Роль службы маркетинга для гостиничного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являться изучение роли маркетинга на гостиничном предприятии.
Целью исследования работы является - выявление роли гостиничного предприятия в индустрии гостеприимства.
На решение поставленной цели направлены следующие задачи:
исследовать маркетинг в индустрии гостеприимства;
изучить организацию работы отдела маркетинга и продаж гостинице;
дать характеристику службы маркетинга в гостиничных комплексах «Атриум» и «Рубцово»;

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………..3
§ 1.Маркетинг в индустрии гостеприимства………………………….………5
§ 2. Организация работы отдела маркетинга и продаж в гостинице………..9
§ 3. Характеристика службы маркетинга в гостиничных комплексах «Атриум» и «Рубцово»…………………………………….…………...……..14
Заключение… ……………………………………………….…...……………21
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа конечный вариант.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования Вологодской  области

БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РОЛЬ СЛУЖБЫ  МАРКЕТИНГА ДЛЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА

 

Курсовая работа

 

по индустрии  гостеприимства

специальность 2307 Туризм

 

 

 

 

 

студентки 3 курса

Логачевой Екатерины Игоревны

Научный руководитель:

преподаватель индустрии гостеприимства

Баева Н.А.

 

 

 

 

ВОЛОГДА

2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………….…………………..3

§ 1.Маркетинг в индустрии  гостеприимства………………………….………5

§ 2. Организация работы отдела маркетинга и продаж в гостинице………..9

§ 3. Характеристика службы маркетинга в гостиничных комплексах «Атриум» и «Рубцово»…………………………………….…………...……..14

Заключение…  ……………………………………………….…...……………21

Список литературы………………………………………………...…….…… 23

Приложения………………………………………….…………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Маркетинг - система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг. Маркетинг помогает организовать и направить предпринимательскую деятельность в нужное русло, оценить и повысить покупательную способность клиента, донести конечный товар до потребителя.

Актуальность проблемы роли маркетинга состоит в том, чтобы обеспечить эффективное развитие и функционирование, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается  таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную, маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем предприятий.

Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации предприятиями продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая система, как подсистема организационного управления существует на любом предприятии, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия.

На сегодняшний день роль маркетинга значительно возросла. С каждым годом  объем ее функций возрастает: планирование продаж, анализ рынка и конкуренции – и это вовсе не полный перечень вопросов, которые возникают в процессе работы данного отдела.

 

Объектом исследования является маркетинговая служба гостиничных предприятий.

Предметом исследования являться изучение роли маркетинга на гостиничном предприятии.

Целью исследования работы является - выявление роли гостиничного предприятия в индустрии гостеприимства.

На решение поставленной цели направлены следующие задачи:

  1. исследовать маркетинг в индустрии гостеприимства; 
  2. изучить организацию работы отдела маркетинга и продаж гостинице;
  3. дать характеристику службы маркетинга в гостиничных комплексах «Атриум» и «Рубцово»;

Методы исследования – анализ и обобщение учебной, научной, учебно-популярной литературы.

 Вопрос о роли  службы маркетинга в индустрии  гостеприимства был изучен английскими   учеными  Дж. Эванс и Б. Берман, которые считают, что маркетинг  – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия фирмы, организации или человека. Из зарубежных специалистов наиболее крупный вклад в теорию маркетинга внесли такие ученые, как Т. Левит, Р. Аскофф, Л. Роджер, М. Бакер, Р. Александер.

Среди ученых известными специалистами в области маркетинга являются Байлик С.И., Браймер Р.А., Виханский О.С, Коган Т.Л., Лесник А.Л.

 

§1. Маркетинг в индустрии  гостеприимства

Маркетинг является одной  из функций управления, заключающейся  в организации и направлении предпринимательской деятельности, оценке и ориентировании покупательной способности клиента на повышение спроса на услуги, на продвижение товара и услуг к конечному потребителю

Маркетинг можно рассматривать, как длительный процесс изучения рынка, развития продукта, продвижения товара, продажи, мониторинга и обзора.

Рынок гостиничных услуг, как и рынки многих других товаров  и услуг, характеризуется существованием большого количества групп потребителей, различающихся вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одного отеля (или продукта), мотивация приобретения продукта различна. Например, клиентами одного и того же отеля могут быть бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок, требования к одному и тому же продукту отеля будут далеко не одинаковы. Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий, заказывают, как правило, двухместное размещение, а также обеды и ужины по специальному (групповому) меню. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогое размещение, питание и т.п. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги гостиницы — телефонная связь и подключение к интернету в номере, услуги бизнес - центра, переговорные комнаты, возможность аренды технического оборудования и т.д.[1].

