Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие маркетинговой деятельности в системе управления предприятием. На основании поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль маркетинга в системе управления предприятием.
2. Проанализировать маркетинговую деятельность на примере ОАО “Сосновка”.
3. Сделать соответствующие выводы на основании проведенных исследований.
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1 МАРКЕТИНГ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ …..……….4
Место современного маркетинга в управление предприятием…..4
Управление предприятием на принципах маркетинга……………6
Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………….9
Раздел 2 МАРКЕТИНГ В УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «СОСНОВКА»…………………………………………………………………...13
2.1 Характеристика и анализ ОАО «Сосновка»………………………...13
2.2 Управление маркетинговой деятельностью ОАО «Сосновка»……16
Раздел 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОАО «СОСНОВКА»……………....21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….25
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению, тогда как термин “конкуренция” относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших субститутов. Степень взаимозаменяемости товара детерминируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка. [19]
Все вышесказанное можно объединить в одной схеме, в которой можно увидеть основные цели, задачи и функции службы маркетинга. Схема представлена на рисунке 1 в приложении 1.
В итоге можно сделать вывод о том, что маркетинг играет особую и исключительно важную роль в стратегическом управлении. Пронизывая все его процессы, маркетинг делает возможной ориентацию фирмы на запросы потребителей и тем самым обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду. В то же время переход к стратегическому управлению послужил мощным импульсом к развитию маркетинга и изменению его роли в фирме. Именно стратегическое управление выдвинуло маркетинг на передний план, существенно повысив его значимость и качественно изменив его роль в осуществлении бизнеса.
Раздел 2 МАРКЕТИНГ В УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «СОСНОВКА»
2.1 Характеристика и анализ ОАО «Сосновка»
Курорт-отель «Сосновка» представляет собой компанию, существующую на рынке санаторно-курортных услуг уже более 10 лет. Развитие курорт – отеля «Сосновка» представлено в таблице 2.
Таблица 2
Хронологический обзор развития курорт - отеля «Сосновка»:
1955г. |
На базе пионерского палаточного лагеря им. О. Кошевого был организован Дом отдыха «Сосновка». |
1958г. |
Территория обустраивается щитовыми домиками. |
1962г. |
Построен пищеблок и административный корпус № 1 |
1967г.- 1971г. |
Построен корпус № 2 (3 этажа) и спортзал, овощехранилище и гараж. |
1971г. |
Происходит расширение площади пищеблока |
1980г. |
Обустроен пляж и лодочная станция |
1982г. |
Вводиться в эксплуатацию корпус №3 (9 этажей) |
1988г. |
Вводится в эксплуатацию лечебный корпус. |
До 20.01.1993г. |
Дом отдыха «Сосновка» |
1994г. |
Проведена реконструкция корпуса № 1 (пристроен 3-й этаж) |
24.05.1996 г. |
Дом отдыха переименован в ОАО «Санаторий «Сосновка» |
2005г. |
Приобретён корпус № 4 (2 этажа) у санатория «Речкуновка» |
07.03.2005г. |
Санаторий «Сосновка» был переименован в ОАО Курорт-отель «Сосновка» |
На сегодняшний день курорт-отель «Сосновка» - это современный комплекс, который идеально подходит как для корпоративного, так и для индивидуального отдыха, для проведения и масштабных, и деловых мероприятий; центр с хорошей медицинской базой и широким спектром оздоровительных программ. Курорт-отель расположен на берегу Бердского залива в сосновом бору.
Комфортабельные номера, развитая инфраструктура, разнообразные возможности для работы и отдыха, восстановления здоровья, собственный пляж.
