роль
правительства. Например, в США 20% ВВП
производится под правительственной
эгидой. Здесь имеется в виду и
деятельность казенных предприятий, и
формируемые государством программы,
к реализации которых привлекаются
частные фирмы. Помимо этого правительство
осуществляет ряд программ социального
страхования и социального
В западной литературе, посвященной государственному регулированию, в перечень экономических функций правительства включается2:
обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы;
формирование конкурентной среды и защита конкуренции;
перераспределение доходов;
стабилизация
экономики, т.е. контроль уровней занятости
и инфляции (обусловливаемых
Если идентифицировать
названные функции с
Практически ни одна из вышеперечисленных функций напрямую не относится к промышленной политике. Исключение – обеспечение экономического роста. Однако это скорее ее цель и/или результат.
Рассмотрим и попробуем оценить различные факторы экономического роста. Он может определяться увеличением общего объема реального ВНП (ЧНП) за некоторый период или его изменением в пересчете на душу населения. Использование того или иного измерителя позволяет, на мой взгляд, разделить приоритеты федеральной и региональной промышленных политик. Первый, безусловно, является характеристикой развития государства, а второй – важнейшим показателем на уровне региона (он прежде всего свидетельствует об успешности промышленной политики как основы функционирования региональной экономики).
Экономические
функции государства
и субъекты их реализации
|
Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо:
разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики;
выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственными и региональными политиками.
На рис.1 представлена иерархия возможных уровней формирования промышленной политики в России.
Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной промышленной политики).
В общем случае промышленная политика кроме инвестиционной содержит несколько структурных составляющих (экспортно-импортную, налоговую, кредитную и т.п.), позволяющих целенаправленно воздействовать на достижение поставленных целей (рис. 2 и 3). Отмечу, что наиболее часто используются налоговые возможности регулирования (в частности, для смягчения цикличных кризисов производства и увеличения устойчивости развития экономики). В максимальной степени потенциал налогов должен быть задействован в инвестиционной сфере посредством косвенного государственного регулирования.
Структурно-инвестиционная политика не является чисто рыночным инструментом и потому должна осуществляться государством как рыночными, так и административными методами. При определении направлений инвестирования необходимо учитывать следующие критерии:
обеспечение платежеспособного спроса (и его роста) на продукцию инвестируемого производства;
минимизацию капиталоемкости инвестиционных проектов;
минимально возможные инвестиционные и производственные циклы проектов;
максимально возможную прибыль на вложенный капитал;
максимальную величину технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного проекта.
Естественно, что инвестиции будут наиболее эффективны, если каждое решение в данной области будет отвечать всем критериям без исключения. Предполагается, что это возможно, если соответствующие решения будут приниматься в отношении конкретных предприятий или их групп, но не отраслей и подотраслей. Конечно, соблюдение всех названных условий труднодостижимо, однако в 2001 г. сложилась ситуация, когда экономика по темпам роста превзошла инвестиционную сферу, что сделало возможным принятие проектов, соответствующих не всем критериям.
Практика показывает, что определяющим элементом региональной промышленной политики является инвестиционная составляющая. Она формируется на базе своих аналогов субъектов хозяйствования данного территориального образования, включая государственные организации и учреждения (рис.4). Последние в свою очередь подвержены влиянию внешних факторов, одним из которых является промышленная политика региона.
При разработке инвестиционной политики принято выделять помимо традиционных прямых и портфельных инвестиций также:
нефинансовые (неденежные) – в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в инвестиционный проект, предприятие, бизнес;
инновационные – осуществляемая с целью внедрения на предприятии уже созданных технологических новшеств3.
Данные виды инвестиций являются важнейшими для реализации промышленной политики в регионе и на хозяйствующем субъекте, однако именно для них система поддержки на различных уровнях недостаточна.
Инвестиционная
стратегия предприятия
Отмечу, что в
настоящее время разделение полномочий
по объектам между федеральной и
региональной политикой в инвестиционно-
Основой для
поддержки инвестиционной политики
тех или иных хозяйствующих объектов
(созданию им благоприятных условий
развития и, соответственно, формированию
ограничительных мер для
Теоретически предполагается, что в конкурентной рыночной системе обеспечивается оптимальное распределение ресурсов для производства каждого из множества товаров и услуг. Однако этот вывод не учитывает связанных с производством и потреблением товара (услуги) побочных эффектов. Последние возникают, когда в процессе производства часть издержек переходит к третьей стороне (т.е. не потребителям и не производителям данной продукции). Наиболее очевидные эффекты такого рода – экологические проблемы.
Здесь нередко
имеет место следующая цепочка
явлений. В ряду хозяйствующих объектов
той или иной направленности появляется
предприятие, которое за счет минимизации
издержек становится наиболее конкурентоспособным.
Однако данные минимальные издержки
достигаются в значительной степени
за счет порождения побочных экологических
эффектов. В этой ситуации для нормализации
положения региональные органы управления
могут использовать налоговое или
административно-
Инструментами региональной промышленной политики могут являться также такие классические способы поддержки и развития предприятий, как государственный и муниципальный заказы, трансфертные платежи.
Информация о работе Региональные проблемы промышленной политики