Существуют два основных подхода к представлению продукта на рынке. При недифференцированном подходе считается, что рынок однороден, покупатели одинаковы, соответственно, не требуется дифференциация продуктов и системы сбыта, а главное – охватить

максимум рынка и  потребителей.

Очевидно, что при таком  подходе усилия менеджмента распыляются  на тех потребителей, которые, возможно, и не нуждаются в продукте, но не уделяется достаточно внимания целевой группе потребителей. В настоящее время такой подход к рынку в гостиничном бизнесе практически не используется, к нему прибегают лишь в отдельных случаях на непродолжительное время, например при выходе отеля или отдельного его продукта на рынок.

Так, этой тактикой воспользовался отель «Парк Арарат Хайят» при  выходе на гостиничный рынок Москвы в сентябре 2002 г. Менеджмент отеля  объявил одинаково низкие тарифы для всех групп потребителей, рассчитывая привлечь максимальное число клиентов к продукту. Через полгода отель повысил тарифы в 2 раза и начал предоставлять различного уровня скидки разным группам клиентов [2].

Дифференцированный подход, или целевой маркетинг, сегодня предпочитают большинство отелей. Этот подход предполагает, что рынок состоит не менее чем из двух категорий потребителей, по-разному реагирующих на те или иные особенности продуктов и услуг. В соответствии с этим подходом выбирают сегменты рынка — определенные группы потребителей, обладающих сходными признаками, характеризующиеся однотипной реакцией на предлагаемый продукт, а также на набор маркетинговых стимулов [2].

 Также маркетинг  должен совершенствоваться, для  этого продумываются и вводятся  новые специальные маркетинговые технологии программ обслуживания.

Специальные маркетинговые  программы гостиниц и введение новых  технологий сегодня стали неотъемлемой частью их корпоративной политики и  залогом успешного ведения бизнеса.

Менеджмент отеля, обладая знаниями и навыками управления, как правило, всегда стремится найти и предложить клиентам новые виды услуг. Постоянные изменения в номенклатуре услуг - один из важнейших элементов целевой стратегии отеля, направленной на формирование конкурентных преимуществ.

Разработка новых продуктов  является необходимым условием поступательного  развития любого гостиничного предприятия, о чем свидетельствуют следующие  факторы:

  • жизненный цикл продукта - все существующие продукты имеют свойство устаревать, т.е. спрос на них с течением времени падает, поэтому важно искать способы совершенствования существующих и разработки абсолютно новых продуктов, которые смогут заменить устаревающие;
  • конкуренция - успешная новинка, предложенная отелем на рынке, позволяет ему приобрести конкурентные преимущества, и наоборот, успешная новинка отеля-конкурента ослабляет позиции вашего отеля на рынке;
  • потребительские вкусы - с течением времени меняются вкусы и предпочтения гостей, которые с интересом воспринимают появление нового предложения;
  • структура рынка - под воздействием политических, экономических, технологических, социально-культурных и других изменений в обществе меняются и сам рынок, и его структура (успех возможен лишь за счет своевременной адаптации отелем своей продуктовой политики к потребностям меняющегося рынка).

Новые гостиничные продукты можно разделить на три типа:

  • имитация - продукты, новые для данного отеля, но не для рынка;
  • видоизмененные - обновленные уже существующие продукты;
  • подлинные новинки - уникальные продукты, в которых рынок испытывает действительную потребность.

Как свидетельствует  опыт гостиничных корпораций, достигших  успеха, нельзя все время ограничиваться совершенствованием уже существующих услуг и продуктов. Только по-настоящему новые продукты и услуги, ориентированные на незанятые участки рынка, могут принести гостиничному предприятию высокую отдачу. При этом новинки должны опираться на реальные возможности и ресурсы гостиницы.

Ориентация гостиничного предприятия на разработку и вывод  на рынок новых продуктов требует использования передовых технологий обслуживания [2].

Передовая технология обслуживания - это совокупность всех существующих и применяемых отелем организационных, технологических, маркетинговых, финансовых, кадровых и других инструментов, методов и способов ведения бизнеса.

Примерами простейших технологий в гостиничном бизнесе могут  служить технологии уборки номеров, приготовления различных блюд в  ресторанах, стандарты сервировки, манера обращения с гостями, стандарты  телефонного этикета, способы продвижения услуг на рынок и т.д. Использование таких технологий должно позволять гостинице извлекать выгоду из своей позиции на рынке и развивать сервисные и сбытовые возможности для увеличения своего конкурентного преимущества.

С целью выявления  новых важных направлений нужно собрать информацию об уже существующих и появляющихся технологиях, которые можно применить для ведения бизнеса. При этом необходим обзор не только гостиничных технологий, но и тех, которые используют партнеры, поставщики и сами клиенты. Поиск целесообразно также вести в смежных и даже далеких от гостиничного бизнеса отраслях.