Виды деятельности:
- санаторно-курортные
услуги (размещение в номерах,
медицинские услуги, питание, так
же есть собственный кинозал,
тренажерный и спортивный залы,
проводятся различные
- конгресс - услуги (организация конференций, различных деловых встреч);
- розничная торговля
(открыто два магазина, один на
территории курорт - отеля, второй
в г. Бердске, так же открыто
три точки продажи
Основные рынки, на которых курорт-отель Сосновка проявляет свою деловую активность – это рынки услуг по оздоровлению, проведению отдыха и деловых мероприятий. Можно выделить два продуктивных направления и обозначить типы потребителей и характерные для них особенности спроса (таблица 3).
Таблица 3
Потребительские характеристики по основным продуктовым направлениям
Потребительские характеристики |
Продуктовые направления | ||||
Отдых и оздоровление |
Организация конференций,
семинаров и корпоративных | ||||
Типы потребителей |
- люди, проявляющие заботу о поддержании своего здоровья и здоровья своих близких; - люди, заинтересованные
в проведении выходных дней
на природе в комфортных |
Корпоративный клиент: - крупные промышленные предприятия; - коммерческие организации регионального уровня; - профессиональные ассоциации; - органы власти; - научные институты; - образовательные и культурные центры. | |||
Основные потребительские ценности |
- уникальное сочетание природных факторов; - комфортабельные условия проживания; - трёхразовое и диетическое питание; - комплексное медицинское обслуживание; - организованный досуг для взрослых и детей. |
- Возможность одновременной работы разных по численности аудитории (от 10 до 440 человек); - комфортабельные условия проживания; - организованный досуг. | |||
Критические требования к продукту |
- возможность бронирования; - границы общественной приемлемости; - доставка отдыхающих до курорт - отеля и т. п. |
- многофункциональность помещений; - качественная акустика и освещение; - комплекс аудио – визуального и конгрессного оборудования; - возможность VIP – обслуживания. |
Высшим органом управления предприятием является собрание учредителей, которое определяет основные направления деятельности предприятия, утверждает бизнес план предприятия на текущий год, следит за выполнением программы развития предприятия и т.д. Собрание учредителей назначает директора фирмы, который руководит её работой, подбирает персонал фирмы. Организационная структура ОАО «Сосновка» представлена в приложении 2.
Как видно из организационной структуры, все подразделения связаны между собой. Генеральный директор осуществляет контроль над всеми подразделениями, финансово-экономический отдел взаимодействует со всеми подразделениями в плане формирования доходов, расходов. Коммерческий отдел осуществляет продажу услуг, данные по которой получает центр гостеприимства. Центр гостеприимства дает данные, которыми пользуются: центр питания, для организации питания, центр развлечений, для организации досуга, центр бизнес услуг по размещению корпоративных клиентов и т.п.
2.2 Управление маркетинговой деятельностью ОАО «Сосновка».
Выручка за 2008 год составила 138712 тыс. руб., что на 2038 тыс. руб. больше, чем за предыдущий период. Валовая прибыль в 2008 году составила 10712 тыс. руб., что на 1317 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г. Во многих странах начался мировой экономический кризис, он не обошел стороной и рынок санаторно-курортных услуг, спрос постепенно стал падать и в межсезонье, заселенность по путевкам была очень низкой, по конгресс - мероприятиям так же уменьшился спрос, что повлекло уменьшение ожидаемой выручки. Коммерческие расходы в 2008 году составили 3064 тыс. руб., что на 1568 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде. Прочие расходы, включая проценты к уплате, в 2008 году составили 11515 тыс. руб., что на 1538 тыс. руб. меньше чем в 2007 г. Прочие доходы составили 1413 тыс. руб., что на 285 тыс. руб. больше чем за предыдущий период. Если все подсчитать, то предприятие получило убыток в размере 2648 тыс. руб., не считая налогообложения.
Маркетинговая служба занимается не только анализом денежных потоков, но и анализом конкурентов. Форма для представления данных сравнительного анализа факторов конкурентоспособности ОАО «Сосновка» на территории НСО по бизнес – направлениям приведена в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности бизнес – направлений курорт – отеля «Сосновка».