 

 

§2.Организация работы отдела маркетинга и продаж в гостинице

Структура службы зависит  от потребностей и размера гостиничного предприятия. Как правило, возглавляет службу маркетинга и продаж директор, который напрямую подчиняется генеральному директору гостиницы.

Директор службы маркетинга и продаж руководит работой трех отделов, входящих в состав этого  подразделения.

Отдел продаж занимается организацией корпоративных продаж, предлагая проведение в гостинице симпозиумов, конференций, совещаний, а также взаимодействует с туристскими агентствами. Отдел продаж только оформляет заказы, а организацией мероприятий занимается отдел обслуживания конференций, который и взаимодействует с заказчиком. Большую часть своего времени сотрудники отдела продаж проводят за пределами гостиницы в поисках «оптовых» покупателей гостиничных услуг.

Отдел рекламы и связей с общественностью разрабатывает бюджет рекламной кампании, определяет рекламные средства, составляет рекламные послания и взаимодействует с уполномоченным рекламным агентством гостиницы (если такое существует). Отдел составляет краткосрочные и долгосрочные планы мероприятий, способствующих формированию привлекательного имиджа отеля. Сотрудники отдела часто контактируют с профильными агентствами.

Отдел обслуживания банкетов и конференций координирует распределение  номеров для собраний и конференций, заказы на которые оформляет отдел продаж. Чаще всего сотрудники этого отдела полностью контактируют с клиентом по всем вопросам организации. Они также управляют процессом подготовки предполагаемого мероприятия, взаимодействуя со всеми необходимыми для этого службами гостиницы [5].

В задачи маркетинговой  службы входит также определение  основных сегментов рынка, с которыми отель будет успешно работать, составление профиля клиента  и определение основных методов  и инструментов привлечения клиентов.

В функции этой службы входит разработка клиентских программ, программ поощрения приверженных клиентов, систем корпоративных тарифов.

Также существуют задачи и функции отдела маркетинга и продаж в гостинице.

В перечень задач отдела продаж и маркетинга входит и определение  сегмента на который будет направлена работа гостиницы, определение методов  привлечения клиента в гостиницу, данная задача является наиболее обширной, ведь существует огромное количество людей, и к каждому нужен свой подход. Также в функции данной службы входит организация рекламных кампаний, определение методов подачи информации, которую собственно и нужно донести до клиента. В перечень задач, выполняемых отделом продаж и маркетинга, также стоит отнести такую специфическую задачу, как подача графиков предполагаемой загрузки отеля. Эта часть работы выполняется, «интуитивно», опираясь на ситуацию в стране и регионе, учитывая происходящие события, с учетом прошлого опыта гостиницы [5].

Маркетинговая служба также проводит опросы клиентов, с целью получения информации о степени удовлетворенности. Существует несколько способов проведения данного опроса, во-первых, это заполнение анкет при поселении, во-вторых, анкету можно поместить на видное место в номере, перед этим желательно обратиться к клиенту с просьбой о ее заполнении, еще одним способом может служить опрос на сайте гостиницы.

На мой взгляд, наиболее сложной задачей отдела маркетинга и продаж является определение ценовой  политики гостиницы. В данный этап работы входит определение так называемого, основного тарифа, и системы скидок на предприятии. Очень небольшое количество клиентов платит за услуги гостиницы полную стоимость, в основном это клиенты «с улицы» - единожды пользующиеся услугами гостиницы. Все остальные посетители имеют скидки, которые могут варьироваться в зависимости от частоты посещения гостиницы, предварительного бронирования номера, сезона, от количества человек (возможно также заселение группами), статуса клиента. Также в систему скидок может входить и система поощрения, то есть получение каких-либо бонусов, призов и бесплатных услуг. Это может зависеть от частоты посещения гостиницы, от использования какой-либо специфичной услуги или от суммы заказа в гостиничном ресторане, SPA-салоне, и иных, предоставляемых в отеле сопутствующих услуг.Существуют ситуации, когда работа отеля может не приносить никаких результатов, это зависит от ситуации на рынке данных услуг. Поэтому еще одной задачей отдела продаж и маркетинга является изучение тенденций рынка и прогнозирование спроса. С целью улучшения работы гостиницы отдел продаж и маркетинга отслеживает тенденции на рынке, делает соответствующие выводы и предлагает меры по устранению возникшей проблемы. В качестве рекомендаций могут служить изменение цены на услуги, предоставление более широкого спектра услуг, усиление рекламной кампании.

Информация о работе Роль службы маркетинга для гостиничного комплекса