Конкурент |
Преимущества |
Недостатки конкурента | ||
вообще |
относительно курорт - отеля |
вообще |
Относительно курорт - отеля | |
Санаторий «Красноозёрский» (номерной фонд 220 мест). |
Живописное расположение (в лиственном лесу, в излучение реки Карасук) многопрофильное лечение. |
Функционирует школа верховой езды. Грязелечение (высокоэффективная сульфидная иловая грязь и рапа местного озера). |
Не предлагается организация деловых мероприятий. |
Ценовая политика 2 –х местные номера – с удобствами на блок. Значительно удалён от Новосибирска. |
Санаторий «Доволенский» (номерной фонд на 150 человек). |
Живописное расположение в берёзовом массиве на берегу озера Доволенского. Низкая ценовая политика. |
На территории здравницы имеется минеральный источник. По своему составу вода аналогична знаменитым водам «Есентуки» |
Не предлагается организация деловых мероприятий. Слабая развлекательная программа. |
Значительно удален от Новосибирска. |
Санаторий «Парус», Кудряшовский бор |
Все номера повышенной комфортности |
Лечение пчелоужаливанием |
Близость частного сектора |
Невозможность проведения крупных деловых мероприятий (конференц-зал на 120 чел.) |
Санаторий-профилакторий «Березка» |
Низкая ценовая политика |
Возможность совмещения работы и отдыха |
Узкий диапазон медицинских программ |
2-х местные номера – с удобствами на блок. Недостаточно развита лечебная база. |
Так же маркетинговая служба проводит анализ, по эффективному использованию ресурсов, оптимизации действий курорт - отеля по использованию внешних факторов, оценивает сильные и слабые стороны и возможности угроз исходя из ближайшего окружения. Весь анализ приведен в таблице 5.
Таблица 5
SWOT – анализ
Сильные стороны (Strengths) |
Возможности (Opportunities) |
Слабые стороны (Weaknesses) |
Угрозы (Threats) |
1 Имидж и потенциал ОАО « |
1 Ориентация потребителя на
восстановление здоровья в |
1 Конкуренты, обладающие теми же самыми ресурсами. |
1 Активизация конкурентов |
2 Более чем 10 летний опыт оказания услуг по санаторно-курортному обслуживанию |
2 Участие в конкурсе на право
предоставления санаторно- |
2 В настоящее время рынок курортных услуг, так же как и страна по немного выходит из международного экономического кризиса, поэтому имеется риск маленькой заполняемости санатория, особенно в зимний период, межсезонье. |
2 Необязательность партнеров |
3 Расположение в рекреационной
зоне Новосибирской области, |
3 Внедрение базы клиентов |
3 Недостаточное оперативное |
3 Низкая платежеспособность |
4 Комфортабельные номера, развитая инфраструктура, разнообразные возможности для работы, отдыха восстановления здоровья. |
4 Расширение количества рекламных партнеров. |
||
5 Более чем пятилетний опыт
Конгресс-центра по |
5 Повышение ответственности |
||
6 Материально-техническая база Конгресс-центра (конференц-залы, учебные классы, оборудование, лобби-бар), позволяющая проводить крупномасштабные конференции и обучающие семинары, как на региональном, так и на международном уровне. |
6 Тенденции омоложения состава больных, приезжающих на курорт: основная (75%) возрастная группа приезжающих на лечение - 30-50 лет. |
||
7 Сложившаяся сеть партнеров и поставщиков |
7 Применение мер по поглощению конкурентов. |
||
8 Высокие амбиции руководства |
8 Стабильность политики РФ |
||
9 Наличие направлений, соответствующих стратегии развития санатория, гибкая ценовая политика, наличие необходимых лицензий. |
9 Персонализация и постоянное улучшение web-сайта |
||
10 Эффективная реконструкция |
Информация о работе Роль маркетинга в системе управления предприятием